Ахваз

Базар в Табризе

Иранские базары достойны отдельного тура в Иран. Каждый из них отличается неповторимой отделкой, местными товарами и людьми, которые их продают. Тебриз – ключевой город на Великом Шелковом пути. Отсюда караваны расходились по всей Персии и в соседние страны. Неудивительно, что это место стало пересечением десятка культур. Базар в Тебризе почти в 4 раза больше Гранд Базара в Стамбуле. Он занимает площадь более миллиона квадратных километров, а его улицы тянутся почти на 4 километра в каждую сторону. Внутри он состоит из нескольких тематических базаров. например, базар Мозаффарие знаменит ковровыми лавками и обувными мастерскими, базар Амир – ювелирными украшениями. Всего на территории базара в Тебризе 8 рынков, 28 мечетей, 8 медресе и 5 бань.

Этимология

Слово Ахваз представляет собой современную персидскую форму арабского «Ахваз», которое, в свою очередь, происходит от более старого персидского слова. В Дехходский словарь конкретно определяет «Сук-аль-Ахваз» как «Рынок хузи», где «Сук» — это эламское слово, обозначающее рынок, а «Ахваз» — это сломанное множественное число (اسم جمع) формы «аф’ал» (افعال) слова «хуз», которое само происходит от персидского Хуз, из ахеменидских надписей, где впервые встречается этот термин. Таким образом, «Ахваз» на персидском языке означает «народ хузи», что относится к коренным жителям Хузестана — хузи.

Название региона появляется в средневековье. Сирийский источники как ܒܝܬ ܗܘܙܝܐ Be Huzáyé, что буквально означает «земля хузи».

Между тем термин «хуз» — это Древнеперсидский исполнение Суз (Сузы-Susiana), родной Эламит название региона. Видеть Происхождение названия Хузестан и Больше подробностей.

Краткое описание

На побережье реки Карун в западной части Ирана лежит город Ахваз — столица остана Хузестан и центр металлургической промышленности. В 120 километрах от него находится портовый город Абадан, расположенный на границе с Ираком. Над территорий города и его окрестностей властвует жаркий, засушливый климат. В самый знойный месяц температура может достигать 50 градусов.

В древние времена на территории Ахваз располагалась одна из резиденций персидских правителей. На протяжении столетий много изменилось и теперь старинный иранский город преобразовался в центр нефтяной и металлургической индустрии с развитой экономикой.

В течение столетий Ахваз пережил немало трагических событий. Он не раз погибал и возрождался снова. До 12 столетия город представлял собой процветающее поселение. Но нашествие монгольских войск нарушило привычный и налаженный ритм жизни горожан. В результате разорения и грабежей завоевателей город лишился своего благополучия. В последствии осушительные каналы пришли в негодность, плотины были разрушены. Плантации сахарного тростника, лишившись притока воды, погибли. На стыке 19 и 20 столетия в когда-то процветающем городе проживало лишь около тысячи жителей.

Возродиться вновь и вернуть себе былую славу и величие городу помогли строительство железнодорожного полотна и открытие Суэцкого канала. Таким образом, экономика Ахваз стала быстро развиваться. В середине 20 столетия в Ахвазе были открыты богатые месторождения газа и нефти. По сравнению с началом подъема экономики население города увеличилось во много раз. Число горожан давно перевалило за миллион и продолжает увеличиваться. Территория города занимает выгодную позицию, находясь на перекрёстке железнодорожного и речного транспортного сообщения.

Центральная улица современного города является сосредоточением торговых центров. Не менее оживлённым местом является городской базар, прилавки которого ломятся от изобилия разнообразного товара. Великолепными местами отдыха служат речной бульвар и окружающие его скверы. Удивительным и запоминающимся зрелищем в Ахвазе являются яркие и фееричные вспышки на нефтяных скважинах, особенно привлекающие взгляд в тёмный период суток.

Барельеф Бисотун

В 520 году до н.э. на дороге из Вавилона в Экбатаны был высечен барельеф, изображающий триумф Дария над магом Гауматой и мятежными царствами. На нем изображен персидский царь, попирающий ногой поверженного Гаумату, а напротив стоят девять мятежных вождей с мольбой о пощаде. Над фигурами парит верховное божество зороастризма Ахура Мазда, благославляющий Дария на царство. Три таблички над головами людей повествуют о деталях этого события.

Бехистунский барельеф дал возможность археологам всего мира расшифровать клинописные тексты большинства народов древнего Востока. После восшествия на престолДарий развил активную пропагандистскую деятельность. На барельефе с хроники его победы написаны на трех главных языках Персии: древнеперсидском, то есть родном языке Дария, аккадском – языке вавилонян и ассирийцев, а также на эламском, на котором говорили эламиты, древнейший культурный народ юго-западного Ирана. Бехистунская надпись была переведена и на многие другие языки, чтобы распространить текст во все области государства и соседние страны. Так, египетский перевод бехистунской надписи найдет на папирусе в Египте, на арамейском – в Вавилоне.

Барельеф Бисотун

В 520 году до н.э. на дороге из Вавилона в Экбатаны был высечен барельеф, изображающий триумф Дария над магом Гауматой и мятежными царствами. На нем изображен персидский царь, попирающий ногой поверженного Гаумату, а напротив стоят девять мятежных вождей с мольбой о пощаде. Над фигурами парит верховное божество зороастризма Ахура Мазда, благославляющий Дария на царство. Три таблички над головами людей повествуют о деталях этого события.

Бехистунский барельеф дал возможность археологам всего мира расшифровать клинописные тексты большинства народов древнего Востока. После восшествия на престолДарий развил активную пропагандистскую деятельность. На барельефе с хроники его победы написаны на трех главных языках Персии: древнеперсидском, то есть родном языке Дария, аккадском — языке вавилонян и ассирийцев, а также на эламском, на котором говорили эламиты, древнейший культурный народ юго-западного Ирана. Бехистунская надпись была переведена и на многие другие языки, чтобы распространить текст во все области государства и соседние страны. Так, египетский перевод бехистунской надписи найдет на папирусе в Египте, на арамейском — в Вавилоне.

Водяные мельницы Шуштар

В Иране всего одна река, пригодная для судоходства — Карун. В нее впадают множество речушек, берущих начало на горной цепи Загрос. Большинство из них имеет сезонный характер, оставляя окружающие земли бесплодными на многие месяцы. Персы нашли выход и в этой непростой ситуации. Недалеко от современного города Ахваз в излучине двух небольших рек Шатит и Гяргяр был построен город-крепость Шуштар, оберегающий караваны и путников на Царской дороге. За 600 лет до рождения Христа здесь были созданы грандиозные гидротехнические сооружения, превратившие засушливый пустынный край в зеленые плодородные земли. Древние инженеры создали сложную систему плотин, постепенно повышающих уровень рек в радиусе 50 километров. Оросительные каналы и система подземных колодцев — канатов — позволила превратить небольшой провинциальный городок в остров-крепость посреди многочисленных водоемов, плотин и дамб. Трудно представить, что система работает спустя 2500 лет, хотя была построена задолго до промышленной революции.

Библейский город Сузы (Шуш)

Один из древнейших городов на планете, столица до конца неисследованной Эламской цивилизации, давшей начало Персидской Империи. Археологи еще не добрались до его ранних слоев, датировав находки возрастом 10 000 лет. Город Сузы упоминается в Библии и сегодня имеет настоящее библейское значение. На его территории находится гробница пророка Даниила. Христианский Ветхий Завет и еврейский Танах включают в себя «Книгу пророка Даниила». Будучи потомком знатного рода, он был пленен вавилонским царем Навуходоносором и находился в почете благодаря умению толковать сны. Доподлинно известно, что библейский пророк прожил более 100 лет, скончался и был похоронен в Сузах. Но есть версия, что его тело было вывезено Тамерланом и перезахоронено в Самарканде после очередного похода в Малую Азию.

Загадочный город Шахри-Сухте

На юго-востоке Ирана в провинции Систан и Белуджистан находится один из древнейших городов бронзового века. В переводе с персидского «шахри сухте» означает «сожженый город». Археологи так и не смогли доподлинно выяснить, кто здесь жил и почему вдруг исчез. Шахри-Сухте значительно превосходит уровень развития окрестных городов того периода. Считается, что здесь нашла приют Джирофитская культура, развивавшаяся обособлено еще на заре человеческой цивилизации. Интересно, что во всем городе не найдено не одного предмета вооружений, что говорит о мирном развитии Джирофитов. Женсикие захоронения, найденные в Шахри-Сухте чрезвычайно богаты и свидетельствуют о высоком социальном статусе женщины-матери.

Город-крепость Бам

Город Бам появился более 2500 лет назад на Великом Шелковом пути. Он славился своими хлопковыми тканями, которые караванами уходили в Египет, Индию и Китай. При персидской династии Севевидов город из обычного торгового центра превратился в величественное защитное сооружение. Мастерские и торговые ряды окружались кольцом стен и башен, превращая город в настоящую крепость. Причем на протяжении тысячелетий Бам строился традиционным способом — из кирпича-сырца самана. Смесь извести, глины и соломы высушивали на солнце, складывали в здания и штукатурили снаружи той же смесью. Для жаркого и сухого климата такие постройки были идеальным решением т.к. них было прохладно даже в 50-градусную жару. Это был самый большой в мире глинобитный город.

Но хрупкие стены крепости Бам сыграли с ним злую шутку. В 2003 году в Кермане произошло страшное землетрясение магнитудой 6.6 баллов. Толчки были такой силы, что дошли до крепости и за несколько часов буквально стерли город с лица земли. 20 000 человек погибли на месте, еще 30 000 получили ранения. Город Бам был покинут. Только спустя несколько лет при финансовой поддержке Франции и Италии начались работы по глобальной реконструкции. Сегодня удалось восстановить 60% крепости, но и эти работы позволяют оценить былой масштаб. Лабиринт улиц, 10-метровые стены и гладкие башни с частой зубчатой короной потрясают воображение.

Климат

В Ахвазе субтропический жаркий климат пустыни ( классификация климата Кеппена BWh ) с длинным жарким летом и прохладной короткой зимой. Летние температуры обычно составляют не менее 45 ° C (113 ° F), иногда превышая 50 ° C (122 ° F), при этом в летний период часто бывает много песчаных и пыльных бурь. Однако зимой минимальная температура может опускаться примерно до 5 ° C (41 ° F). Зимы в Ахвазе бесснежные. Среднегодовое количество осадков составляет около 230 мм. 29 июня 2017 года температура достигла 50 ° C (122 ° F). Кроме того, точка росы достигает максимума при 23 ° C (73 ° F), что необычно влажно для обычного сухого тепла. Несмотря на то, что в Ахвазе никогда не было снега, раньше он падал до −7 ° C (19 ° F).

Кинотеатр Сахель

Люди

Согласно переписи 2016 года, в городе проживало 1,1 миллиона человек.

Языки

Согласно опросу, проведенному министерством культуры Ирана в 2010 году, наиболее распространенными языками в Ахвазе являются персидский (44,8%), арабский (35,7%) и бахтиари (15,8%). Многие ахвази двуязычны , говорят как на персидском, так и на одном из следующих языков / диалектов. Коренные жители Ахваза говорят на хузестанском персидском диалекте, который является уникальным для Хузестана и основан на древнеперсидских и эламских языках . Арабский язык, на котором говорят в Ахвазе, является разновидностью хузестанского арабского языка . Другая часть Ahvazis говорить Bakhtiari говор о Лури языка . На современном мандеском языке (или мандаи ) также говорят мандеи Ахваза. Это потомок классического мандайского языка, на который частично повлиял хузестанский персидский язык.

Языки провинции Хузестан
Язык Percente
Персидский 44,8%
арабский 35,7%
Бахтиари 15,8%
Qashqai 2,3%
Курдский 0,9%
Другой 0,5%

Пасаргады — покинутая столица

Этот город был первой столицей Персии, до того как Кир Великий перенес главный город империи в Персеполь. В переводе с персидского «пасаргады» означает «сады Фарса». На его территории действительно находились два классических четырехуровневых ступенчатых сада чахар багх. Многие считают их прообразом для знаменитых висячих садов Семирамиды. Сегодня от величественных Пасаргад остались только руины крепости Толь-э-Тахт, расположенная на вершине близлежащего холма, и остатки двух королевских дворцов.

Наибольший интерес вызывает гробница Кира Великого. Александр Македонский во время завоевательного похода в Азию и взятия Персеполя дошел до Пасаргад. Жадные до добычи македонцы залезли и туда. Внутри они обнаружили золотую кровать, стол с посудой, золотой гроб, украшения и драгоценные камни. На могиле была более чем скромная надпись «Человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты ни шёл, потому что я знаю, что ты придёшь, я — Кир, приобретший царство для персов. Не лишай же меня той небольшой земли, что окружает моё тело.» Александр не позволил войнам разграбить гробницу, отдавая дань уважения великому царю. Кстати, архитектура мавзолея Кира Великого в Пасаргадах стала прототипом мавзолея Ленина на Красной площади.

Скальная деревня Мейманд

На сегодняшний день это самое древнее поселение Ирана возрастом более 12 000 лет. Причем в 300 скальных домах Мейманда до сих пор живут люди. На высоте 2200 метров в центре горы расположен огромный архитектурный комплекс из более чем 2000 помещений. Скальные породы здесь очень крепкие, поэтому ни дожди, ни ветер, ни 12 000 лет эксплуатации не навредили им. На стенах Мейманд сохранились самые ранние в Иране наскальные рисунки. Внутри лабиринта комнат есть несколько мечетей, школа и бани. Жители Мейманд живут в своем скальном городе обособлено. Местный диалект персидского языка максимально близок к древне-персидскому. Все население ведет кочевой образ жизни и трижды в год меняет место жительства, чередуя пастбища, поля и саму скальную деревню.

Персеполь

Греки назвали столицу империи Ахеменидов Персеполис, что буквально означает “город персов”. Сами иранцы называют древнюю столицу Тахт-е Джамшид или “трон Джамшида”. Они считали этого древнего эпического героя воплощением идеального царя и поэтому создали не менее впечатляющую столицу для своих правителей. Горд был построен в 560 году до н.э. Киром Великим в качестве новой столицы Персидской империи. Персеполь опередил свое время. Для строительства многочисленных дворцов и царских усыпальниц использовались не рабы, а наемные рабочие, жившие здесь же. Канализационная система города считается самой древней и сложной в мире, а водопровод был привилегией не только царской семьи, но и обычных горожан.

Спустя 200 лета после расцвета, столицу Персии захватил Александр Великий и сделал частью своей Македонской империи. Город был разграблен и сожжен. Александр отличался уважительным отношением к персидским царям и их наследию, поэтому есть версия, что поджег устроила Таис Афинская. Гетера, следовавшая за императором во всех его походах, таким образом отомстила за сожжение Акрополя во время одной из греко-персидских войн.

Но даже сегодня останки Персеполя впечатляют. В центре комплекса сохранился Ападана – дворец Дария, украшенный колоннами и многочисленными барельефами. К нему ведут парадные лестницы т.к. уровень дворца поднят над остальным городом на 4 метра. Вход во дворец украшают Ворота Всех Наций с крылатыми быками шеду – духами-хранителями. Чуть далее находится Трипилон – главный парадный зал со ста колоннами. Из зала начинаются лабиринты переходов, ведущие в королевскую сокровищницу и гарем царя Ксеркса.

Курс

Заваленный участок возле Масджеда Солеймана

Он берет свое начало в горах Загрос на западе Ирана, на склонах Зард -Кух на высоте 4221 м (13848 футов) . Река течет на юг и запад через несколько выдающихся горных хребтов и получает дополнительную воду из Ванака на южном берегу и Базофта на севере. Эти притоки увеличивают водосбор реки над плотиной Карун-4 . В 25 километрах (16 миль) ниже по течению Карун расширяется в водохранилище, образованное плотиной Карун-3 .

Khersan впадает в кронштейн коллектора с юго — востока. Река проходит через это водохранилище и течет через узкий каньон, теперь в северо-западном направлении, мимо Изеха , в конце концов впадая в Суссанскую равнину. Затем Карун поворачивает на север к водохранилищу плотины Шахид Аббаспур (Карун-1), которая затопляет ущелье реки на юго-запад. Река Карун течет на юго-запад в водохранилище плотины Масджед Солейман (Карун-2), затем поворачивает на северо-запад. Наконец, она покидает предгорья и течет на юг мимо Шуштара и его впадения в Дез . Затем он изгибается на юго-запад, разделяя город Ахваз пополам , и на юг через сельскохозяйственные угодья до устья на Арванд Руд в Хорремшехре , где его вода вместе с водами Тигра и Евфрата резко поворачивает на юго-восток и течет в Персидский залив .

Древний зиккурат Чога-Занбиль

Колыбелью Персидской цивилизации был древний Элам. В 1200-х годах до н.э. существовал город Дур-Унташ с огромным храмовым комплексом в честь эламского бога правосудия и владыки царства мертвых Ишушинака. Царь Унташ-Напириш хотел создать здесь крупный религиозный центр, объединивший бы между собой царства верхнего и нижнего Элама. Город был заключен в три концентрических круга защитных стен, в центре которых находилась храмовая площадь и зиккурат. Пять уровней высотой 10 метров каждый венчала постройка главного храма. Вокруг располагались 22 храма малых божеств. Снаружи концентрических стен находились царские дворцы, не уступавшие размерами главному зиккурату.

Среди всех обнаруженных зиккуратов Чога-Занбиль сохранился лучше всего. Сегодня из пяти уровней  три почти полностью восстановлены. Для этого используется кирпич оригинального здания, разбросанный в округе в радиусе нескольких сотен метров. Внутренние кирпичи исперещены древними гимнами и молитвами Ишушинаку. Наружние стены украшали глазированные плитки. Чога-Занбиль — единственный зиккурат, расположенный за пределами древней Месопотамии (современный Ирак).

Дворец Голестан

Голестан или “Дворец Роз” в Тегеране троили 5 поколений шахов. Он включает 17 сооружений с учетом того, что Реза-шах приказал снести львиную долю построек, считая образец старинной архитектуры эпохи Каджаров не должен мешать росту современного мегаполиса. Во дворце две картинные галлереи, несколько залов для приемов, зал для коронации, летние террасы, беседки, сады и бассейны. Сегодня дворец является крупнейшим музеем Тегерана, где каждая комната является экспонатом. Наибольший восторг у туристов вызывают Зеркальный, Алмазный и Бриллиантовый залы, для оформления которого использовались сложнейшие зеркальные мозаики.

Создание державы Ахеменидов

Мидяне оказались, таким образом, в подчинении у персов. Однако они вошли в состав нового государства как формально равноправная с персами народность. Если по сравнению с персидскими племенами мидяне были на втором месте, то по сравнению с прочими подчинёнными персам народностями и племенами они занимали привилегированное положение. В этом заключался известный компромисс между персами и господствовавшей в Мидии знатью. После победы персов прежние племенные вожди Мидии уже не являлись царьками в своих областях, а вошли в состав знати Персидского государства.

Организованная Киром персидская армия включала первоклассную конницу, но особое значение имела пехота, представлявшая собой ополчение свободных общинников. Это делало персидскую армию чрезвычайно боеспособной, и она долго не знала поражений.

Победа персов над мидянами создавала угрозу и для других держав того времени. По инициативе египетского фараона Амасиса создаётся союз между Египтом, Лидией и Вавилонией против Персии. Однако Киру удалось разбить противников поодиночке. В 546 г. до н. э. Кир в короткое время разгромил Лидию. Персидские войска наводнили Малую Азию, ваяли столипу Лидии — Сарды в захватили царя Креза с его несметными сокровищами. Лидия была присоединена к Персидской державе, и в ней был посажен персидский наместник. Затем персам удалось захватить и греческие города на малоазийском побережье Эгейского моря.

После 546 г. персы начали медленно наступать на Вавилонию, превращённую ещё царём Навуходоносором в мощную крепость. Персам удалось добиться поддержки жречества и торговых кругов Вавилонии, измена которых помогла войскам Кира в 538 г. до н. э. овладеть Вавилонией. Кир объявил себя «царём вселенной, великим царём, сильным царём, царём Вавилона, царём Шумера и Аккада, царём четырёх стран света».

Вслед за Вавилоном Киру предстояло завоевать ещё одно большое государство— Египет. Борьба с Египтом не могла не быть тяжёлой. Поэтому Персидская держава старательно искала союзников и надеялась, воссоздав иудейское государство в виде самоуправляющегося храмового города Иерусалима, создать плацдарм для своего похода в Египет. Она надеялась также обрести верного союзника на море в лице финикийских городов.

Учитывая всю трудность этой борьбы, Кир решил сначала обезопасить свои восточные границы.

Пустыня Лут

Деште-Лут — это пустыня пустынь

ЮНЕСКО занесла ее в свой список как природный феномен с исключительной природной красотой и эстетической важностью. Она расположена в провинции Керман и занимает площадь более 50 000 километров

Здесь находится самое жаркое место на плане с температурой 71 градус цельсия. И это температура поверхности. Летом температура воздуха плато Гандом Берьян прогревается до 80 и выше. Черный вулканический песок, зыбкий дрожащий воздух и полностью абиотичная среда (здесь нет даже микробов) делают пустыню Лут настоящей адской духовкой. Есть легенда, что название «Деште-Лут» переводится с древнеперсидского как «жженая пшеница» в память о заблудившемся караване, чей груз с пшеницей сгорел всего за пару дней.

При этом ландшафты Деште-Лут удивительно многообразны. В восточной части пустыни находится большое соляное плото и солончаки, оставшиеся на месте древнего моря. Центральную часть на границе с городом Шахдад исполосовали параллельные гребни и борозды, напоминающие застывшие океанские волны. Весной горы Керман питают пустыню, собираясь в сезонную реку. Но живет она лишь несколько недель, превращаясь во временем в сухое русло с тягучей соленой взвесью. Южная часть пустыни характерна блуждающими песчаными дюнами высотой до 400 метров.

Библейский город Сузы (Шуш)

Один из древнейших городов на планете, столица до конца неисследованной Эламской цивилизации, давшей начало Персидской Империи. Археологи еще не добрались до его ранних слоев, датировав находки возрастом 10 000 лет. Город Сузы упоминается в Библии и сегодня имеет настоящее библейское значение. На его территории находится гробница пророка Даниила. Христианский Ветхий Завет и еврейский Танах включают в себя “Книгу пророка Даниила”. Будучи потомком знатного рода, он был пленен вавилонским царем Навуходоносором и находился в почете благодаря умению толковать сны. Доподлинно известно, что библейский пророк прожил более 100 лет, скончался и был похоронен в Сузах. Но есть версия, что его тело было вывезено Тамерланом и перезахоронено в Самарканде после очередного похода в Малую Азию.

Средняя Азия и Восточный Иран в середине VI в. до н. э.

Племена Восточного Ирана пребывали тогда ещё в большинстве в условиях разлагавшегося первобытно-общинного строя. В одной из персидских надписей конца VI в. до н.э. подчеркивается, что Персия и Мидия говорили на одном и том же языке; им противопоставляются «страны другого языка». С точки зрения населения Западного Ирана — мидян и персов — племена Восточного Ирана говорили на другом языке, нежели они, хотя на самом деле эти языки не могли отличаться друг от друга коренным образом. Даже языки племён Бактрии, Согдианы и Хорезма были близки к языкам западных иранцев. Так, по мнению некоторых исследователей, древнейшие части Авесты — священной книги зороастрийской религии древних иранцев — были написаны на бактрийском языке; другие исследователи считают местом возникновения Авесты Хорезм.

В результате исследований советских археологов на древнем канале Чермен-Яб в Хорезме были открыты городища правильной формы и громадных размеров. Начало времени, когда создавались эти городища, определяется находками в них стрел скифского типа, подобных тем, которые были обнаружены в Урарту и в Ассирии в слоях, восходящих ко времени Мидийской державы. Внешняя форма общинных поселений этого типа продолжала сохраняться и в дальнейшем. Укреплённые поселения существовали также и в Бактрии. Ещё историки походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) свидетельствуют об огромных размерах укреплённых поселений Средней Азии в то время.

Племена, находившиеся к востоку от плодородной области вдоль течения АмуДарьи, кочевали в безбрежных степях со своими верблюдами, табунами лошадей и стадами овец. Это были племена саков и массагетов. Хотя они и жили в условиях века металла (оружие своё они изготовляли из меди и бронзы), но стояли ещё на сравнительно низкой ступени общественного развития. Геродот свидетельствует о наличии у них древних форм брака и обычая убиения престарелых родственников.

По всей видимости, персам удалось подчинить себе Бактрию и Хорезм, хотя у нас нет прямых сведений об этом. Во время войны против саков и массагетов в 529 г. до н. э. Кир был убит. Задачи укрепления северо-восточной границы и завоевания Египта выполнил его сын Камбис (по-персидски Камбуджия, 528—522). Согласно надписям царя Дария I, через несколько лет после смерти Кира Хорезм и Бактрия числились в составе областей Персидской державы.

История

Карун ночью

В долине реки Карун когда-то жила эламитская цивилизация, возникшая около 2700 г. до н.э. В несколько моментов истории месопотамские цивилизации, такие как Ур и Вавилон, свергли эламитов и получили контроль над Каруном и его окрестностями в современном Хузестане. Однако эламская империя просуществовала примерно до 640 г. до н.э., когда ее захватили ассирийцы . Город Сузы , расположенный недалеко от современного города Шуш между реками Дез и Кархех , был одним из крупнейших до того, как был разрушен захватчиками.

Заброшенные суда и мост через Карун в Хорремшехре

Первый известный крупный мост через реку был построен римскими пленниками, среди которых был его император Валериан в эпоху Сасанидов, откуда и название моста и плотины Банд-е Кайсар , « плотина Цезаря », в Шуштаре (3 век нашей эры) .

В двух из нескольких конкурирующих теорий о происхождении и местонахождении Эдемского сада предполагается, что Карун — это река Гихон , описанная в библейской книге Бытия . Самая сильная из этих теорий, выдвинутая археологом Юрисом Зариньшем , помещает Эдемский сад на северной оконечности Персидского залива, питаемого четырьмя реками Тигр, Евфрат, Гихон (Карун) и Пишон ( Вади Аль-Батин ).

Название реки происходит от горной вершины Кухранг, которая служит ее истоком. Знаменитый документальный фильм немого кино « Трава: битва нации за жизнь» (1925) рассказывает о племени бахтиари, которое пересекло эту реку с 50 000 человек и 500 000 животных.

Именно здесь во время ирано-иракской войны иранцы остановили раннее наступление Ирака. Имея ограниченные военные запасы, Иран обнародовал свои атаки « человеческой волны », в которых использовались тысячи добровольцев Басидж (Народная мобилизационная армия или Народная армия).

В сентябре 2009 года три района провинции Басра на юге Ирака были объявлены зонами бедствия в результате строительства Ираном новых плотин на реке Карун. Новые плотины привели к высокому уровню засоления реки Арванд Руд, что привело к разрушению сельскохозяйственных угодий и угрозе для домашнего скота. Мирные жители в этом районе были вынуждены эвакуироваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: