Айодхья (рамаяна) — ayodhya (ramayana)

дальнейшее чтение

  • Дхаваликар, М.К. (1988), «Обзор работ: AYODHYĀ Часть I (Pts. I-III) Ханса Баккера», Анналы Института восточных исследований Бхандаркара , 69 (1/4): 319–320, JSTOR  
  • Джайн, Минакши (2017), Битва за Раму: Дело храма в Айодхье , Aryan Books International, ISBN 
  • Легге, Джеймс (1886 г.), Отчет о буддийских королевствах: отчет китайского монаха Фа-Хиена о его путешествиях по Индии и Цейлону (399–414 гг. Н.э.) , Нью-Йорк, Paragon Book Reprint Corp. 1965, Оксфорд, Кларендон Нажмите
  • Шури, Арун (1995), Ссылка на Айодхью: Решение и комментарии Верховного суда , Нью-Дели : Голос Индии , ISBN 978-8185990309
  • Шури, Арун ; Гоэль, Сита Рам ; Нараин, суровый; Дубаши, Джей; Сваруп, Рам (1990), Индуистские храмы — Что случилось с ними Vol. I , предварительный обзор, ISBN 81-85990-49-2
  • Thomas, FW (1944), «Новый индийский антиквар VII», Sandanes, Nahapāna, Caana и Kaniṣka: Tung-li P'an-ch'i and Chinese Turkestan , p. 90
  • Уоттерс, Томас (1904–1905), О путешествиях Юань Чвана по Индии, 629–645 гг. Нашей эры , 5 , Муширам Манохарлал: Дели, Лондон: Королевское азиатское общество

Столбы Лала (1990)

Лал занял противоречивую позицию в споре об Айодхье. В 1977 году Лал заявил в официальном журнале ASI, что находки «лишены какого-либо особого интереса».

В 1990 году, после выхода на пенсию, он написал в журнале RSS, что нашел остатки колонного храма под мечетью, и «начал серию лекций по всей стране, распространяя эти свидетельства из Айодхьи». В книге Лала 2008 года « Рама, его историчность, мандир и сету: свидетельства литературы, археологии и других наук» он пишет (что):

В заявлении 2003 года в Высоком суде Аллахабада Лал заявил, что он представил предварительный отчет на семи страницах в Археологическую службу Индии в 1989 году, в котором упоминается обнаружение «оснований колонн» непосредственно к югу от строения мечети Бабри в Айодхье. Впоследствии все технические средства были сняты, и проект не реставрировали еще 10–12 лет, несмотря на его неоднократные просьбы. Таким образом, окончательный отчет так и не был представлен, предварительный отчет был опубликован только в 1989 году в томе Индийского совета исторических исследований (ICHR) об историчности Рамаяны и Махабхарата. Впоследствии в своей книге 2008 года « Рама: его исторический мандир и сету» он писал: «К опорам Бабри Масджид было прикреплено двенадцать каменных столбов, на которых были изображены не только типичные индуистские мотивы и лепные украшения, но и фигуры индуистских божеств. . Было само собой разумеющимся, что эти столбы не были неотъемлемой частью мечети, но были ей чужими ».

Позиция Лала дала огромный толчок делу Храма Барана, но его выводы оспаривались многими учеными, подвергая сомнению как стратиграфическую информацию, так и вид структуры, представленной Лалом. По словам Хоула,

Хоул заключает, что «структурные элементы, которые он ранее считал незначительными, внезапно стали фундаментом храма только для того, чтобы создать поддержку делу националистов».

В команде Б.Б. Лала также был К.К. Мухаммед , который в своей автобиографии утверждал, что при раскопках был найден индуистский храм, и сказал, что левые историки вводят в заблуждение мусульманские общины, присоединяясь к фундаменталистам.

География и климат

Рам Навами праздновал в гхате Рам ки Пайди на берегу реки Сараю в Айодхье.

Айодхья имеет влажный субтропический климат, типичный для центральной Индии. Лето длинное, сухое и жаркое, длится с конца марта до середины июня, со средней дневной температурой около 32 ° C (90 ° F). За ними следует сезон дождей, который длится до октября, с годовым количеством осадков около 1067 мм (42,0 дюйма) и средней температурой около 28 ° C (82 ° F). Зима начинается в начале ноября и длится до конца января, затем следует короткая весна в феврале и начале марта. Средняя температура умеренная, около 16 ° C (61 ° F), но ночи могут быть и холоднее.

История[править | править код]

Происхождение названия городаправить | править код

По легендам, название города происходит от имени его основателя царя Айюдха. В старинных манускриптах он упоминается как один из предков Рамы. Имя царя содержит санскритский корень «yudh», означающий бой или ведение войны и может быть переведено как «непобедимый». Со времен Гаутамы Будды город стал называться Ayojjhā на языке Пали и Ayodhyā на санскрите.

В первые несколько столетий нашей эры Айодхья была известна как Сакета (в различных вариантах написания 沙奇, Śāketa, пиньинь: Shāqí). Город был завоеван императором Канишкой в 127 году, который сделал его административным центром своих восточных территорий. Название снова встречается у Фасяня как 沙祗 (пиньинь: Shāzhī) в начале V столетия. Доподлинно неизвестно, когда оно претерпело изменения, но во время визита китайского монаха Сюаньцзана в 636 году город снова назывался Айодхой.

Легендарные и исторические событияправить | править код

Объединенные провинции Агры и Ауда, карта 1903 года.

Согласно корейским хроникам 11-го столетия Самгук юса, жена царя Суро, правившего древним царством Гьемгван Гайя, будучи принцессой, путешествовала на корабле от далёкой земли под названием Айюта в Корею в 48 году нашей эры. Считается, что это была индийская Айодхья, но некоторые исследователи соотносят её с Аюттхаей в Таиланде. Однако, местное самоуправление Айодхьи и правительство Южной Кореи увековечили древнее событие возведением статуи принцессы на берегу реки Сараю. Принцесса под именем Хо Хванъок стала первой царицей династии Гайя, предком семьи Ким Кимхе и фамилии Хо. У неё было 10 детей, девятый из которых стал буддийским монахом.

В XI и XII столетиях нашей эры Айодхья была центром царства Канау и называлась Ауда. Позднее регион вошёл в состав Делийского султаната, затем Джаунпурского султаната и с 16-го столетия в состав империи Великих Моголов. По законам империи, Айодхья была резиденцией управляющего Авадхом. Позднее, в период существования Британской Индии (с 1764 года), она стала частью объединенных провинций Агры и Ауда так же будучи центром «talukdari».

Семь святых городов Индииправить | править код

Рама возвращается в Айодхью. Также показан его полет на Вимане

Айодхья считается одним из семи святых мест индуизма в Индии, среди которых святейшим является Варанаси.

Священная земля Кшетра является местом, где может быть достигнута мокша. Гаруда-пурана указывает семь городов, где дается мокша. Ими являются Айодхья, Матхура, Майя (Харидвар), Каши (Варанаси), Канчи, Авантика (Удджайн) и Дваравати (Дварака).

Примечания[править | править код]

  1. (2001). Дата обращения: 7 марта 2011.
  2. John E. Hill. Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty 1st to 2nd Centuries CE. — BookSurge Publishing, 2009. — P. 33, 368—371. — 714 p. — ISBN 978-1439221341.
  3. . The Financial Express. Дата обращения: 7 марта 2011.
  4. Tarannum Manjul. . The Indian Express. Дата обращения: 7 марта 2011.
  5. . Times of India. Дата обращения: 7 марта 2011.
  6. . India Abroad. Дата обращения: 7 марта 2011.
  7. ↑ . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 7 марта 2011.
  8. ↑ . Дата обращения: 7 марта 2011.
  9. Владимир Скосырёв  . // Независимая газета, 26.11.2009

Этимология и имена

Слово «Айодхья» является правильным производным от санскритского глагола yudh , «сражаться, вести войну». Йодхья — будущее пассивное причастие, означающее «с которым нужно бороться»; начальный а — отрицательный префикс; целое, следовательно, означает «не бороться» или, идиоматически говоря, «непобедимый». Это значение подтверждается Атхарваведой , которая использует его для обозначения непобедимого города богов. В джайнской поэме 9-го века « Ади Пурана» также говорится, что Айодхья «существует не только по названию, но благодаря тому, что она непобедима для врагов. Сатьопакхьяна интерпретирует это слово несколько иначе, заявляя, что оно означает «то, что не может быть побеждено грехами» (вместо врагов).

«Сакета» — это старое название города, которое засвидетельствовано в санскритских, джайнских, санскритских, буддийских, греческих и китайских источниках. Согласно Ваману Шивраму Апте , слово «Сакета» происходит от санскритских слов Saha (с) и Aketen (дома или строения). В « Ади-пуране» говорится, что Айодхья называется Сакета «из-за своих величественных зданий, на гербах которых стояли знамена». По словам Ханса Т. Баккера , это слово может быть образовано от корней sa и ketu («со знаменем»); Вариант имени шакету засвидетельствован в Вишну-пуране .

Старое название на английском языке было «Ауд» или «Ауд», и княжеское государство, которое было столицей до 1856 года, все еще известно как штат Уд .

Айодхья был объявлен столицей древнего царства Косала в Рамаяне . Отсюда его еще называли «Косала». В « Ади-пуране» говорится, что Айодхья известна как су-кошала «из-за своего процветания и хороших навыков».

Города Аюттхая (Таиланд) и Джокьякарта (Индонезия) названы в честь Айодхьи.

Доступность

Вывеска железнодорожной станции Ayodhya Junction .

Чтобы добраться до Айодхьи, ближайшие аэропорты: Айодхья , в 5 км, Амауси в Лакхнау, в 134 км, Аллахабад , в 166 км. Город находится на широкой железнодорожной линии Северной железной дороги на Моголь Сараи на главном маршруте Лакхнау с железнодорожными станциями Айодхья и Файзабад . Айодхья связан дорогой с несколькими крупными городами, включая Лакхнау (130 км), Горакхпур (140 км), Аллахабад (160 км), Варанаси (200 км) и Дели (636 км).

Было открыто прямое автобусное сообщение между Айодхьей и Джанакпуром (место рождения Ситы) в Непале как часть круга Рамаяны.

Канчипурам

Канчипурам ( ), город паломничества, в Тамил Наду , также известный как Кандживарам во время британского правления, построенный во времена династии Паллава между 6 и 8 веками, расположенный на берегу реки Палар , имеет архитектурный вид. наследие более 1000 лет. До этого периода он был столицей раннего Чола во 2 веке до нашей эры. После правления династии Паллавов , то Виджаянагар и Наяк период династии следовали, в таком порядке. До правления Паллавы на основании хроник Сюаньцзана , китайского паломника, посетившего двор Паллавов, предполагается, что город находился под влиянием Ашоки , императора Маурьев в 3 веке до нашей эры. Сюаньцзан также отметил, что Будда посетил это место. Джайнские и буддийские храмы и ступы времен правления династии Чола были зарегистрированы, но в большинстве случаев не существуют на земле. Но южноиндийская архитектура получила импульс только во время правления Паллавы, особенно храмов, высеченных в скалах, во время правления Махендарвармана I после того, как он перешел из джайнизма в индуизм. Его считали человеком дальновидным и умным, ученым, музыкантом и драматургом. Канчипурам считался вторым после города Варанаси по известности и образованности. Ади Шанкара , индуистский святой-философ, который пропагандировал философию Адвайты, жил и преподавал здесь в восьмом веке нашей эры.

В городе 108 шайвских и 18 вайшнавских храмов. Здесь учился индуистский философ Рамануджачарья , пропагандировавший философию Вишиштадвайты . распределены в трех зонах города, а именно: храмы Вишну находятся в восточной зоне, святыни Шивы находятся на окраине города в северной зоне, а джайнские мандиры находятся на востоке через реку Палар.

Некоторые из изысканно спроектированных и построенных храмов периода Виджаянагара в архитектурном стиле Виджаянагара — это башня храма Экамабаранатх, высота которой составляет 192 фута (59 м), и храм Варадараджа Свами, в котором есть зал с 1000 столбами.

Храм Камакши Амман — здесь древний храм и самый известный из храмов города. Это связано с Ади Шанкарой. Легенда гласит, что Камакши поклонился Шивалингу, сделанному из песка, и женился на нем за руку Шивы. Храм занимает площадь около 5 акров (2,0 га), а святилище покрыто позолоченной виманой . Камакши удерживается в храме в сидячей позе, называемой Парабрамха Сварупини , восседающей с троицей Брамха , Вишну и Шива.

Он расположен в 75 км (47 миль) от Ченнаи , столицы штата Тамил Наду, и в 277 км (172 миль) от Бангалора , столицы штата Карнатака . Он имеет хорошую сеть автомобильных дорог, железнодорожных путей и транспортных услуг со всеми частями страны, а ближайшие внутренние и международные аэропорты находятся в Ченнаи.

Храм Кайласанатар , Канчипурам

Удджайн

Храм Махакала в Удджайне, Мадхья-Прадеш

Удджайн ( ) с древним библейским названием Авантика дополняет как богатые исторические, так и религиозные традиции. История датирует его связь с периодом Викрамадитья и Ашока (3 век до н.э.). Религиозная традиция связывает его с богом Шивой, который одержал победу над королем демонов Трипурасурой, а затем переименовал город в Удджайнини (что означает «побеждает гордостью»).

Удджайн, вероятно, также знаменует распространение индуистских религиозных верований в регионе Центральной Азии . Особо следует упомянуть правление Вима Кадфисеса во время династии Кушанов , который считал Шиву своим божественным покровителем. Во время его правления, помимо влияния греческих религиозных практик, поклонение Шиве, в частности, также считалось общепринятой практикой в Иране . Этот наклон приписывают победе Вима Кадфисес над индийской территорией. Надписи его времен в Иране подтверждают, что он превратил храм Диоскуров (построенный в греко- бактрийский период) в Дилберджине в святилище Шивы, украсив это место изображением Шивы и его жены Парвати . Он получил настенную роспись Шивы ( Осо ), выполненную мастерами, которых он взял из Удджаяни (Удджайна), помимо строительства системы водоснабжения в святилище Шивы. Надписи также свидетельствуют о том, что кушанский царь приписал свой приход к власти Шраве (= Шиве) и Чандавире. Предполагается, что Чандавира может быть тем же богом, что и Чандишвара, бог храма Махакалы в Удджайне. Также предполагается, что поддержка индийской общины (которая поклонялась Шиве), обосновавшейся в восточном Иране, и поддержка, которую он получал от их духовенства до и во время его индийской кампании, а также его отношения с Удджайном способствовали его глубокому вовлечению в культ. Шивы. Эта преданность продолжалась им даже после его индийской кампании.

Император Ашока также сыграл значительную роль в качестве наместника Удджайна в повышении его значения. Ашока, правивший три десятилетия между 268 и 233 годами до нашей эры, начал свою карьеру в Таксиле (ныне в Пакистане ) на северо-западе, подавив восстание. После этого его отец Биндусара из династии Маурьев передал Ашоку своим наместником в Удджайн, который был знаменитой столицей более раннего царства Аванти в Центральной Индии .

Когда-то это был самый большой город и столица региона малва . В древнем городе Удджайн в 18 веке правил Джай Сингх II . Джай Сингх II построил здесь обсерваторию, названную Джантар Мантар . Причина, по которой здесь была построена обсерватория, заключалась в том, что она была центром индуистской астрономии с древних времен и располагалась на нулевом или первом меридиане (долготы), установленном в соответствии с канонами индуистской астрономии. Согласно индийской астрономии , первый меридиан долготы проходит через Удджайн. Современные расчеты установили, что Тропик Рака проходит через Удджайн.

Удджайн находится примерно в 776 километрах (482 мили) к югу от Дели , столицы Индии, и в 183 километрах (114 миль) к западу от Бхопала , столицы штата Мадхья-Прадеш . Это 402 км (250 миль) от
Ахмедабада и 655 км (407 миль) к северо-западу от Мумбаи .

Июнь-июль 1992 г.

В июле 1992 года восемь выдающихся археологов (среди которых были бывшие директора ASI, доктор Ю.Д. Шарма и доктор К.М. Шривастава) отправились на холм Рамкот, чтобы оценить и изучить находки. Эти находки включали религиозные скульптуры и статую Вишну . Они сказали, что внутренняя граница спорного сооружения опирается, по крайней мере, с одной стороны, на ранее существовавшее сооружение, которое «могло принадлежать более раннему храму». (Indian Express, 4 июля 1992 года) Объекты осмотрен им также включены терракотовые индуистские образы Кушанского периода (100-300 н.э.) и вырезанные любителем песчаника объектов , которые показали изображения Vaishnav божеств и от Шивы — Парвати . Они пришли к выводу, что эти фрагменты принадлежали храму в стиле Нагара (900–1200 гг. Н.э.).

Проф. С.П. Гупта так прокомментировал свои открытия:

1992 — надпись Вишну-Хари

При сносе мечети Бабри в декабре 1992 года были обнаружены три надписи на камне. Наиболее важным из них является Вишну — Хари надпись вписан на 1,10 х 0,56-метровой плиты с 20 линиями , которые было предварительно датированы приблизительно 1140. В надписи упоминается, что храм был посвящен « Вишну , убийце Бали и десятиглавому » . Надпись написана шрифтом Нагари Липи, санскритским письмом XI и XII веков. Его исследовали эпиграфисты мирового уровня и знатоки санскрита (в том числе профессор Аджай Митра Шастри ).

Аджай Митра Шастри, председатель Эпиграфического общества Индии и специалист по эпиграфии и нумизматике , изучил надпись Вишну-Хари и заявил:

После утверждений о том, что надпись Вишну Хари соответствует надписи, посвященной Вишну, которая предположительно отсутствовала в Государственном музее Лакхнау с 1980-х годов, директор музея Джитендра Кумар заявил, что эта надпись никогда не пропадала в музее, хотя ее и не было на сайте. отображать. Он показал всем на пресс-конференции надпись, хранящуюся в его музее. По форме, цвету и текстовому содержанию он отличался от надписи Вишну-Хари.

использованная литература

Источники

  • Арья, С. Н. (1990). «Историчность Айодхьи». Труды Индийского исторического конгресса . Индийский исторический конгресс. 51 : 44–48. JSTOR   .
  • Баккер, Ханс (1984), Айодхья, Часть 1: История Айодхьи с 7-го века до нашей эры до середины 18-го века , Гронинген: Эгберт Форстен, ISBN 
  • Джайн, Минакши (2013). Рама и Айодхья . Нью-Дели: Арийские книги. ISBN 978-8173054518.
  • Панди, Гьянендра (2006). . Издательство Стэнфордского университета. п.  . ISBN 978-0-8047-5264-0.
  • Narain, Harsh (1993), Спор о мечети храма Айодхьи: фокус на мусульманских источниках , Дели: Penman Publishers

Межобщинная напряженность вокруг мечети

С начала 1990- х годов Айодхья стала центром межобщинного конфликта между мусульманами и индуистами . Действительно, в этом городе была мечеть Бабри (или мечеть Бабура ), построенная в 1528 году на месте индуистского храма, посвященного Раме , легендарному королю и седьмому воплощению Вишну . Но этот сайт для индуистов, один Рамаян относится как родина х Рамы , и , следовательно , один из самых священных мест индуизма.

В 6 декабря 1992 г., демонстрация, организованная индуистскими националистами против существования этой мечети, вырождается и приводит к ее разрушению. По всей стране произошли ожесточенные столкновения, в результате которых погибло 2000 человек, в основном мусульмане.

С тех пор правительство купило землю, чтобы защитить ее от соперничающих группировок. Раскопки, предпринятые на этом месте для проверки обоснованности утверждений преданных Рамы, подтверждают эти утверждения, по крайней мере, в отношении присутствия индуистского культового сооружения перед мечетью. Ожидая разрешения начать работу, индусы составляют планы нового храма; материалы, необходимые для его строительства, благословляются и хранятся на некотором удалении от участка.

Высокий суд Аллахабада постановил:30 сентября 2010 г., что сайт должен был быть разделен на три части: одна треть для представителей индуистской общины, другая для представителей мусульманской общины, а последняя будет передана индуистской организации Nirmohi Akhara.

Точный вердикт о том , что мечеть Бабри, построенная императором Моголов Бабар в XVI — го  века , был построен на руинах храма индуистской. Согласно приговору 2010 г., 265 надписей, обнаруженных на6 декабря 1992 г.после сноса здания, а также изучение других архитектурных остатков только оставляет места для сомнений по поводу того , что записи пишут деванагари знакомства с XI — го и XII — й  века: три судьи признают , что там есть храм под мечеть и двое из трех судей признают, что храм был снесен.

Согласно Jain Саматы вахини , социальной организации джайнов , «Структура , которая может быть найдена во время раскопок будет джайном храм VI — го  века»; Сохан Мехта, генеральный секретарь Jain Samata Vahini , утверждает, что разрушенная структура была построена на остатках древнего джайнского храма и что раскопки, проведенные Археологической службой Индии по заказу Высокого суда Аллахабада для разрешения споров по поводу Бабри мечеть доказывает это.

Все судьи решили, что центральный купол сооружения принадлежит индуистской общине, о чем мы можем прочитать на сайте Hindustan Times . Один из адвокатов мусульманской общины сказал, что подаст апелляцию.

9 ноября 2019 года Верховный суд Индии вынес окончательное решение: спорная земля Айодхья полностью выделена индуистской общине для строительства храма. Мусульманской общине выделено пять акров земли (либо государством, либо Центром ). Полное судебное решение составляет 1045 страниц.

Исследования британской эпохи

В 1862–63 годах Александр Каннингем , основатель Археологической службы Индии (ASI), провел исследование Айодхьи. Куннигам отождествлял Айодхью с Ша-чи, упомянутым в писаниях Фа- Хиена, Вишакхой, упомянутой в трудах Сюаньцзана , и Сакетой, упомянутой в индуистско-буддийских легендах. По его словам, Гаутама Будда провел в этом месте шесть лет. Хотя Айодхья упоминается в нескольких древних индуистских текстах, Каннингем не нашел древних построек в городе. По его словам, существующие храмы в Айодхье были относительно современного происхождения. Ссылаясь на легенды, он писал, что старый город Айодхья, должно быть, был заброшен после смерти Брихадбалы «в великой войне» около 1426 г. до н.э. Когда король Викрамадитья из Ujjain посетил город вокруг первого века нашей эры, он построил новые храмы в пятнах , упомянутых в Рамаяне. Каннингем полагал, что к тому времени, когда Сюаньцзан посетил город в 7 веке, храмы Викрамадитьи «уже исчезли»; город был буддийским центром и имел несколько буддийских памятников. Основная цель Каннингема при исследовании Айодхьи состояла в том, чтобы обнаружить эти буддийские памятники.

В 1889–1891 годах группа ASI во главе с Алоисом Антоном Фюрером провела еще одно обследование Айодхьи. Фюрер не нашел никаких древних статуй, скульптур или столбов, которые отмечали бы места других древних городов. Он нашел «низкую неправильную массу мусорных куч», материал из которого был использован для строительства соседнего мусульманского города Файзабад. Единственными найденными им древними сооружениями были три земляных кургана к югу от города: Манипарбат , Куберпарбат и Сугрибпарбат . Каннингем отождествил эти курганы с участками монастырей, описанными в трудах Сюаньцзана. Как и Каннингем, фюрер также упомянул легенду о городе эпохи Рамаяны, разрушенном после смерти Брихадбалы, и его восстановлении Викрамадитьей. Он писал, что существующие в городе индуистские и джайнские храмы были современными, хотя они занимали места древних храмов, разрушенных мусульманами. Пять храмов дигамбара джайнов были построены в 1781 году н.э., чтобы отметить места рождения пяти тиртханкаров , которые, как говорят, родились в Айодхье. Шветамбары Jain храм , посвященный Аджитаната был построен в 1881 году на основе местных народных повествований, фюрер писал , что Ayodhya было три индуистских храмов в то время мусульманского завоевания: Janmasthanam (где Рама была рождена), Svargadvaram (где Рама была кремирована) и Трет -ке-Тхакур (где Рама совершил жертвоприношение). По словам фюрера, Мир-хан построил мечеть Бабри на месте храма Джанмастханам в 930 г. хиджры (1523 г.). Он заявил, что многие колонны старого храма были использованы мусульманами для строительства мечети Бабри: эти столбы были из черного камня, называемого местными жителями касаути . Фюрер также писал, что Аурангзеб построил ныне разрушенные мечети на месте храмов Сваргадварам и Трета-ке-Тхакур . Фрагментарная надпись Джаячандры из Каннауджа , датированная 1241 годом Самвата (1185 г. н.э.), и запись о строительстве храма Вишну были обнаружены в мечети Аурангазеба Трета-ке-Тхакур и хранятся в музее Файзабада.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: