Искусство и культура
Могила Рахили.
В городе Вифлеем проводится исследование по сохранению своего наследия, и он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Церковь Рождества Христова — не единственная культурная достопримечательность в городе, но она ежегодно привлекает больше всего туристов, в основном христианских паломников, что помогает экономике города, ресурсом которого она является. Таким образом, есть около тридцати гостиниц для размещения туристов. Город, который 50 лет назад был преимущественно христианским, сейчас преимущественно мусульманский.
По дороге в Вифлеем, недалеко от города, находится гробница Рахили , жены библейского Иакова . Это третье по значимости место в иудаизме после Храмовой горы в Иерусалиме и гробницы патриархов в Хевроне . Эта могила также почитается мусульманами как мечеть, как и другие упомянутые места.
Монастырь Святого Георгия.
Рождественские обряды проходят в Вифлееме в три разных дня: 25 декабря, традиционная дата для Римско-католической и протестантской церкви, но греки, копты и сирийские православные христиане празднуют Рождество 6 января, а армянские православные христиане — 19 января. Большинство рождественских процессий проходят через площадь де ла Мангер, где величественная освещенная рождественская елка восседает на троне. Католические службы проводятся в церкви Святой Екатерины, а протестанты часто служат на пастушьих полях.
Другие святые отмечаются в ежегодный праздник Святого Георгия ( аль-Хадр) 5 и 6 мая. Во время празднования городские греческие православные христиане совершают шествие в близлежащий город Аль-Хадер для новорожденных, крещенных в водах возле монастыря Святого Георгия, где будет принесена в жертву овца. Праздник Святого Илии отмечается крестным ходом в греческий православный монастырь Мар-Элиас, к северу от Вифлеема.
Бетлехем также славится качеством своей вышивки и мастерством работы с камнями и другими инкрустациями.
История
Место рождения Иисуса
Что касается местности, где родился Иисус, историки колеблются между семейной колыбелью Назарета, где он проведет всю свою молодость, деревней Капернаум ( кфар-Нахум , деревня Нахум), которая фигурирует в Евангелиях как центр его миссии. , даже деревня Хоразейн , к которой Иисус, кажется, особенно привязан.
Рассказы Луки и Матфея, каждый из которых описывает рождение Иисуса в Вифлееме в Иудее, склоняют экзегетов к черновику, скорее теологическому, чем фактическому, Вифлеем — это город царя Давида, от линии которого должен спуститься Мессия, которого ждут евреи, согласно словам Михея. пророчество .
В своем счете рождения Иисуса, евангелистов и осознать, в конце переосмысления (Bethlehem традиция не собирается еще до конца I — го века), литературной конструкция , дающей этиологию о Мессии Иисусе .
Если евангелия, приписываемые Луке и Матфею, сообщают, что Вифлеем является местом рождения Иисуса, Евангелия Марка и Иоанна, начиная с общественной жизни Иоанна Крестителя , а затем и Иисуса, не говорят ничего о его детстве.
По словам Иеронима ( Посланию , 58, 3), который жил в Вифлееме в конце IV — го века , то пещера Рождества Христова уже приложилась время Адриана , чтобы предотвратить , что это почитание было построить храм посвященный Адонису ; Император сделал бы то же самое в Иерусалиме с Храмом и Гробом Господним .
Если они верны в случае Гроба Господня, утверждения христианского апологета не подтверждаются археологическими открытиями в Вифлееме, где до сих пор не обнаружено никаких следов современной среды обитания Иисуса. Кроме того, кажется, что существовало еще одно место поклонения Рождества / Богоявления Христа перед Константиновской базиликой, несмотря на намеки апологетов Иустина Наблусского и Оригена .
Между и 2003 годами израильский археолог Авирам Ошри проводил спасательные раскопки в одноименной деревне Вифлеем в Галилее , в шести километрах к западу от Назарета . Там обнаружили остатки еврейского Ирода периода оккупации ( I — го века до нашей эры. И AD.) И в VI — м века , те из христианской базилики, монастырь , связанный с и отелем. На основе этих ключей он пришел к выводу, что было христианское паломничество, и выдвинул гипотезу, что галилейская деревня Вифлеем будет истинной колыбелью Иисуса.
Базилика Рождества Христова
Возле христианской церкви Святой Анны в Вифлееме, 1898 год.
После казни Криспа и императрицы Фаусты его сыном Константином I er , императрица Елена посещает святыню, а его сын строит церковь Рождества Христова. Иероним уходит в ближайшую пещеру и там переводит еврейскую Библию на латынь в версии, известной как Вульгата .
Базилика Рождества Христова была восстановлена Юстинианом и является единственным святилищем, пощадившим персов, когда они вторглись в Палестину . Он все еще восстанавливается по крестоносцами в XII — м веке .
Мечеть Омара
«Нет мира с (израильскими) поселениями», баннер на мечети Омара , Вифлеем, 2008 г.
Мечеть построена в 1860 году и посвящена халифу Омару, который , согласно мусульманской традиции , завоевал Иерусалим и прибыл в Вифлеем в 637 году. . Он был отремонтирован в 1950-х годах.
Современная история
Израильские разделительная стена за пределы Bethlehem, 2011.
После интифады и многочисленных террористических атак 2000-х годов город сегодня частично окружен израильским разделительным барьером в виде 8-метровой стены, построенной израильскими властями.
Жители Вифлеема чаще всего выступают за борьбу палестинцев против Израиля или за создание еврейских поселений.
В 2000 году Вифлеем посетил Папа Иоанн Павел II, чтобы отметить двухтысячную годовщину Рождества Христова, и его приветствовало местное христианское население. Подобно этому визиту, следующие папы также отправятся в Вифлеем. Бенедикт XVI посетил город в мае 2009 года, а пять лет спустя, в мае 2014 года , Папа Франциск также посетил город.
Население
Доля христиан в населении сокращается по всей Палестине, особенно в Вифлееме, где проживает более 11 000 христиан, что эквивалентно 20% населения города, и среди них 40% — католики . В 1950 году 86% населения Вифлеема были христианами, но.
Понять[править]
Вифлеем | |
араб. بيت لحم, | |
Улица Павла VI | |
Полезная информация | |
Население | 36 000 чел. |
Часовой пояс |
UTC+2:00, UTC+3:00 |
Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.
Историяправить
Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.
В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.
По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.
Пещера Рождества
На фотографиях Храма Рождества в Вифлееме, можно увидеть и саму пещеру Рождества. Неправильное по форме помещение со сводами – совсем крохотное (12х3 м). Примечательно, что частично стены сохранились с первобытных времен, а частично, они выполнены каменистой кладкой. К сожалению, увидеть это невозможно, так как они замурованы специальным материалом для соблюдения пожаробезопасности. Попасть в само нижнее помещение базилики можно по двум лестницам.
Примечательно! Учитывая, что храм служит для многих религиозных направлений, повелось, что северная лестница служит католикам, а южная – армянам и православным.
Внутри Храма
Сама точка рождения Христа, означена серебряной 14-ти конечной звездой. Вначале, она была позолоченной и инкрустированной драгоценными камнями. Углы светила, символизируют Вифлеемскую звезду. В нише, над самим светилом, можно увидеть XVI лампад, шесть из коих посвящены православным, шесть – армянам и 4 – католикам. За ними, в нише, можно лицезреть православные иконы, установленные полукругом. Также, иные 2 лампады попросту установлены на пол, прямо за звездой.
Одна, и она единственная, доля пещеры служит местом молитв для католиков. Ее название предел Ясел. Представляет собой понижение, в виде колыбели, куда и был положен Иисус после рождения. Изначально же это была простая кормушка для животных.
Монастырь Искушения
Рекомендовать место
16
Значимой достопримечательностью Палестины является греческий православный мужской Монастырь Искушения, расположенный в окрестностях Вифлеема в Иудейской пустыне. Он построен на одноименной горе, которая отождествляется с местом искушения Иисуса Христа дьяволом, которое описано в Евангелии.
Большинство помещений монастыря вырублено в скале, а в пещере устроена небольшая часовня. Престол церкви установлен около камня, над которым, по преданию, молился Христос. В настоящее время монастырь является действующим, здесь проживает десять человек, единственным настоятелем монастыря является греческий монах. Гора Искушения находится на высоте 350 метров над уровнем моря, поэтому из монастыря открывается великолепная панорама Мертвого моря и долины реки Иордан, где, по преданию, Иисус провел 40 дней и ночей поста.
Это уникальное место представляет большую историческую ценность, привлекая огромное количество туристов. Добраться в монастырь можно по крутой тропинке, что займет полчаса, или за пять минут по канатной дороге из Тель-Иерихона. В отличие от некоторых греческих мужских монастырей, сюда допускаются и женщины.
Факты о Вифлеем
#01
В Вифлееме с 386 г. и до конца дней своих был настоятелем монастыря блаженный Иероним (Софроний Евсевий Иероним, 342-419/420 гг.) — один из отцов христианской церкви. Здесь он сделал перевод Библии на латинский язык — так называемую Вульгату, которая в XVI в. была провозглашена Тридентским собором в качестве официального латинского перевода священного писания.
#02
Ясли, находящиеся в пещере Рождества, в которые был уложен Христос после рождения, изначально являлись корытом для домашних животных, и Пресвятая Богородица по необходимости использовала его как колыбель.
#03
Слово «бедлам» имеет прямое происхождение от названия города Вифлеем. Бедлам (официальное название — Бетлемская королевская больница) первоначальное название старейшей психиатрической больницы в Лондоне, действующей с 1547 г. Название Бедлам стало именем нарицательным: вначале это был синонимом любого сумасшедшего дома, позднее — слово для обозначения крайней неразберихи и беспорядка.
#04
Более десяти населенных пунктов в США названы в честь Вифлеема.
#05
Над звездой в пещере Рождества, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. Так сделано, чтобы не вызывать споры и не провоцировать разногласий между представителями разных направлений в христианстве.
Под властью рыцарей-крестоносцев
Войны за Святую Землю сменяли
одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители
показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу.
Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане.
Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население.
Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес
пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев
и бывших христиан».
Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)
Крестовые походы XI-XV веков
– вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение
Иерусалима, Вифлеема, Назарета.
В июне 1099 года Вифлеем
взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев.
Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества
короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II
(1075-1131 г).
Крестоносцы владели Вифлеемом
до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и
завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим
священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом
владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав
Мамлюкского Египта.
Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.
В 1263 году был уничтожен
один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан
Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.
Мы не знаем, кто вёл переговоры
с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические
паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее
время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая
церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной
стены.
Лавра Саввы Освященного
Рекомендовать место
5
Лавра преподобного Саввы располагается на территории пустыни Иудейской, в долине Кедрон. Ее второе название — монастырь Мар-Саба. Лавра преподобного Саввы — это мужской греческий монастырь в Палестинской автономии. Основан в V веке и освещен Саввой Освященным.
В прошлые века Мар-Саба был одним из наиболее густонаселенных монастырей, так как мог себе позволить вместить большое количество монахов. Ранее на территории лавры проживало пять тысяч монахов, в наши дни здесь проживают всего лишь двадцать монахов. Савва был отшельником, аскетом и глубоко верующим, поэтому первой постройкой в пустыне была церковь. С течением времени к нему начали подтягиваться ученики и селиться возле него. Так и начала расширяться лавра. В начале VII века на монастырь напали персы, уничтожили значительное количество построек и убили монахов. Их нетленные мощи и черепа до сих пор хранятся в усыпальницах.
Лавра Саввы Освященного – одно из немногих мест, куда не добрался прогресс. Монахи сознательно отказываются от многих благ цивилизации. Так, например, свет в Лавру не проводят и в наши дни, монахи пользуются свечами и керосиновыми лампами. За все XVI веков, что существует лавра, в нее ни разу не ступала женская нога. Как рассказывают местные легенды, даже мать Саввы жила далеко от территории лавры. Савву и его молитвы считали святыми — после долгих молитв прп. Саввы из камней, располагавшихся возле лавры, начал бить ключ, который не пересыхает до сих пор.
Под Османской властью
В 1517 году, то есть за двадцать шесть лет до падения Константинополя, Османы установили свою власть над регионом, где находится Вифлеем. Таким образом, Турция контролировала Палестину почти четыреста лет.
Стоит отметить, что турецкое правление для региона отметилось периодом относительного благополучия и межэтнического мира, так как завоеватели были чужими и для арабов, и для иудеев. Все религиозные общины, будь то еврейские или христианские, а также арабские были разделены и управлялись самостоятельно.
На непродолжительное время земли, где находится г. Вифлеем, вышли из состава Османской империи, но вскоре снова вернулись под власть турецкого халифа.
Дорога в Вифлеем
Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем — одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.
Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем – это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.
Спасение храма
И городским властям, и коммерческим структурам было понятно, что здание с многовековой историей, старейшее из сохранившихся в левобережной части Воронежа — это значимая историческая достопримечательность. Но при этом оно так и не появилось в перечне культурного городского наследия. Это значит, что его могли снести, как любое другое обветшалое строение. Так и случилось в 2015 году, когда появился новый собственник участка. Демонтажные мероприятия привели к тому, что был осуществлен снос сохранившейся алтарной части. Предание этого факта огласке вызвало возмущение общественности и населения города, поэтому на некоторое время демонтажные мероприятия прекратились.
Старому зданию на Левом берегу был уготован снос
Следует отметить, что представители строительной компании, которые проводили снос обветшавшего здания, всерьез полагали, что оно не представляет никакой исторической ценности. Их целью было построить на этом месте новый многоэтажный дом. И это вполне объяснимо, ведь в документах не было обозначено, что строение из обычного красного кирпича является исторической храмовой постройкой. Кроме того, какой-либо негативной реакции на проводимые демонтажные мероприятия со стороны властей не было.
Апсидную часть Рождественского храма все же успели снести
Мнение владельцев земельного участка было изменено после того, как на стене внутреннего помещения была найдена старинная фреска. После такой находки был организован народный сход рядом с древнейшим культовым строением. Кроме этого:
- На специализированном интернет-ресурсе change.org появилось обращение к президенту и руководителю области, с просьбой предотвратить разрушение достопримечательности, и сохранить уникальный Рождественский храм в Воронеже для будущих поколений.
- В областное Управление по охране культурного наследия было направлено заявление о проведении историко-культурной экспертизы с целью признания объекта памятником истории.
Активные действия общественности привели к тому, что владельцы участка остановили снос. Состоялась безвозмездная передача храма и земельного участка вокруг него в собственность Русской Православной Церкви.
Полуразрушенное, но уже принадлежащее церкви, здание
Во вновь обретенном храме через несколько месяцев начался ремонт. Прежде всего, установили дверь и заложили кирпичом большую дыру в стене. Старинная фреска, обнаруженная на стене, была обследована известным воронежским реставратором. Специалист подтвердила, что стилистика изображения и применяемые краски, свидетельствуют о том, что изображение было нанесено на стену в средине XIX столетия. Вполне возможно, что оно появилось во время последнего обновления храма. Кроме того было подтверждено нормальное состояние изображения, что гарантирует успешность проведения реставрационных работ в будущем.
Фрагмент обнаруженной под штукатуркой старинной фрески
Предположительно изображение занимает всю стеновую поверхность, но пока для взора открыты только две человеческие фигуры. К сожалению, пока средств на глобальную реконструкцию старинного храма найти не удалось. Поэтому старинная фреска была закрыта для посетителей, чтобы исключить риски случайного повреждения.
В помещении на первом этаже регулярно проводятся службы. Информация о времени их проведения вывешивается на листике перед входом в обветшалое, полуразрушенное здание. Но прихожане верят, что пройдет немного времени и храму Рождества Христова будет возвращена былая красота и величие.
Баннер у входа на храмовую территорию
Настоятелем храма назначен иерей Виталий Котаев. Ему приходится одновременно заниматься организацией строительных работ. В помещении, где проводятся службы, закончен временный ремонт: стены обшиты гипсокартоном и подведено отопление. Иконы были распечатаны на принтере, что допустимо, и вставлены в рамы. Ими украшены стены. На подоконниках стоят цветы в горшках и иконы, которые принесены людьми, посещающими службы. Это создает уютную атмосферу.
Планируется полностью воссоздать архитектурную достопримечательность, для этого уже разработаны эскизы. Но работы будут очень трудоемкими, ведь понадобится заново построить колокольню, возвести купол и восстановить алтарную часть. Настоятель мечтает о том, что будет получено разрешение и на строительство воскресной школы рядом с храмом.
Престольные праздники
Престольным праздником является Рождество Христово.
Интересно, что представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, празднуют Рождество в разные дни:
- православные ― 7 января;
- католики ― 25 декабря;
- армянские христиане ― 19 января.
Для празднования православного Рождества из Иерусалима 6 января, в Рождественский сочельник, прибывает иерусалимский православный патриарх (сейчас Феофил III). Он служит рождественскую праздничную службу вместе с сонмом духовенства, в том числе русского. Ночное богослужение обычно на некоторое время посещает глава Палестинской национальной администрации.
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.