Великая красота римских фонтанов

История площади

Площадь Навона в центре столицы была построена на месте античного стадиона. Арена, возведенная около 86 года императором Домицианом (51-96гг.н.э.), предназначалась для проведения игр по типу греческих атлетических соревнований и называлась Circus Agonalis (от греческого «agones», т.е. игры). Размеры стадиона, по мнению 39rim.ru, впечатляли – его длина составляла порядка 280 метров при ширине более ста, что позволяло наблюдать за проводимыми состязаниями 20 тыс. зрителям. Его два главных входа находились с двух сторон длинной арены, оригинальные остатки которых сегодня можно увидеть на 6-метровой глубине на близлежащей площади Piazza di Tor Sanguigna, расположенной со стороны северной части Пьяцца Навона.

Важная информация

Стадион Домициана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был открыт для туристов в 2014 году. Археологический комплекс можно посетить ежедневно с 10:00 до 19:00. Предъявляемый на смартфоне входной билет стоимостью 8 евро, включает пользование аудиогидом на 6 языках, в том числе и на русском.

Как и многие прочие древние постройки античного Рима, постепенно разрушавшийся и частично погребенный под песком и илом разливавшегося Тибра, стадион Домициана был разобран, а его части послужили в качестве строительных материалов для возведения новых городских сооружений.

Советуем прочитать

Начиная с 1400-х годов, огромное пространство стало использоваться как торговая площадь, на которой также устраивались городские празднества, фестивали и шествия. Испанская община христианских верующих, центром которой стала построенная здесь в 1450г. церковь Sant Giacomo degli Spagnoli, вымостила ее булыжником и частично упорядочила, однако весь видимый сегодня архитектурный ансамбль Пьяцца Навона был создан благодаря стараниям Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini, 1591-1657), более известной как Донна Олимпия.

возле Пьяцца Навона

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Повесть о Пьяцца Навона

Со множеством кафе и колоритных ресторанчиков под открытым небом, уличными артистами, художниками и их творениями, оживленной торговлей сувенирами, гомонящими на разных языках толпами туристов, площадь Навона предстает идеальным символом современной римской жизни.

Но… Может быть, вы хотите узнать, что тут было раньше? Присядьте за какой-нибудь столик и закажите ароматный эспрессо или популярный капучино. Устраивайтесь поудобнее, потому что у знаменитой площади долгая история…

Добродетельный Тит, сын императора Веспасиана Флавия, умер на третий год своего правления. Многие, и не без основания, полагали, что в случившимся был весьма заинтересован его брат Домициан, с большим проворством занявший вакантный трон.

Став императором, он, в перерыве между бурными и скандальными страстями, затеял перестройку Колизея, а затем призадумался о запуске римской альтернативы Олимпийским играм. Для этого в 86 году в Риме был построен стадион, который стал тем местом, где постоянно проводились различные спортивные соревнования.

За прошедшие столетия трибуны стадиона и окружавшие его аркады обветшали и сейчас их остатки лежат под зданиями вокруг площади Навона, а сама арена в течение нескольких веков исправно служила овощным рынком.

Все изменилось в XVII веке. Тогда новым Папой — Иннокентием X — был избран человек по имени Джованни Баттиста Памфили. Происходивший из очень влиятельной семьи, он решил использовать свои новые возможности, чтобы увековечить величие Дома Памфили и выбрал для этой цели бывший стадион Домициана, теперь известный как Пьяцца Навона.

«Благо тут на южной стороне площади уже находится недавно отстроенный Палаццо Памфили… Правда, учитывая новые реалии, он теперь никак не может соответствовать возросшему статусу нашего семейства… Да и с площадью надо что-то делать, если мы хотим ее видеть новым культурным центром Рима…» — возможно, именно так думал понтифик. И, в конечном итоге, его размышления привели к той реконструкции, которая сформировала нынешнюю структуру площади Навона.

Однако до сих пор в ее вытянутых овальных очертаниях угадывается изначальная геометрия древней арены. Но главной достопримечательностью площади Навона являются три ее фонтана:

  • Фонтана дель Моро
  • Фонтана дель Неттуно
  • Центральный — Фонтана дей Кватро Фьюми

Пчелы на гербе Барберини

Среди элементов скульптурного ансамбля в центре – тиара Папы Римского и герб рода Барберини с сидящими на нем тремя пчелками. Интересная деталь герба рода – пчелы, символизирующие любовь представителей данной фамилии к труду и семье, а также воспевающие талант и бескорыстное мастерство человека.

Появление пчел на гербе рода Барберини связано с древней легендой. Старинный род был известен во Флоренции уже с XI века как состоятельный и приближенный к правящим кругам. Когда в семье заболел наследник, были созваны все знаменитые лекари, но не могли ему помочь. Случайно об этом горе узнал собиравший мед диких пчел бедный человек и, используя пчелиный яд и настойки трав на меду, излечил больного. Как только мальчик пошел на поправку, сборщик меда исчез, не сообщив своего имени и не потребовав вознаграждения. В знак благодарности было принято решение с этих пор поместить на герб семьи пчелу – символ труда и целительства.

Папе Римскому Урбану показалось недостаточно для завершения архитектурного ансамбля площади одного фонтана, и он заказал Бернини еще один фонтан. Так появился Фонтан Пчел.

Архитектура

Фонтан Треви поражает воображение своими размерами. Его ширина составляет 19,8 м, а высота – 25,9 м, что в несколько раз превышает обычные размеры подобных произведений архитектуры.

Дворец, к которому примыкает фонтан, является не менее величественным сооружением, и они превосходно дополняют друг друга, переходя одно в другое. На фоне дворца фонтан, окруженный просторной лестницей, выглядит еще более масштабно и грандиозно.

Композиция фонтана

Композиционная составляющая фонтана включает в себя несколько элементов

В первую очередь приковывает к себе внимание фигура выезжающего на колеснице бога Нептуна, расположенная в центральной части фонтана. Морская раковина, в которой он восседает, приводится в движение гиппокампами и тритонами

Поражает стихия движения, которую так реалистично удалось передать архитектору в этой каменной композиции. Кажется, что вот-вот Нептун со своей колесницей понесется вперед.

Слева и справа от Нептуна размещены фигуры, несущие аллегорический смысл. Это изображение бури, изобилия, здоровья, штиля и четырех времен года. Фигуры по краям обрамляют символические тритоны, показывающие путь между грозными скалами.

Фото: Goran Bogicevic / Shutterstock.com

Фото: Valerio D'Ambrogi / Shutterstock.com

Над аллегорическими фигурами возвышаются великолепные барельефы, которые также несут собственную смысловую нагрузку. На правом барельефе изображена девушка, которая показывает солдатам Рима место нахождения источника.

Источник Acqua Vergine в действительности являлся началом акведука, который проложили специально для обеспечения Рима водой.

Непосредственно чаша фонтана является также достаточно внушительной. Конечно, в фонтане запрещено купаться и за это даже установлен штраф, который составляет 200 евро.

Декоративные фонтаны

Эти фонтаны были связаны с восстановленными акведуками, украшали площади Рима и обеспечивали питьевой водой население вокруг площадей.

  • Fontana delle Anfore (Фонтан амфор) на площади Piazza dell'Emporio, недалеко от Ponte Sublicio, автор Пьетро Ломбарди (1927)
  • Фонтана Пьяцца д'Аракоэли на площади Пьяцца д'Аракоэли, у подножия Капитолийского холма (1589 г.)
  • Fontana dell'Acqua Acetosa
  • Fontana delle Api (Фонтан пчел) на площади Барберини , автор Джан Лоренцо Бернини (1644 г.).
  • Фонтана делла Баркачча (Фонтан старой лодки), Площадь Испании (1627 г.)
  • Фонтана Пьяцца Колонна на Пьяцца Колонна (завершено в 1577 году)
  • Фонтана деи Диоскури перед резидентом президента Италии на площади Пьяцца дель Квиринале (1818 г.)
  • Фонтан Валле Джулия
  • Twin Fontane di Piazza Farnese перед Палаццо Фарнезе , на площади Фарнезе (16 век)
  • Ла Фонтана дель Моро , Пьяцца Навона , фонтан Джакомо Делла Порта (1575 г.), статуя Мавра работы Бернини, добавленная в 1653 г.)
  • Fontana delle Naiadi (Фонтан Naiades), Piazza della Repubblica , (1870–1901)
  • Насоне — культовый фонтанчик с питьевой водой.
  • Фонтана дель Неттуно, Пьяцца дель Пополо
  • Фонтана дель Неттуно , Пьяцца Навона , (1574)
  • Fontana di Piazza Nicosia , первоначально находившаяся на площади Piazza del Popolo (1572 г.), переехала на площадь Piazza Nicosia в 1823 г.
  • Фонтана дель Пантеон работы Джакомо Делла Порта (1575 г., с египетским обелиском, добавленным в 1711 г.)
  • Фонтана дель Пьянто, спроектированная Джакомо делла Порте в 1590 году.
  • Фонтана делла Пинья (фонтан из сосновой шишки) в Кортиле делла Пинья в Ватикане . (Скульптура I века, перенесена на нынешнее место в 1608 году).
  • Fontana dei Quattro Fiumi (Фонтан Четырех рек), Пьяцца Навона (1648–1651)
  • Фонтана делла Пьяцца деи Кирити на площади Пьяцца деи Кирити (1927–28).
  • Фонтана дель Тритон , ( Фонтан Тритона ) Пьяцца Барберини (1642–1643 гг.)
  • Фонтана делле Тартаруге (Черепаший фонтан), площадь Маттеи (1585–1588)
  • Фонтаны в саду виллы Медичи — несколько садовых фонтанов

Фонтан Нептуна

Рекомендовать место

3

Знаменитый фонтан Нептуна расположен в северной части площади Навона. Когда-то его называли «Фонтана дель Кальдерари» — это было связано с расположением поблизости с кузнечными мастерскими, в которых производили кастрюли, сковороды и прочие изделия из металла.

В XIX веке вследствие развития городской инфраструктуры существенно уменьшилась зависимость жителей от фонтанов, которые прежде использовались для бытовых целей — питья и умывания. С ростом технического прогреса возросла и эстетическая роль городских фонтанов, особенно после 1870 года, когда сформировалось независимое итальянское государство с Римом в качестве столицы. Строительство фонтана Нептуна продолжалось в течение нескольких десятилетий, поскольку работавшие над ним архитекторы и скульпторы стремились сделать свое творение соответствующим общей стилистике площади.

В том виде, в котором фонтан существует сегодня, строительство было окончательно завершено в 1878 году Антонио делла Битта. Скульптор добавил в скульптурную группу фонтана центральную статую — «борьба Нептуна с осьминогом». Другие скульпторы создали остальные скульптуры, основанные на различных мифологических сюжетах и изображающие нереид, амуров и морских животных.

Фонтан Пчел

Фонтан Пчел (Fontana delle Api) появился через два года после Фонтана Тритона, в 1644 году, но расположили его не в центре, а на углу площади, а в начале улицы Виа Феличе (Via Felice), а в 1800 году его перенесли на угол улиц Via Vittorio Veneto и Via di San Basilio. Автором является, конечно же Бернини, любимчик Урбана VIII.

В нижнюю створку раковины бежит вода из фонтана. На верхней створке раковины написано имя Папы Урбана VIII. В качестве основания для скульптурной группы автор выбрал простые необработанные камни, которые создают яркий контраст с искусной филигранной работой мастера при выполнении раковин и фигурок пчел.

В надпись было включено собственноручное двустишие Урбана VIII (покровителя Бернини), с указанием на то, что тогда шел 22 год его правления.

Интересный факт: дату в итоге пришлось исправить, так как папа умер за 8 дней до истечения 22-го года после его избрания – от первоначальной цифры XXII отняли единицу. Читайте подробнее в моём Инстаграм @joldersman.

Миниатюрный и оригинальный Фонтан пчел воспевает труд пчелы и ее помощь людям и является важным идейным элементом площади. Фонтан окружают платаны, в их тени отдыхают и пьют чистую воду из фонтана туристы, а дивные легенды дома Барберини дают простор размышлениям о жизни человека.

Описание фонтана во всех подробностях

Фонтан выполнен в виде монументальной триумфальной арки и примыкает к фасаду Палаццо Поли. Он составляет двадцать метров в ширину и почти пятдесят метров в высоту и занимает более половины площади Треви.

Что за фигура в центре?

Центральной фигурой фонтана, стоящего в большой нише, является  Океан. Он едет на повозке в форме раковины, которую тянут два гиппокампа (кони с рыбьими хвостами).

Океан — центральная фигура фонтана Треви

Конями управляют тритоны. Одна из лошадей спокойная и послушная, другая беспокойная. Они символизируют колеблющиеся настроения моря.

Тритон и спокойная лошадь

Статуи были вырезаны Пьетро Браччи.

Что за статуи в нишах по бокам?

По левоую сторону от Океана расположена статуя Изобилие, справа  — статуя Здоровье. Статуя Изобилие держит рог, наполненный различными дарами.

Статуя Изобилие

У Здоровья на голове венок из лавра, растения Аполлона. Она держит чашу, которую обвивает змея.

Статуя Здоровья

Эти две статуи являются работой Филиппо делла Валле.

Что изображено на барельефах?

Над двумя аллегорическими статуями находятся барельефы. На левом изображен Агриппа, генерал, построивший акведук Аква-Виргро, который доставляет воду к фонтану.

Генерал Агриппа на Барельефе фонтана

Барельеф справа иллюстрирует сюжет, когда дева указывает солдатам на источник воды.

Дева указывает на источник воды

Что на самом верху?

Аллегорические статуи на верхней части фасада символизируют четыре времени года.

Четыре времени года и табличка об основании фонтана

На самой вершине располагается герб папы Климента XII, который восстановил фонтан. Он окружен двумя статуями славы.

Герб папы Климента XII

Какие растения изображены на фонтане?

Фонтан также украшен многочисленными мраморными элементами, изображающими различные виды растений:

  • на фасаде Палаццо Поли- каперсовое растение;
  • дикий инжир, укорененный на вершине балюстрады;
  • куст коровяка;
  • опунция;
  • четыре ветви плюща;
  • калужница болотная  и озерный тростник;
  • дубовый ствол под статуей Здоровья;
  • артишок;
  • виноградная лоза с четырьмя гроздями винограда;
  • колоказия, плавающая на воде;
  • фиговое дерево;
  • комболино и группа вечнозеленых растений.

Ствол дубаРастительная композиция на фонтане

Вся композиция завершена улиткой, ползающей по колоказии, и ящерицей, которая прячется в небольшой полости на фасаде.

Вода стекает по искусственным камням в большой полукруглый бассейне и символизирует море. Ежедневно около восьмидесяти миллионов литров воды протекает через фонтан.

Поток воды

Откуда берётся вода?

Фонтан Треви питается водой из акведука Аква-Вирго, построенного в 19 г. до н.э. Агриппой, зятем императора Августа. Акведук приносит воду из источников Салоне (около 21 км от Рима) и обеспечивает водой фонтаны в историческом центре Рима.

Акведук Аква-Вирго

Согласно легенде, Агриппа отправил группу солдат в поисках источника под Римом. Источник был найден после того, как Дева показала его солдатам, отсюда и название акведука (Вирго — Дева).

Вода из этого акведука  используется для питания нескольких других римских фонтанов, в том числе Фонтана Четырех Рек, Фонтана Черепах и Фонтана Старой Лодки.

Фонтан Пчел

Выполненный Лоренцо Бернини фонтан Пчел отличается от других подобных творений легкостью и простотой композиции.Между створками раскрытой морской раковины три маленькие трудолюбивые пчелки наливают в раковину воду. Примечательно, что имя заказчика фонтана можно разглядеть на одной из створок раковины. Невзирая на то, что фонтан был сооружен в 1644 году, четко видно, что заказчиком был папа Урбан VIII. Однако в 2004 году этот симпатичный фонтан постигла печальная участь. Психически больной человек молотком обезглавил одну из пчел. Однако даже после такого варварства старинный фонтан не утратил своего очарования.

Фонтан Пантеона

Адрес: Piazzo della Rotonda

Находится рядом с древним памятником культуры – Римским Пантеоном, и является его архитектурным дополнением. Фонтан выполнен в виде обелиска, в окружении мифологических змеиных фигур. Имеет квадратную форму чаши. Единственный фонтан, который расположен на постаменте и очень неудобен для фотографирования.

Площадь перед Пантеоном всегда полна людей. Часто бывает, что здесь «не протолкнуться». Только в утренние часы в этом месте бывает не столь многолюдно.

Самые необычные фотографии получаются в вечернее или ночное время, когда в фонтанах Рима включается подсветка. Они приобретают свой неповторимый вид.

Аква Пола

Недалеко от Ватикана, на улице Гарибальди, во всем своем великолепии предстает Фонтан дель Аква Паола, известный большинству как Фонтаноне дель Джаниколо.

Знаменитый фонтан приобрел недавно особую международную популярность, став главным героем вступительной сцены фильма 2013 года Великая красота (La grande bellezza) Паоло Соррентино.

Это монументальное сооружение построено по заказу Папы Римского Павла V Боргезе в качестве заключительной части акведука Аква Паола (Acqua Paola) между 1610 и 1614 годами, под руководством архитекторов Джованни Фонтана и Фламинио Понцио. Однако современный его вид обязан Карло Фонтана, который в конце 17 века изменил и расширил фасад.

Он состоит из трех больших центральных ниш, по бокам которых расположены две другие, более мелкие. Вода из них бурно вливается в огромный мраморный бассейн внизу, которых изначально было пять.

Фонтан Аква Паола — характерный фонтан стиля барокко, возвышающийся над всем Римом в одном из самых романтичных мест столицы, районом Джаниколо, открывающим вид на захватывающий дух панораму города и являясь в то же время наследием творения человеческого гения своей эпохи.

История площади

Во времена античности на месте нынешней площади располагался храм богини Флоры, рядом с которым затевались шумные всенародные праздники в честь прихода весны.

Потом в начале XVI века здесь устроили площадь и назвали по фамилии кардинала Гримани (Grimani), в 1625 году ее переименовали по фамилии знатного миланского семейства Сфорца (Sforza). Имение Сфорца приобрел Маффео Барберини (Maffeo Barberini), будущий папа Урбан VIII (Urbanus PP. VIII), в 1627 году принял решение выстроить здесь палаццо.

Папа Урбан VIII – прославленная фигура своего времени, образованный и начитанный, имевший большое по тем временам собрание книг, знакомый с Галилео Галилеем (Galileo Galilei), покровительствовавший искусствам. Он был инициатором строительства многих зданий в Риме, а дворец и площадь предназначил для увековечения своего славного рода.

В середине XVII века под руководством архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) на площади был построен театр с таким же названием. Это здание стало культурным центром города: сюда приходили представители науки и искусства, устраивались театральные представления, музыкальные вечера, балы, поэты читали свои произведения. Театр просуществовал до 1873 года, а затем был снесен для строительства улицы Via Barberini.

https://www.youtube.com/watch?v=DsKcH0eIdqA

Однако в истории Рима уже после постройки дворца площадь была связана с таким печальным обрядом, как опознание безвестных умерших жителей города. Начиная со времени постройки и до XVIII века, от площади отъезжала повозка с неопознанными мертвецами, проходила по всем улицам города, где жители могли опознать своих родственников.

По замыслу понтифика Урбана VIII площадь должна была составить с дворцом Барберини гармоничный ансамбль, поэтому на ней были выстроены известные во всем мире Фонтаны – Тритона и Пчел, представляющие символику древнего и славного рода.

Фонтан Нептуна

Богу морей посвящены многие римские фонтаны. В одном из них, скульптор Джованни Чеккарини изображает Нептуна с его грозным оружием – трезубцем, который божество сжимает правой рукой. Бог морей окружен обитателями вод дельфинами и тритонами. Архитектурную композицию фонтана дополняет небольшая чаша с огромной морской раковиной, из которой поочередно каскадом струится вода в бассейн.

В скульптурной композиции фонтана Нептуна работы Антонио делла Битта Бог морей сражается с огромным осьминогом. Примечательно, что фонтан Нептуна был создан после становления независимого итальянского государства. Поэтому архитекторы, создавая фонтан Нептуна, стремились показать огромную роль Италии как морской державы.

Скульптуры фонтана Треви

Основная тема фонтана Треви – это вода, бесценный ресурс, от которого зависит жизнь и процветание человека и природы.

  • Центральная фигура всей композиции – Океан, один из Титанов и божество величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало рекам, источникам и морским течениям. Океан «едет» в раковине-колеснице, запряженной гиппокампами (гиппокамп – лошадь с рыбьим хвостом), которыми управляют тритоны. Одна лошадь спокойна, а другая – вздыблена и непокорна, что символизирует различные состояния моря.
  • В боковых нишах слева от Океана – статуя, изображающая Изобилие, а справа – статуя-символ Здоровья, держащая в руках чашу, которую обвивает змея. Сверху над Океаном расположились аллегорические статуи с цветами, снопом пшеницы и плодами – всем тем, что зависит от хорошей и чистой воды.
  • Барельефы над статуями Изобилия и Здоровья рассказывают чудесную историю обретения Aqua Virgo («Вода Девы») – древнеримского акведука, питающего фонтан Треви и другие римские фонтаны. Во времена правления императора Октавиана Августа Рим задыхался от жажды. 30 лучших легионеров отправились в окрестности Рима на поиски чистой питьевой воды, но, несмотря на все усилия, источник живительной влаги долго не удавалось найти. По преданию, легионерам явилась прекрасная молодая девушка, которая указала им путь к источнику. В честь таинственной спасительницы и был назван акведук.

Восстановление акведука

Аква Феличе стал первым грандиозным фонтаном, построенным в Риме со времён античности. Город возрождался после средневекового упадка, и немалая заслуга в этом была папы Сикста V, известного в миру как Феличе Перетти ди Монтальто (Felice Peretti di Montalto). Он понимал, что в первую очередь надо было обеспечить районы города чистой питьевой водой, которая после разрушения акведуков Древнего Рима долгое время была недоступной. Жители из районов на холмах Виминале и Квиринале были вынуждены идти за водой к единственному сохранившемуся источнику, который находился тогда неподалёку от известного сегодня фонтана Треви (Fontana Trevi).

В мае 1585 года, в первые дни своего понтификата, Сикст V выкупил у римского аристократа Марцио Колонна земли, воды которых питали акведук Аква Александрина — последний из построенных античный водопровод Рима. Проект обновления древнего акведука римский папа доверил архитектору Джованни Фонтана (Giovanni Fontana) — брату знаменитого Доменико Фонтана (Domenico Fontana). Именно он занялся поиском источника чистой воды и нашёл самую подходящую, собрав для этого пробы из более чем 50 подземных ключей.

Фармацевты замка Сант-Анджело (Castel Sant'Angelo) одобрили качество воды, признав её самой лучшей в Риме. Уже в конце 1585 года вода в достаточном количестве поступала на вершину Квиринала и, конечно, на виллу Сикста V.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: