Мозаики равенны

Арианский баптистерий

Battistero degli Ariani, построенный в начале VI в., предназначался для проведения обрядов крещения приверженцев арианского направления раннего христианства, согласно которому, Христос занимал подчинённое положение по отношению к Богу-Отцу. Арианство в VI в. было объявлено ересью, а баптистерий превращён в ортодоксальный ораторий Девы Марии. В дальнейшем здание перешло в частное владение, а в настоящее время стало туристическим объектом.

Фасад Арианского баптистерия

Внутри хорошо сохранилась мозаика, изображающая традиционный сюжет баптистериев – Крещение Иисуса в Иордане. В отличие от Баптистерия православных, на фигуре обнажённого Христа явственно видны половые признаки, что не может считаться неуместным в арианском вероучении. Как и в Баптистерии православных, кроме Христа и Иоанна Крестителя, на мозаике присутствует языческий дух реки Иордан в виде седобородого мужчины. Вокруг медальона Крещения изображены 12 апостолов с венцами, разделённые райскими пальмами.

Мозаика Крещения

Адрес: Piazzetta degli Ariani. Арианский баптистерий можно посетить бесплатно, но сделать это нужно в первую половину дня (он рано закрывается).

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом, посвященным Спасителю. Она находилась рядом с дворцом Теодориха, имела просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширную апсиду. Нартекс имел вид открытой аркады. После завоевания Равенны Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Однако в IX в. сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему церкви в порту (ин Классе), и базилика снова была переименована и стала называться Сант-Аполлинаре Нуово.

Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности.

Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене). Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников — архиепископ Аньело с приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе. Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха. Фигуры волхвов и архиепископа с приближенными относятся к более позднему времени (556—65 гг.), во времена Теодориха процессии мучеников возглавлял сам Теодорих с супругой, а в арках королевского дворца были изображены придворные.

Мученики. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах. Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов. Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (на северной стене) и страстей Христовых (на южной стене). Библейские сцены (впервые в Византийском искусстве) располагаются не в историческом или хронологическом порядке, но в той последовательности, как они упоминаются в литургическом чине. Библейские сцены лаконичны, число действующих лиц в них сведено до минимума, архитектура и пейзаж едва намечены или отсутствуют вовсе. Их примитивность, ориентированность на переднюю плоскость, наивно-игрушечный характер показывают, что иконография библейских сюжетов находилась в то время на этапе становления и творческого поиска.

Мученицы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент

В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного. На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны. В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников. Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.

Архиепископский дворец

В Архиепископском дворце Равенны находятся Cappellam di Sant’Andrea, называемая также Архиепископской, и музей.

Архиепископский дворец

Cappella Arcivescovile на первом этаже дворца была построена в V–VI вв. как небольшая личная церковь. Она украшена мозаикой, на которых, наряду с традиционными религиозными сюжетами, изображено множество райских птиц, растительных орнаментов и латинских гекзаметров. Совершенно непривычен образ безбородого Христа в одежде римского офицера.

Мозаика архиепископской капеллы

Archiepiscopal Museum был основан в середине XVIII в. Его экспонаты – картины, предметы искусства и археологические находки, находившиеся внутри или под снесёнными церквами. Среди артефактов – очень ценный трон из слоновой кости VI в., принадлежавший архиепископу Максимилиану. Другой выдающийся экспонат – серебряный крест с 40 медальонами архиепископа Агнеллуса.

Адрес: Piazza Arcivescovado, 1. Время работы: с 9–10 до 17–19 часов, в зависимости от месяца.

Базилика Сан-Витале

Basilica di San Vitale была основана в 527 г. местным епископом Экклесием в честь раннехристианского мученика Виталия Миланского. Базилика находится рядом с мавзолеем Галлы Плацидии (см. выше), и работает в те же часы. Строительство финансировал греческий ростовшик Юлиан Аргентарий, род занятий которого вряд ли можно назвать богоугодным. Внутренняя отделка мозаиками, считающимися лучшими вне Константинополя, была осуществлена в 546–47 гг. разными мастерами.

Колокольня базилики появилась в XIII в. В конце XVII в. её разрушило землетрясение: спустя десятилетие колокольню восстановили. В XVI в. базилика претерпела масштабную реконструкцию, во время которой затапливаемый грунтовыми водами пол был поднят на 80 см. В конце XVIII в. недекорированные прежде купол и ниши ротонды были расписаны фресками.

Фасад базилики Сан-Витале

Восьмиугольная церковь в византийском стиле напоминает константинопольскую церковь Сергия и Вакха. При строительстве были использованы оригинальные архитектурные решения. Так, конусообразный купол диаметром 16 м состоит из вдетых друг в друга глиняных закреплённых труб, облегчающих конструкцию. Купол опирается на восемь столбов, образующих ротонду, на втором ярусе которой находятся хоры. Между главными столбами ротонды размещены двухъярусные аркады. В результате внутренняя часть церкви хорошо освещается, а в боковых галереях царит полумрак. Мозаики пресвитерия и апсиды тем самым предстают в максимально выигрышном свете.

Некоторые решения базилики были заимствованы при разработке проектов дворцовой капеллы в немецком городе Ахене и флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Изнутри пол облицован керамической плиткой, а нижняя поверхность стен – мраморной. Главный элемент декора – потрясающая мозаика из разноцветной смальты. Вогнутые поверхности, покрытые искрящейся мозаикой, создают эффект объёмности изображений.

Особо ценятся прижизненные мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, приносящих в дар церкви культовые сосуды. Царственных особ сопровождают придворные. Эти мозаичные панно расположены в алтарной части базилики.

Император Юстиниан со свитой

Императрица Феодора со свитой

С этих двух классических работ сняты многочисленные копии для ведущих музеев планеты.

В центральном медальоне свода алтаря изображён жертвенный Агнец. Медальон поддерживают четыре ангела в окружении райских растений, животных и птиц.

Мозаики свода алтаря

Сюжеты остальных мозаик посвящены ветхозаветным и новозаветным историям.

Мозаики стен

Адрес: Via Giuliano Argentario, 22. Время работы: 9–19. Базилика Сан-Витале – музей мирового уровня, и у входа не составит труда найти и русскоязычного гида. Примерная стоимость 45-минутной экскурсии в его сопровождении – 15 EUR.

Национальный музей Равенны

Museo nazionale di Ravenna расположен в здании бывшего монастыря бенедиктинцев, на одной огороженной территории с базиликой Сан-Витале и Мавзолеем Галы Плацидии. Часть экспозиции – древнеримские и раннехристианские скульптуры, каменные кресты IV—V вв., саркофаги, выставлены во внутреннем дворе музея. Среди них – статуя Геракла VI в.

Национальный музей Равенны

Основа демонстрируемой коллекции – церковная утварь и произведения искусства, ранее принадлежавшие монастырям, закрытым на рубеже XVIII–XIX вв. при наполеоновской секуляризации. Во внутренних помещениях музея выделяются фресковый цикл XIV в. художника Пьетро да Римини (ученика Джотто), ларец середины V в. с изображением Traditio legis (передача Христом свитка с евангелием святым Петру и Павлу), барельеф I в. «Апофеоз Августа». Любопытны коллекции римских монет и изделий V в. из слоновой кости.

Адрес: via San Vitale, 17. Музей открыт во вторник – воскресенье с 8:30 до 19:30 часов. Стоимость билета – 6 EUR. Как отмечалось выше, есть также возможность посещения по комбинированному билету ценой 10 EUR, который открывает вход и в базилику Сант-Аполлинаре-ин-Классе и Мавзолей Теодориха.

Архиепископская капелла


Архиепископская капелла. | Фото: wikimedia.

Неподалеку от баптистерия Неона находится архиепископский дворец, внутри которого располагается архиепископская капелла – одна из восьми достопримечательностей Равенны, охраняемых ЮНЕСКО. Частный ораторий епископа, построенный на рубеже шестого века, имеет форму греческого креста. Нижняя часть стен покрыта мрамором, а верх расписан мозаикой. Также во дворце имеется небольшой музей, в котором хранится египетский трон шестого века с рельефами из слоновой кости.

Адрес: Архиепископская капелла, Piazza Arcivescovado, Равенна, Италия.

Базилика Сан-Франческо

Небольшая раннехристианская церковь на месте нынешней Basilica di San Francesco была построена в V в. по инициативе равеннского епископа Неона – того самого, при котором появились мозаики баптистерия православных (см. выше). В 1261 г. церковь, первоначально носившая имена апостолов Петра и Павла, а затем св. Петра, была передана монахам-францисканцам и получила нынешнее название. Квадратная колокольня появилась примерно в IX–XI вв., а сегодняшний фасад датируется концом XVIII в.

Базилика Сан-Франческо

В 1321 г. в базилике был отпет и похоронен Данте. Его нынешняя гробница (см. выше) находится рядом с бывшим монастырём – нынешним государственным музеем. Во время раскопок 1879 г. ниже уровня грунтовых вод был обнаружен пол прежней крипты, покрытый мозаикой V в. и латинской эпитафией епископу Неону – основателю церкви. Этот своеобразный аквариум с рыбками, проплывающими над древними мозаикой и эпитафией, доступен для осмотра туристами через окно под алтарём.

Затопленный пол бывшей крипты

Адрес: Piazza San Francesco, 1. Церковь открыта для свободного посещения с 7 до 12 и с 15 до 18–19 часов. За освещение затопленной крипты нужно бросить монету в 1 EUR в специальный автомат.

Дом каменных ковров

В 1993 г., недалеко от базилики Сан-Витале, строили подземный гараж. На пятиметровой глубине изумлённым взглядам строителей открылся мозаичный пол V–VI вв. общей площадью 1200 м2, предположительно принадлежавший византийскому дворцу, построенному на фундаментах римских зданий III-II в. до н.э.

14 мозаик в помещениях Domus dei tappeti di pietra в основном представляет собой совокупность геометрических узоров трёх-четырёх цветов.

Геометрический орнамент пола

Есть и сюжетные мозаики – «Добрый пастырь» и «Танец времён года».

Мозаика «Добрый пастырь»

Для перемещения посетителей проложены специальные помосты.

Адрес: via Barbiani (вход через церковь св. Эуфемии). Часы работы: с 10 до 17–18:30 часов. Цена билета – 4 EUR.

Раннехристианские памятники

По количеству сохранившихся раннехристианских памятников город не имеет себе равных на планете. Восемь их них, относящихся к V–VI вв., составляют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. По единому комбинированному (Unico Cumulativo) билету «Мозаики Равенны» ценой 9,5 EUR можно посетить пять из них с самыми красивыми мозаиками:

  • мавзолей Галлы Плацидии;
  • Баптистерий православных;
  • базилику Сан-Витале;
  • базилику Сант-Аполлинаре-Нуово;
  • Архиепископский дворец.

Билет действителен в течение семи дней. Подробности (на английском языке) можно посмотреть на сайте.

Базилику Сант-Аполлинаре-ин-Классе и Мавзолей Теодориха можно увидеть по другому единому билету ценой 10 EUR, действительному три дня. Он также открывает вход в Национальный музей Равенны. А комбинированный билет ценой 8 EUR предназначен для посещения Мавзолея Теодориха и Национального музея. В Базилику и Мавзолей, конечно, можно пройти и по автономному билету. Для Арианского баптистерия этот вариант безальтернативен.

Невзрачный внешний вид всех перечисленных достопримечательностей скрывает великолепные мозаики интерьера (их нет только в Мавзолее Теодориха). Равеннские мозаики часто называют византийскими. Но большинство памятников, кроме базилик Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, были созданы в эпоху, предшествовавшую византийской. Стилистически равеннская мозаичная иконография отличается от более поздней (включая византийскую) отсутствием торжественной мрачности и аскезы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: