Баптистерий Сан-Джованни
Неотъемлемой частью соборного комплекса является и восьмиугольный баптистерий (крестильня) Сан-Джованни, хотя это старинное здание появилось на Соборной площади задолго до самого храма. Он был возведен в начале XII ст. на месте древнеримского языческого храма.
В этом приземистом восьмиугольном здании, выполненном в романском стиле, особый интерес вызывает:
- «золотой» купол – расписан ликами святых и библейскими сценами (византийская мозаика);
- южные врата – самые старые ворота баптистерия, украшенные барельефами с изображением Основных добродетелей, а также Иоанна Крестителя (XIII-XV ст.);
- Врата рая – удивительные восточные двери, оформлением которых занимался молодой скульптор Лоренцо Гиберти, бережно воспроизводя истории из библии на каждой из десяти позолоченных табличек (именно на столько частей было разделено позолоченное полотно врат).
Кроме того, в нем вплоть до XIX столетия совершалось таинство крещения. Именно здесь были приобщены к католичеству многие исторические личности, среди которых можно смело назвать Данте и Медичи.
Базилика Санта-Кроче
Одна из самых популярных церквей среди туристов, базилика Санта-Кроче получила неофициальное название «Пантеон Флоренции»: так много знаменитых флорентийцев похоронены здесь.
В базилике Святого Креста покоятся Галилей, Микеланджело, Джоаккино Россини и другие выдающиеся деятели Флоренции – всего около 300 человек.
Здесь должны были похоронить и Данте, но Равенна, принявшая изгнанного поэта на своей земле, отказалась вернуть его тело раскаявшейся Флоренции — могила так и осталась пуста.
Здесь покоятся самые знаменитые флорентийцы – всего около 300 человек
Помимо многочисленных гробниц церковь Санта-Кроче заслуживает внимания и по той причине, что здесь сохранились некоторые фрески Джотто (многие погибли под слоем побелки, нанесённой во время чумы, когда в здании церкви был лазарет).
- Часы работы: Пн-Сб: 9:30-17:30, Вс и некоторые праздники: 14:00-17:30
- Закрыто: 1 января, Пасха, 13 июня, 4 октября, 25 и 26 декабря
- Билеты: Взрослый – 8 Евро, для детей до 11 лет – бесплатно
Колокольня Джотто
В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).
Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.
Хотя колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.
Так, кампанила обзавелась:
- мраморными композициями;
- изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
- чудесными барельефами;
- статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
- шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
- семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).
Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…
Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).
Внешний вид
Храм имеет в высоту 153 метра и ширину в трансепте 90 метров. Трехнефный собор имеет форму латинского креста. Архитектурный стиль собора определяется тенденциями средневековой и архитектуры Возрождения, на рубеже которых и был построен храм.
Самой выдающейся частью собора является его большой красный кирпичный купол, словно возвышающийся над всем городом. Величие этого сооружения демонстрируется на многих фото.
Фасад украшен цветными мраморными панелями и статуями Девы Марии и расположенных по обе стороны от нее апостолов. Архитектура собора дополнена изящной кампанеллой.
Перед кафедральным собором расположен Баптистерий в честь Иоанна Крестителя. Это здание было построено на месте римского сооружения 1-го века н.э., которое, возможно, было храмом в честь римского божества Марса. Точной датировки постройки нет, возможно, 4-5 века.
Колокольня, построенная Джотто, расположена отдельно. Она была выстроена в 14-м веке, ее высота около 84 метров. Сооружение богато декорировано полихромными мраморными вставками.
Центральный вход
Древнейшими, богато украшенными воротами являются южные врата, созданные итальянским архитектором 14-го века Андреа Пизано. Барельефы на воротах содержат сцены из Библии. Лоренцо Гиберти создал проекты двух других врат, выполненных в готическом стиле.
Самыми известными являются центральные, восточные врата. Они поделены на десять золоченых панелей, на которых изображены библейские истории. Через 50 лет после возведения врат, Микеланджело, высоко оценив творение Гиберти, назвал их «вратами рая». В данный момент оригинальные врата находятся в музее, а врата собора заменены на копии. Копия этих врат в измененной последовательности была установлена в начале 19-го века на входе в Казанский собор в Петербурге.
Описание собора — технические характеристики
Параметр | Размер |
Длина собора Высота сводов Высота купола изнутри Общая высота с крестом Ширина нефов Диаметр купола Общая площадь |
153 м 45 м 90 м 114 м 38 м 42 м 8.300 м2 |
Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре — галерея изображений:
Время работы — сведения для посетителей: с 10,00 до 17,00В четверг:Май и октябрь: 10,00 — 16,00Июль — сентябрь: 10,00 — 17,00Январь — апрель, ноябрь и декабрь: 10,00 — 16:30
В субботу: 10,00 — 16,45В воскресенье и праздники: 13,30 — 16,45Цена и информация: вход бесплатный, через левую дверь фасада.Купол собора: цена билета 8,00 €.Купол + Музей: 11,00 €.Купол + С. Репарата + Кампанила + Баптистерий + Музей: € 23,00.
Как пройти к собору Санта Мария дель Фьоре (карты)
Совет: исторический центр Флоренции — царство пешеходов. Не планируйте добраться до собора на автомобиле, за вычетом такси. Можете заказать такси во Флоренции по одному из телефонов:
+39-055-4390 | +39-055-4499 | +39-055-4798 | +39-055-4242
От площади Санта Кроче
От ж. д. вокзала Firenze Santa Maria Novella
От ж. д. вокзала Firenze Campo di Marte
От аэропорта Amerigo Vespucci на автомобиле (6 км)
Ризницы
Три апсиды разделены двумя ризницами. В них священники готовятся к службе. Каждая ризница украшена работами мастера Луки делла Роббиа. В Новой Ризнице вы найдете изображение Воскресение Христово (создано в 1444 году).
Удивительная бронзовая дверь тоже создана Роббиа. Десять панелей изображают Святую Мария с младенцем Иисусом, Иоанна Крестителя, евангелистов и других библейских персонажей.
Именно в этой ризнице в 1478 году Лоренцо Великолепный (глава Флорентийской республики эпохи Возрождения) и его брат Джулиано спрятались, когда на них напали прямо во время мессы. В Старой Ризнице вы увидите 2 терракотовых подсвечника в виде ангелов. Оба работы Луки делла Роббиа.
Санта-Тринита
Базилика Санта-Тринита обладает одной из самых обширных коллекций раннеренессансной живописи во Флоренции.
Базилика пережила несколько периодов реконструкции в конце XVI-XIX веков, в результате чего строгая романская церковь XIII века постепенно приобретала черты маньеризма и барокко.
Церковь Святой Троицы известна в первую очередь фресками Доменико Гирландайо, украшающими капеллу Сассетти, и росписями Лоренцо Монако в капелле Бартолини Салимбени.
Стоит обратить внимание и на черно-белый мозаичный пол пресвитерия с причудливыми образами фантастических животных
Базилику украшают фрески Гирландайо и росписи Лоренцо Монако
Бартолини Салимбени — фамилия знатной флорентийской семьи, владевшей капеллой. Скрытые под толстым слоем штукатурки, фрески на стенах капеллы были открыты лишь в конце XIX века. Перу автора фресок – художника Лоренцо Монако – принадлежит так же алтарная картина «Благовещение».
Банкир Франческо Сасетти воздвигнул капеллу в честь своего святого Франциска Ассизского, а в качестве художника пригласил Доменико Гирландайо.
В работах Гирландайо религиозные сюжеты тесно переплетаются с городскими видами и портретами современников художника — простых жителей Флоренции XV века.
- Часы работы: Пн-пт: 08:00-12:00 и 16:00-18:00, Сб-вс: 16:00-18:00
- Билеты: Вход свободный
Визитка Флоренции
La Cattedrale di Santa Maria del Fiore — самое знаменитое сооружение Флоренции, ставшее символом города. Величественный комплекс состоит из 5 памятников: купола, Баптистерия, колокольни Кампанила Джотто, склепа Святого Репарата и музея-галереи Опера-дель-Дуомо. Грандиозность и размеры его таковы, что сфотографировать полностью невозможно. 153 м — длина, ширина — 90 м, и 90 м высота от пола до верхушки фонаря.
На фасаде — статуя Богоматери с младенцем и лилией в руке, потому и называется он — Собор святой девы Марии с цветком. По бокам от Богоматери расположены статуи 12 апостолов. Вверху, в круглом окошечке (тимпане), изображение Отца Небесного, смотрящего сверху на нас грешных. Интерьер собора довольно строгий.
Вход в собор бесплатный, из-за чего случаются длинные очереди. Как правило, они движутся быстро. Если ваша группа более 4 человек, можно взять аудио-гида за пару евро с человека, и пройти экскурс без очереди. Единый билет для осмотра всего ансамбля стоит 10 евро.
График работы и стоимость посещения
С понедельника по среду собор работает с 10:30 до 17:00, в четверг до 15:30, в субботу до 16:45, а в воскресенье с 13:30 до 18:00. Вход в собор свободный. Смотровая площадка открыта ежедневно с 10:30 до 19:00, в субботу до 16:40. Музей работает по такому же графику. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок на колокольне и на куполе — 18 EUR. Билет действителен 6 дней после покупки и 24 часа после первого использования. Не смущайтесь очередью у главного входа, ведь за посещение самого собора платы не берут, смело устраивайтесь в хвост длинной вереницы желающих попасть внутрь.
Веб-сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it
Цены на странице указаны на июль 2021 г.
Базилика Сан-Лоренцо
Старую ризницу Базилики Сан-Лоренцо украшают фрески Донателло, сохранившиеся вопреки нескольким реконструкциям. Помимо Донателло над художественным оформлением храма работали Вероккио и Микеланджело.
Первые упоминания о базилике Сан-Лоренцо относятся к IV веку, однако своим нынешним обликом церковь обязана семье Медичи, по заказу которой началось обновление святыни под руководством Филиппо Бруннелески.
Архитектору было не суждено завершить свой проект: Джованни Медичи скончался, а вместе с ним прервалось и финансирование строительства.
Завершал реконструкцию спустя 12 лет другой архитектор Микелоццо де Баротоломео по заказу Козимо Медичи.
Базилика стала усыпальницей для всех членов семьи Медичи
Именно Козимо Медичи был первым представителем своего семейства, которого похоронили в подземной части базилики, ставшей впоследствии усыпальницей для всех членов семьи Медичи. Здесь похоронен и Лоренцо Великолепный — его гробница размещена в новой ризнице.
- Часы работы: Пн-сб: 10:00-17:00
- Вс: 13:30-17:30 (с марта по октябрь; закрыта по вс с ноября по февраль)
- Билеты: Взрослый – € 5.
Снаружи
Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?
Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.
Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).
Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):
Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.
В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.
В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!
Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).