Галерея академии

Неизвестная Венеция

Знаменитые достопримечательности Венеции важны для тех, кто впервые знакомится с городом. Но есть и такие, кого магическая атмосфера лагуны притягивает снова и снова, или кто просто хочет избежать массового наплыва туристов. Такие всегда в поиске мест мало известных, не сразу впечатляющих и захватывающих дух, но не менее увлекательных и аутентичных, раскрывающих традиции и особенности жизни этого необычного города.

Книжный магазин Acqua Alta

Одно из самых фотографируемых в Инстаграме мест в Венеции. Заслуга этой славы принадлежит её основателю и необычной детали — лестнице, вымощенной из книг. Этот книжный магазин знаменит так же своими миниатюрными размерами и необычному интерьеру — внутри него даже есть гондола и тысячу разных интересных штук.

Немецкий дворец Фондако деи Тедески 

Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi) — сейчас торговый центр, отреставрированный группой Бенеттон, а изначально, с 1228 г. — подворье для проживания немецких торговцев. Здание особенно примечательно своей захватывающей дух панорамой. Отсюда открывается 360-градусный вид на весь город.

Гондола за 2 евро

Прокатиться на гондоле за 2 евро — реальность. Называется она — переезд Санта София, где всего за 2 евро можно пересечь Большой канал и пристать к Рыбному рынку Риальто (Mercato del Pesce di Rialto) на борту самого известного венецианского транспорта.

Крипта Сан Заккария San Zaccaria

Великолепная архитектура церкви Сан Заккария ( Chiesa San Zaccaria), с фасадом в смешенном стиле между готикой и ренессансом, сама по себе привлекает внимание посетителей. Но что действительно отличает её от других 200 церквей Венеции, так это постоянно затопленный склеп

Вода создаёт магический эффект зеркала, возвеличивая торжественную красоту склепа. Колонны визуально выглядят в два раза длиннее, а гробницы как будто плавают внутри.

Арсенал

Арсенал Венеции расположен на восточной окраине города, в самом сердце лагунной системы, включающей острова и побережье. Это одно из самых интересных развитых районов венецианской территории. Здесь невероятным образом переплетаются функциональные, архитектурные и пейзажные функции земли и воды. Арсенал открыт для посещения во время Венецианского биеннале искусства, где размещаются павильоны разных стран. Во время этого события открыт так же Сад Дев (Giardino delle Vergini), большая зеленая зона, окруженная стенами Арсенала, которая простирается по территории бывшего монастыря Святой Девы Марии, разрушенного в конце девятнадцатого века.

Мастерская гондол Squero di San Trovaso

Гондола — один из уникальных символов Венеции. Чтобы вживую увидеть как рождается эта знаменитая лодка, стоит посетить одну из трёх ещё работающих мастерских, самую старую и известную — Squero di San Trovaso. Понаблюдать за ремонтом и строительством гондол можно или заранее договорившись об экскурсии, или на противоположной стороне канала из бара, где не лишним будет совместить приятное с полезным, выпив аперитив с лёгкими закусками.

Мастерская по изготовлению масок Ca'Macana

Если вы поклонник фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», или, возможно, «Пятьдесят оттенков черного», то знайте, что маски, использованные в этих фильмах, были сделаны в Венеции. Лавка Ca'Macana является одной из исторических мастерских по изготовлению масок в городе, посещение которой будет незабываемым событием во время вашего пребывания в Венеции. Её мастера известны во всем мире верностью подлинным традициям и исключительной фантазией. Зайдя в неё вы не сможете устоять, чтобы не купить в качестве сувенира одну из традиционных или декоративных венецианских масок, а на сайте магазина можно даже заказать мастер-класс по изготовлению масок.

Старое и новое гетто

Основанное в начале XVI века Венецианское гетто было одним из первых мест в мире, где принудительно сегрегировали людей в соответствии с их религиозными различиями. В период расцвета Республики Венеции в XVII веке в районе гетто проживало 5000 евреев со всей Европы. Ранее этот район использовался как литейный (что на венецианском диалекте означает «гетто»), именно отсюда пошёл и сам термин «гетто». Тем, кто хочет больше узнать об истории гетто и о том, как оно развивалось на протяжении многих лет стоит несомненно посетить это место

Бакари тур

Нельзя посетить Венецию и не совершить популярный среди местных бакари тур. Начните с традиционного коктейля «шприца» или бокала вина в сопровождении чиккети, традиционных венецианских закусок в первой остерии, и продолжайте до тех пор, пока будете держаться на ногах. Сначала можете отправиться в Fondamenta dei Ormesini, зайдите в Timon и завершите в старинном заведении Paradiso Perduto.

Palazzo Cini, Fondazione Giorgio Cini

www.palazzocini.it

Не так давно Палаццо Чини открыл свои двери посетителям после почти 10-летнего перерыва на реставрацию. Здесь хранится уникальная коллекция искусства Возрождения и маньеризма из Флоренции и Феррары. «Суд Париса» Боттичелли, «Двойной мужской портрет» Понтормо, Мадонны Пьеро делла Франческа и Гирландайо, иконы, лиможские и венецианские эмали, майолика — всё это в потрясающих интерьерах страстного коллекционера графа Витторио Чини, жившего в ХХ веке. Музей был открыт в 1984 году, а Фонд Джорджо Чини, названный в честь погибшего сына графа, в 1954 году. Фонд заслуживает отдельного внимания. Расположенный в монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, он превратился в один из самых значительных исследовательских институтов в мире. Здесь проходят выставки классического и современного искусства, конференции и лекции, хранится огромная библиотека.

Photo: Matteo De Fina

Palazzo Grassi

www.palazzograssi.it

Палаццо Грасси — одно из самых модных и актуальных пространств современного искусства, где можно увидеть работы из коллекции французского миллиардера Франсуа Пино. Выставки Фонда Пино часто провокационны и даже скандальны, согласно вкусу своего владельца; в особенности много противоречивых отзывов вызвала прошлогодняя выставка Дэмиана Херста. За более чем 10 лет здесь прошли персоналки Урса Фишера, Зигмара Польке, Ирвина Пенна, Рудольфа Стингера из собрания Пино и других коллекций. Дворец, построенный в XVIII веке архитектором Джорджо Массари, в 2006 году был реконструирован по проекту знаменитого японского архитектора Тадао Андо. На площади 5000 кв. м удалось устроить 40 залов, а интерьеры XVIII века были замаскированы белыми панелями. Тадао Андо с восточной тонкостью вписал в старинный венецианский дворец идеальный белый куб.

Photo: Prudence Cuming Associates Damien Hirst and Science Ltd.

Венецианская школа живописи и эпоха Возрождения

Возрождение в Венецию происходит немного позже, чем в других итальянских городах. На протяжении большей части XV века в венецианской живописи главенствует византийский стиль, в то время как единственным новшеством становится введение некоторых готических элементов, пришедших, в основном, благодаря контактам с Германией.

Во второй половине XV века, с появлением в Венеции Антонелло да Мессины и связью между семьей Беллини и Андреа Мантенья, стал проявляться стиль искусства возрождения. Андреа Мантенья женился на дочери художника Якопо Беллини и сестре Джованни и Джентиле Беллини, которые также были художниками, как и их отец. Элементы, усвоенные Джованни Беллини из живописи Мантеньи и Антонеллы да Мессина, воплотились в совершенно новом стиле, не исключавшем некоторые позднеготические отголоски. Этим новым стилем стало Возрождение, которое определяют как венецианское. Главной его особенностью было совершенно новое использование цвета, что привело к появлению тональной живописи.

Концепция красоты венецианской школы живописи

Тициан — «Любовь земная и небесная» (ок. 1515 г.)

Важнейшей стилистической характеристикой венецианской живописи был тонализм, о котором пойдёт речь в следующем параграфе. Но различия между флорентийским и венецианским Возрождением имеют более глубокие корни, которые влияют на саму эстетику искусства. Красота может иметь две основные цели: доставить интеллектуальное удовольствие или доставить физическое, чувственное удовольствие.

В истоках флорентийского искусства лежит поиск идеальной красоты, которая является, прежде всего, идеальным совершенством, поэтому скорее имеет характер интеллектуальный, чем чувственный. Отношение к красоте в Венеции, особенно в XVI веке, сильно отличается: её природа и предназначение связаны больше с чувствами, чем с интеллектом.

Кроме того, необходимо учитывать, что Флоренция XV века была пропитана культурой неоплатонизма, которая только недавно очистила значение красоты от средневековой идеи о её прямой связи с проявлением греха и похоти. Венеция же в XVI веке была богатейшим городом, купавшемся в роскоши и благополучии, питавшим известную толерантность к плотским удовольствиям. Очевидно, что красота здесь рассматривается не как нечто идеальное, а как позитивное проявление жизни, потому что она способна пробуждать радость и наслаждение.

Такое разное отношение к красоте объясняет, почему во флорентийской живописи уделяется больше внимания рисунку, а в венецианской — цвету. Рисунок — это то, как наш мозг рационализирует формы, которые он воспринимает, это транскрипция нашего мышления о реальности. С помощью идеального рисунка мы совершенствуем наше восприятие реальности. Цвет — это эмоции глаз.  Это то, что вызывает непосредственную эмоциональную реакцию. Цвет передает нам даже тактильные ощущения, как будто изображение является чем-то реальным, а не надуманным.

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.

Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.

Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий,  о которых мало что известно.

Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.

Одна из первых зрелых работ мастера  — «Три грации». 

Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.

Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.

Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.

Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.

Казалось бы, до «галантного века» Ватто рукой падать, а Лиотар предлагает нам совсем другую красоту. Парадный портрет и декоративность отметены в сторону.

Мастер отказывается от фона, чтобы его герои не смогли «спрятаться» за пышные витиеватые декорации. Придворным дамам не всегда был по вкусу такой вот прямолинейный подход.

Самым известным полотном Лиотра является «Прекрасная шоколадница».

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.

Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину.

Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.

После эпохи рококо, когда портреты отличались манерностью и изобилием деталей, «Шоколадница» Лиотара стала просто откровением. Фотографическая правдивость обескураживала и восхищала публику.

Рассказ о мастере был бы не полным без какого-либо «королевского портрета». Например, Портрета Георга, Принца Уэльского (позже — Георга III).

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности

Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц

Лиотар — это пример независимости и правдивости в искусстве. От современников нам осталась любопытное изречение, которое многое говорит об этом художнике: «Он наблюдал, как работают другие, и делал всё по-своему!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: