Музейный комплекс Санта-Мария-делле-Аниме-дель-Пургаторио
Музейный комплекс Санта-Мария-делле-Аниме-дель-Пургаторио.
Эта потрясающая «церковь черепов», освященная в далеком 1638 году, состоит их двух уровней. В верхней церкви можно увидеть такие картины как «Смерть святого Алессио» Луки Джордано и «Богоматерь душ чистилища» Массимо Станционе, а в нижней церкви (куда пускают только в сопровождении гида) расположен подземный алтарь, у которого раньше проходили церемонии отпевания несчастных душ бедняков.
Между XVII и началом XIX веков большая безымянная могила в центре нижней церкви была местом захоронения бесчисленных останков местных жителей, которые не могли позволить себе достойные похороны в церкви.
Именно это место стало эпицентром культа “povere anime pezzentelle” (несчастных душ бедняков), когда местные жители брали черепа и молились за души усопших. Люди верили (и до сих пор верят), что после того как души умерших достигнут небес, они будут слать на людей благословение в качестве благодарности за их молитвы.
Ежедневно здесь проводилось до 60 месс, а в «день всех душ» очереди, ведущие в подземное хранилище, растягивались на 450 метров.
Адрес: Complesso Museale Santa Maria delle Anime del Purgatorio ad Arco.
3 этаж
Поднимаемся на 3-й этаж и оказываемся в огромном высоком зале – Меридиане, или Зале Солнечных часов. Из угла в угол зал пересекает меридиан в виде латунной полоски на полу с отмеченными знаками зодиака. Солнечный луч, падая через специальное отверстие, проходит через все знаки зодиака. (Подобные гномоны есть в Париже в церкви Сен-Сюльпис и в Болонье в базилике Сан-Петронио).
Изначально этот зал предназначался для Обсерватории. Сейчас его иногда используют как выставочное пространство. Стены зала Меридиана украшены картинами из жизни Алессандро Фарнезе. Картина на плафоне прославляет короля Фердинандо и его жену Марию Каролину. Таким образом, это зал в честь основоположников музея.
Мне повезло попасть, когда он был полностью заполнен многочисленными экспонатами из запасников, во время выставки «Миф и природа. От Греции до Помпей».
Во второй раз в зале стоял только Атлант Фарнезе. Атлант держит небо в виде шара.
Из постоянных экспозиций – коллекция предметов быта.
Посуда — от самой простой до изысканной:
Удивительно, как сохранилась стеклянная посуда
Несколько залов занимают находки с виллы Папирусов, обнаруженной на окраине Геркуланума. Вилла содержала многочисленные предметы искусства, бронзовые скульптуры, фрески, а также свитки папирусов. Папирусы спеклись во время извержения. Сейчас с помощью современных технологий их пытаются разделить на отдельные листы и прочитать.
Скульптуры из черной бронзы:
Парная скульптура бегунов:
Пьяный Сатир:
Мы с вами дошли до самого интересного — помпейских фресок, которым посвящена отдельная статья. Это то, что меня больше всего восхитило в археологическом музее Неаполя.
Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:
- авиабилеты — Aviasales
- отели — Booking и Hotellook
- туристическая страховка — Cherehapa
- такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
- экскурсии — Tripster и Sputnik
Музей «Погребённый Неаполис» (The Neapolis Buried / La Neapolis Sotterrata)
Археологический комплекс «Погребённый Неаполис» — подземелья под церковью Сан-Лоренцо-Маджоре (Complesso monumentale di San Lorenzo Maggiore), расположенные в том месте, где когда-то находилась Агора — жизненное пространство греческого города, которое впоследствии стало Римским форумом.
В настоящее время музей представляет собой подземную археологическую зону, где можно прогуляться по древней римской дороге шириной в 3 метра, вдоль которой находятся остатки магазинов, таких как пекарни, винодельни и прачечные, когда-то оживлявших это место. Также здесь сохранились мозаичные полы и части древних строений.
Вход в музей платный, стоимость полного билета составляет 9 Евро; студенты и люди старше 65 лет — 7 €; дети до 18 лет — 6 €. Часы работы: ежедневно с 09:30 до 17:30 часов.
Внимание! Часы работы и стоимость билетов могут меняться, рекомендуем уточнять перед посещением
Собор Святого Януария
Собор Святого Януария или Успения святой Марии (современное название) расположен в самом центре города. Его строительство началось во второй половине 13 века. Храм был заложен на фундаменте двух древних базилик. Строиться церковь началась во времена правления Карла Анжуйского, а закончили ее возводить только в начале 14 века. Этот католический храм состоит из множества капелл, возведенных в разное время. Фасад собора был обновлен в 19 веке, под патронатом архитектора Энрико Альвино. На нем расположен портал 15 века, со скульптурами Тино да Камайно.
Отдельного внимания заслуживает капелла святого Януария, покровителя Неаполя. Стены ее украшены фресками известных мастеров – Ланфранко, Доменикино, Хосе де Риберы. Вдоль стен можно увидеть скульптуры, среда которых настоящим шедевром считается бюст святого Януария, созданного тремя французскими мастерами. Он изготовлен из золота и серебра, и щедро украшен драгоценными камнями. В соборе хранится реликвия – чаша с кровью святого, ее демонстрируют посетителям всего три раза в год.
Реконструкции Помпеев
Верхние музейные залы предоставлены для детального знакомства с Помпеями. Созданы модели раскопок. Воспроизведены главные объекты и типовые дома, чтобы современники могли ярче представить и оценить достижения античных городов. Так выглядят раскопки Помпеев:
Обратите внимание на центральную большую площадь. Это форум
Перед форумом находится еще один большой прямоугольник с остатками храма. Там расположены руины древнейшего культового сооружения – храма Аполлона. Мастера создали макет, как выглядел данный объект в процветающем городе.
Эта часть экспозиций музея детально знакомит с античным городом в период его расцвета. Если вы уже добрались до Помпеев, музейная информация поможет лучше представить увиденное на раскопках.
Капелла Сан-Северо
Находится на территории имения семьи Сангро. Ее возводили в качестве усыпальницы и капеллы для князей, носивших титул Сан-Северо. Здание выполнено в стиле барокко. Она находится в центральной части Неаполя, неподалеку от церкви Сан-Доменико-Маджоре. Капелла упоминается в книге Чезаре д'Энгенио Карачолло, точнее статуя Богородицы «Пьетелла». В ней описывается чудо, произошедшее с невинно обвиненным человеком. Ему явилась Богородица, когда его вели мимо капеллы. После этого, все ложные обвинения были сняты с узника. Второе чудо связано с исцелением Франческо Паоло де Сангро – первого князя Сан-Северо.
В помещениях хранятся настоящие скульптурные шедевры, в исполнении известных мастеров. В настоящее время, капелла превращена в музей. В нем хранятся скульптуры «Христос под плащаницей», «Целомудрие», «Избавление от чар», скульптурные ансамбли «Не прикасайся ко мне» (встреча Иисуса с Марией Магдалиной), «Снятие с Креста», и мн. др. Отдельного внимания заслуживает архитектура здания. Пол капеллы украшен мрамором, а свод – огромной фреской под названием «Небесная слава». Естественное освещение обеспечивается шестью большими окнами.
История создания
Здание, напоминающее дворец, построили в 1615 году. Вначале в нём располагался университет с 1616 по 1777 года. После вступления на престол Карла III, с 1734 года, развернулась масштабная культурная политика. Проводились раскопки, открывались выставки и собирались коллекции исторических вещей. В 1778 году принято решение о перестройке дворца под музейные нужды. Реконструкция длилась по 1816 год, а затем открылся «Настоящий музей Борбонико». На его базе работали лаборатории и исследовательские институты. В 1860 году учреждение перешло под государственное руководство, и получило статус национального. Также включало в себя картинную галерею, которая в 1957 году отсоединилась и стала отдельной выставкой — Каподимонте.
Римские статуи, Ирина Зуева
Египетские артефакты
В Неаполитанском музее представлена значимая египетская коллекция. Она относится к самым давним в Италии, а по численности занимает второе место после Египетского музея Турина. В Неаполе среди более 2500 артефактов, пришедших из Египта, можно увидеть мумии, саркофаги, посуду с характерными орнаментами, фрагменты настенных росписей.
Современным посетителям интересно взглянуть на древние папирусы, египетские символы и обрядовые принадлежности. В расписных саркофагах находятся самые настоящие мумии.
Очевидно, что европейский интерес к Древнему Египту был на пике на протяжении многих веков. Больше всего экспонатов поступило в музей Неаполя благодаря увлечению этой культурой кардинала Борджиа.
Любопытно, тот египетский сфинкс (периода Рамсеса II), который тайно появился на острове Капри и был доставлен на виллу Сан Микеле по желанию владельца знаменитой усадьбы Акселя Мунте, имеет отношение к коллекции, осевшей в археологическом музее?..
Музей Гаэтано Филанджери
Несколько эклектичная коллекция средневекового оружия и книг, а также предметов мебели и декоративно-прикладного искусства была передана в дар городу в 1888 году по воле ее владельца Гаэтано Филанджери, князя Сатриано.
Среди более 3000 экспонатов числятся деревянные скульптуры, майолики, китайские ткани, изделия из фарфора и стекла, медали, монеты и пресепи (фигурки пастухов из вертепов).
В 1955г. род Пиньятелли подарил городу виллу вместе со всем убранством
Отдельно стоит выделить Агатовую комнату, где хранятся полотна неаполитанских живописцев Хусепе де Риберы, Луки Джордано, Андреа Ваккаро, Бернардо Луини.
Музей расположен в здании дворца Палаццо Куомо XV века.
- Адрес: Via Duomo, 288
- Время работы: Пн-Сб: 10:00-16:00, Вс: 10:00-14:00
- Билеты: 5 евро
Что такое Декуманы
Римляне, закладывая новый город, покрывали местность сеткой ортогональных улиц, декуманов и кардо: декуманы – это улицы, идущие с востока на запад, а кардо – с севера на юг. Выделялись главные декуманы и кардо (декуманус максимус и кардо максимус). На их пересечении обычно делали форум.
Декуманы в Неаполе — это три протянувшиеся с востока на запад улицы, заложенные еще греками в 5 веке до н.э. , получившие развитие при римлянах и благополучно дошедшие до наших дней.
Разумеется, сохранилась только планировка этой части города, но не облик: здания, стоящие сейчас вдоль декуманов, возникли значительно позже. Они достаточно высоки для заданной ширины улиц, и, гуляя по историческому центру Неаполя, ощущаешь тесноту, зажатость и отсутствие всякого простора.
Три декумана в центре Неаполя соединяются между собой многочисленными переулками и улицами. При этом центр отнюдь не пешеходный – по узким улицам и щелевидным переулкам с раздражающим постоянством проносятся мотоциклисты, а то и машина проедет, протискиваясь между лавкой зеленщика и стайкой китайских туристов.
Лавка зеленщика в центре Неаполя
Выглядит этот район достаточно однородно, но красивым его не назовешь. Фасады преимущественно серого цвета, в 5-6 этажей. Во внутренних дворах часто встречаются вот такие многоярусные арочные галереи, за которыми тянутся пролеты лестницы.
То же можно сказать и про церкви. Внешний их облик не впечатляет. Здесь вы не найдете таких шедевров, как флорентийская Санта-Мария-дель-Фьоре или миланский Дуомо, оказавшись перед которыми, всякий человек испытывает изумление и восхищение.
Вся красота Декуманов спрятана внутри зданий. А точней – внутри церквей и дворцов, густо «рассыпанных» по историческому центру. В большинстве случаев это будет неистовое неаполитанское барокко, однако встречается и очень выразительная и неожиданная готика, и романика, и смешение разных стилей.
Практически все «жемчужины» исторического центра Неаполя нанизаны на две «нитки».
Одна из них – виа Трибунали. Она когда-то и была главным декуманом античного города, «декуманус максимус».
Вторая – так называемая Спакканаполи («spacca» – рассекает, «Napoli» – Неаполь). И эта улица действительно рассекает исторический центр Неаполя – с высоты холма Вомеро она смотрится глубокой, узкой щелью.
Не надо искать “via Spacconapoli» на карте – это, так сказать, «народное» название, а на карте эта городская артерия на разных своих участках имеет разные названия: виа Бенедетто Кроче, потом — виа Сан-Бьяджо дей Либраи и в последней трети принимает название виа Викариа Веккья.
Сегодня мы с вами прогуляемся по виа Трибунали, а в следующий раз перейдем на Спакканаполи.
Музей Королевского дворца
Королевский дворец был возведен по приказу вице-короля Фердинанда в 17 столетии. На данный момент там находится Музей исторических апартаментов и Национальная библиотека Неаполя. Строительство здания продолжалось 15 лет. За все свое время существования, дворец несколько раз реконструировался. В нем проживали в свое время Мария Австрийская, вице-король Фернандо Руис, король Фердинанд I. Палаццо использовали в качество своей резиденции Бурбоны.
Архитектура здания свидетельствует о богатом прошлом палаццо. Здание имеет в длину 169 м. Вдоль всей длины расположено два яруса окон, посередине есть гербы всех монархов проживающих здесь. Интерьер дворца украшен лучшими образцами мирового искусства. Внутри помещения находится несколько залов, которые уже сами по себе представляют настоящее произведение искусства. Это залы Геркулеса, Центральный, Тронный, дворцовая капелла, придворный театр. В королевском дворце хранится уникальная коллекция живописи, включающая работы Тициана, Джордано, Гверчино, Маттия Претти.
Кастель-Нуово
Кастель-Нуово.
Местные жители называют этот замок XII века Maschio Angioino (Замок Анжевин). В Палатинской часовне до сих пор можно увидеть фрагменты фресок Джотто – часть из них осталась на готических окнах. Под стеклянным полом оружейной палаты можно увидеть древнеримские руины.
На верхних этажах замка (закрыты в воскресенье) хранится коллекция неаполитанских картин XVII-начала XX веков. На самом верхнем этаже находятся наиболее ценные работы, в том числе пейзажи Луиджи Крисконио и акварель архитектора Карло Ванвителли.
Адрес: Castel Nuovo, Via Vittorio Emanuele III, Неаполь, Италия.
Практическая информация: где находится, часы работы, стоимость билетов
Адрес музея: пьяцца Музео, 19
Ближайшее метро – Museo линии 1. Чуть подальше находится станция Cavour линии 2.
Музей открыт с 9 до 19.30. Выходной – вторник.
Музей не работает 1 января, 1 мая, 25 декабря.
Когда на вторник приходится праздник, выходной день переносится на среду.
Стоимость билетов: 12 евро. До 18 лет – бесплатно. Вечерние входные билеты – 2 евро. Свободный вход в 1-е воскресенье каждого месяца.
В кассе музея можно купить дисконтную карту Campania>artecard и посетить музей уже по этой карте.
Очередей в кассу я там не наблюдала (была в конце мая и в феврале). В феврале было много групп школьников, у которых в музее проходят уроки.
Урок в Египетском зале
Катакомбы Сан-Дженнаро
Эти катакомбы находятся у подножия холма Каподимонте, и их удобно совмещать с посещением королевского дворца Каподимонте. (мы так и сделали – после музея спустились с холма и как раз успели на последний 5-тичасовой сеанс в катакомбы).
Катакомбы Сан-Дженнаро: как доехать
Добираться туда приходится на автобусе, поэтому, если уж ты выбрался в этот район (весьма неприятный, по моим ощущениям), то хочется «убить двух зайцев».
До катакомб и Каподимонте ходят автобусы 168, 178, R4, C63. Остановка автобусов – около Археологического музея (National Museum). Ехать примерно 15 минут.
Выходить надо на остановке Basilica dell'Incoronata — Catacombs of San Gennaro. Ориентиром будет издалека заметная Базилика делль Инкороната – церковь, построенная в 20 веке по образцу римской Сан-Пьетро. Люди в Неаполе неравнодушные, спросите «Фермата Базилика делль Инкороната», вам обязательно подскажут, где выходить («фермата» — это «остановка»).
(Если вы сначала едете в Каподимонте, то, соответственно, выходите на остановке Museo Capodimonte, а после музея уже спуститесь по лестнице до Базилики).
Для поездки в автобусе надо будет предварительно купить в табачном киоске билет за 1 евро (ANM single trip). Также подойдет билет за 1.50 евро (TIC 90 minutes). У нас была трехдневная карта Сampania>artecard с бесплатным проездом, так что мы в автобусе ничего не платили, просто показали карту водителю.
Справа от базилики увидите ворота с колоннами и надписью «Catacombe Napoli».
Памятник святому Януарию (Сан-Дженнаро)
Чуть дальше находится офис, где продаются билеты и где группы дожидаются начала экскурсии.
Начинаются экскурсии в начале каждого часа (с 10 до 17, в воскр – до 14) и ведутся на итальянском и английском языках (2 группы). Нам попался очень приятный молодой человек, настолько приятный, что после экскурсии муж сказал: «Какие в Неаполе замечательные люди! Ну, почему же здесь так грязно!»
Наш гид
Спускаемся в катакомбы
Катакомбы Сан-Дженнаро имеют два уровня. На нижнем уровне находится базилика Святого Агрипинна, на верхнем – Сан-Дженнаро.
Начало катакомбам положило захоронение некоей знатной семьи во 2 веке н.э. Впоследствии семья разрешила в этом же подземелье хоронить посторонних людей из местной христианской общины, и катакомбы стали разрастаться.
Людей попроще хоронили максимально компактно, вырубали в туфе узкие полости друг над другом. Получалось что-то типа этажерок.А некоторых — прямо на полу.
Знатные люди располагались попривольней, в аркосолиях (впрочем, тоже достаточно скромных).
На некоторых из них сохранились фрески с изображением усопших.
Семья Теотекнуса
Обратите внимание, как тщательно выписана богатая одежда на дочери и отце. Мать семейства изображена во вдовьем облачении
В 4 веке здесь был похоронен местный святой Агриппин, положивший начало пантеону неаполитанских святых. (Небесных покровителей у Неаполя на данный момент насчитывается 52, последний из них, Джузеппе Москати, был причислен к лику святых в 1987 году). Над мощами святого была вырублена однонефная базилика.
Через отверстие в алтаре верующие могли прикоснуться к могиле Агриппина
Вдоль базилики стала развиваться сеть галерей и камер. Это нижний уровень подземелий
В 5-м веке сюда были перенесены останки Святого Януария (Сан-Дженнаро), убитого в Поццуоли в 305 году. Сохранилась его могила в виде куба.
Пролежал он здесь до 8-го века, пока его мощи не выкрали, и за это время катакомбы стали местом паломничества христиан. На верхнем уровне была вырублена трехнефная базилика Сан-Дженнаро.
Одно из ранних изображений Сан-Дженнаро
Катакомбы примечательны своими фресками и мозаиками. Самые ранние из них относятся ко 2 веку, самые поздние – к 10-му.
Уникальные фрески в помпейском стиле сохранились в вестибюле верхнего катакомба. Правда, сейчас вестибюль в «лесах».
Наша экскурсия закончилась в бенедиктинской церкви Сан-Дженнаро экстра моениа с совершенно голыми стенами.
Кое-где сохранилась роспись
Там наш гид напоследок произнес длинную и пламенную речь, из которой мы мало что поняли. Что-то вроде того, что их молодежная организация берется восстановить культурное наследие Неаполя.
Потом он спросил, кто хочет вернуться к началу маршрута, к базилике дель Инкороната, а кто — выйти на улицу здесь. Мы решили выйти прямо из этой пустой церкви и оказались в узком, длинном дворе больничного комплекса.
Впрочем, нам вскоре подсказали, где остановка автобуса. И мы поехали в центр.
Дополнительные услуги
Сам аэровокзал имеет два терминала. Первый из них общедоступный. Здесь находится все необходимое для качественного обслуживания пассажиров. Второй терминал находится в стороне и предназначен исключительно для обслуживания чартерных рейсов.
По словам бывалых туристов, те, у кого ранние рейсы, не могут остаться на ночь в аэропорту. Для этого они должны снимать отель. С этим здесь проблем нет, ведь в 10 минутах ходьбы находится несколько отелей. Ночлег лучше продумать заранее.
В самом же аэропорту есть возможность воспользоваться банкоматами, арендовать машину, обменять валюту (здесь для этого есть два пункта). Продукты питания и напитки в аэропорту купить можно, но круглосуточных магазинов нет. Можно перекусить в ресторане, где представлены, как блюда неаполитанской кухни, так и другие кухни мира (и фастфуд в том числе). В пункте прибытия находится кабинет медработника, который открыт круглосуточно. Воспользоваться камерами хранения можно с 5 утра до 10 вечера. За сутки пользования нужно будет заплатить 7 евро (за один шкафчик).
Чтобы не пропустить свой рейс, нужно следить за табло в аэропорту, на котором детально расписана вся информация о рейсе.
Дьюти Фри в аэропорту Неаполя
На территории аэропорта есть два магазина с товарами беспошлинной торговли. Выбор здесь большой. Начинают они свою работу в 5:30. Закрытие совпадает с вылетом последнего вечернего рейса. Еще несколько магазинов с продуктами, сувенирами и другими товарами есть в контролируемой зоне и привокзальной части.
Такс Фри в аэропорту Каподичини
Вернуть деньги со своих покупок в случае выезда из Шенгенской зоны именно в аэропорту Неаполя можно в 2 пунктах. Для этого обязательно при себе нужно иметь бланки из магазина и чеки. Первый из пунктов — Alisud можно найти, если выйти к первому терминалу в зону вылетов. Обратиться за услугой можно с 7 утра до 11 ночи. Второй пункт Тревелекс Италия расположен в зоне ожидания рейсов. Сюда обратиться можно с 6 утра до 21.30. Приносить бланки для выдачи денег можно только те, которые были выданы на территории Италии. Максимальная сумма выдачи денег – 999 евро.