В помощь туристам
Туристы, приехавшие в Иерусалим, задаются вопросом, где находится Храм Гроба Господня. Его адрес: Старый город, Христианский квартал. Пропустить комплекс просто невозможно, для этого не нужно спрашивать описания у прохожих. Часы работы отличаются в зависимости от времени года. Весной и летом находиться на территории можно с 5 до 20 часов, а осенью и зимой – с 4:30 до 19:00.
Каждый желающий может приобрести памятные сувениры, купить записки о здравии или сделать незабываемые фото. Впрочем, сам факт посещения храма оставит после себя массу эмоций, что говорить о тех счастливцах, которым довелось поприсутствовать на одном из обрядов, например, венчании.
Описание храма Гроба Господня
Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.
С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.
Трещина в колонне, Константин Павлов
Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.
Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.
Покушение на передвижение
Как и всякий строгий запрет, табу на перемещение лестницы не раз пытались нарушить. В истории сохранились два подобных инцидента. В 1971 году ее попытался сдвинуть какой-то особо любопытный человек, но тут же был арестован.
Его последователь оказался более удачливым. В 1997 году он смог унести легендарную лестницу и спрятать на целых две недели. Из-за этого едва не началась межрелигиозная война. Людей охватила паника, представители разных конфессий перестали доверять друг другу, подозревая в причастности к исчезновению артефакта. Вернулась лестница на место так же неожиданно, как и исчезла.
Кроме этих случаев лестницу сдвигали всего пару раз, и то только для того, чтобы подмести под нею пол. Ради этого представителям всех шести религий, владеющих Храмом, приходилось встречаться, обговаривать детали и принимать совместное решение.
Вот так самая обычная лестница приобрела важнейшее значение. Считается, что до тех пор, пока она остается на месте, «Статус-кво..» не нарушен, и в христианском мире царит взаимопонимание. А вот чем может обернуться ее исчезновение, опасаются предположить даже самые высокопоставленные сановники.
Взгляд сквозь века
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.
В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.
В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.
Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.
Существующие части
Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:
- католическая церковь;
- греко-православная;
- эфиопская;
- сирийская;
- антихалкидонская армянская;
- коптская.
Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:
- православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
- римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
- к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.
Кафоликон
Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.
Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).
Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.
Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.
Существующие части
Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:
- католическая церковь;
- греко-православная;
- эфиопская;
- сирийская;
- антихалкидонская армянская;
- коптская.
Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:
- православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
- римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
- к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.
План — схема Храма Гроба Господня
1 Площадь перед Храмом. 2 Место, где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.
Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.
Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.
Одиннадцатая остановка. Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25.
Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.