Аль-акса (мечеть) — третья по счету мусульманская святыня

Мечеть Мухаммеда Али

Рекомендовать место

3

Одной из самых красивых мечетей Каира является мечеть Мухаммеда Али, второе название которой – Алебастровая. Сооружение было возведено в 1830-1848 годы во время правления и под руководством Мухаммеда Али в честь Тусуна-Паше, своего сына.

Храм был создан под влиянием школы архитектуры Стамбула и по типу мечетей Константинополя, но с определенными ремарками, которые были характерны для египетских храмовых комплексов. Строение было облицовано плитами из алебастра, поэтому и получило еще одно название – Алебастровая мечеть. Внутреннее помещение и фасад украшены резьбой по камню, молитвенный зал сделан огромным (более 1 600 квадратных метров), а купол, венчающий его, имеет диаметр 21 метр и высоту 52 метра.

Внутренний дворик храма окружен красивыми колоннами из мрамора, посередине которых расположился большой и красивый фонтан. Мечеть находится на высочайшей точке города – на территории Каирской цитадели, поэтому храм виден со многих участков города.

История создания

Аль-Акса (или «Отдаленная мечеть») — одна из древнейших в мусульманском мире. До Мекки именно она выступала точкой ориентира при совершении намаза, что служит подтверждением ее исключительного значения для исламской веры.

Святыня построена в месте, на котором в 619 г. н. э. произошло чудо: именно сюда был перемещен пророк Мухаммед, который вознесся к Богу и получил от него правила намаза. Вознесение пророка носит в исламской традиции название Мирадж и является одним из самых значимых событий. Именно поэтому Аль-Акса является местом, священным для всех мусульман.

До сооружения святыни в непосредственной близости от места постройки находилась христианская базилика, возведенная по приказу римского императора Юстиниана. Церковь «Неа» («новая» в переводе) посвящалась Деве Марии и была освящена в 543 г. н. э. Однако вскоре после захвата Иерусалима арабами в 638 г. она была разрушена, а на ее месте в 705 г. и возвели Аль-Аксу. Археологические и архитектурные исследования указывают на то, что при строительстве использовались отдельные элементы разрушенной базилики, что не является редкостью. Так, например, Айя-София — целиком христианский храм, который был задействован мусульманами в качестве мечети.

Впрочем, мечети не удалось простоять долго. В 746 г. она была разрушена землетрясением, через 10 лет вновь отстроена. Следующее масштабное землетрясение произошло спустя почти три столетия и снова уничтожило Аль-Аксу. В 1035 г. святыня вновь была восстановлена, но уже в другом виде, который можно наблюдать и сегодня.

Приход крестоносцев в Иерусалим стал началом нового этапа истории для здания. Часть его превратили в христианскую церковь, также здесь размещалась штаб-квартира рыцарей-тамплиеров. Подвалы мечети использовались в качестве конюшен для боевых лошадей. Позднее, после отвоевания Иерусалима, Саладин вернул мечети ее славу и статус святыни.

Владычество турок (XVI век) не ознаменовалось ни одной реконструкцией или ремонтом мечети, однако османы сделали немало для расширения и облагораживания святыни. Так, были построены фонтан и бассейн, возведены дополнительные купола. Восстановительные же работы были произведены лишь в 1816 г. пашой Сулейманом аль-Адилом — современники указывают на то, что к этому времени здание уже находилось в плачевном состоянии.

Таким образом, за все время своего существования здание многократно перестраивалось, что повлияло на его внешний вид. Тем не менее сегодня мы можем видеть сооружение, максимально приближенное к постройке XI века.

К слову, очень многие туристы путают это здание с другим — Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы): обе святыни стоят рядом и включены в один и тот же комплекс. И все же для знающего человека отличить их очень легко: Аль-Акса не обладает позолоченным куполом — он покрыт листами свинца. Кроме того, вопреки привычным представлениям, у нее всего один минарет. Таким образом, внешний вид святыни не скажет несведущему ничего о ее значении для мусульман — хотя на самом деле оно огромно.

Храмовый комплекс

Современная мечеть Аль-Акса в Иерусалиме состоит из просторных галерей, которых семь, и среди них особенно выделяется центральная галерея, к которой примыкает по три галереи с восточной стороны и с западной. У нее все также один купол, который ее венчает состоящий из свинцовых плит, а изнутри этот купол украшен красивой мозаикой. Внутри мечеть Аль-Акса состоит из множества прекрасных колонн, изготовленных из мрамора и камня, и соединенных между собой арками.

Чтобы попасть в храм, можно войти через семь ворот, и каждые из этих ворот открывают проход в одну из семи галерей. Стены здания Аль-Акса снизу покрывает белоснежный мрамор, а сверху они покрыты прекрасной мозаикой. Вся утварь в храме изготовлена из золота.

Мечеть входит в один архитектурный комплекс с храмом Куббат ас-Сахра, который еще носит название «Купол Скалы», а весь этот архитектурный комплекс называется Харам аш-Шариф.

Мечеть аль-Акса

Храмовая гора – это святое место не только для мусульманского мира, но и для иудейского, поскольку они считают, что в этом месте стоял Великий Ковчег, о котором рассказано в Ветхом Завете. Иудеи верят, что с места, где находится Храмовая гора, началось сотворение мира. Храмовая гора является святыней целиком, вместе со всеми располагающимися на ней достопримечательностями и постройками. На Храмовую Гору можно войти только через одни ворота, которые называются Магрибские и только в строго отведенные часы пропуска.

Интерьер мечети дополнялся различными правителями, также как украшался и усовершенствовался ее экстерьер и прилегающая к территория. Фасад здания, ее минарет и купол представлены сейчас в том виде, в каком они были сделаны уже в более поздние годы.

Соломновы конюшни

Одна из самых знаменитых частей мечети Аль-Акса – это Соломоновы конюшни, то есть подвальное помещение большой площади, которое известно во всем мире из-за своей интересной истории. Мечеть Аль-Акса располагается сейчас в том месте, где ранее находился Храм Соломона, но это сооружение разрушили римляне на заре нашей эры. Несмотря на то, что храм был разрушен, гора так и продолжала называться Храмовой горой. Относительно конюшен существует другая история. В 1099 Иерусалим был захвачен крестоносцами, и часть мечети была переделана в христианскую церковь, а остальные помещения мечети были отданы под штаб-квартиру, в которой располагался глава ордена тамплиеров. Там же в здании мечети хранилось снаряжение рыцарей-монахов, их оружие, и в некоторых помещениях были организованы для боевых лошадей денники.

Вскоре крестоносцы были изгнаны из Иерусалима султаном Салах ад-Дином, и мечеть Аль-Акса вновь стала использоваться в качестве молитвенного дома мусульман. По прошествии столетий память о том, что раньше там располагался Храм Соломона, а также, что в здании мечети тамплиеры устраивали свои конюшни, перемешались и грани этих двух этих историй стерлись, а Храмовая гора получила такую известную достопримечательность, как Соломоновы конюшни.

В дни, которые приходятся на мусульманские праздники, в мечеть впускают только мусульман. Не мусульмане могут посетить ее только платно – стоит это тридцать шекелей, за эти деньги можно приобрести комплексный билет, который включает в себя и посещение музея исламской культуры. Перед входом в мечеть обязательно снимают обувь, а для посещения следует выбрать одежду, которая будет чистой и скромной.

Посещения

Довольно часто мечеть Омара путают с Куполом Скалы, которая находится рядом, скорее всего, это происходит по причине того, что Купол покрыт золотом. Это совершенно разные исламские храмы, которые в целом составляют замечательный архитектурный комплекс. Также в Иерусалиме существует еще одна мечеть Омара, которая была выстроена недалеко от Храма Гроба Господня. В Старом городе халиф Омар совершал свои молитвы. Туристы могут посетить это место, только пройдя Магрибские ворота, при этом производится тщательный досмотр.  В праздники, которые чтят мусульмане, а также в пятницу, Храмовую гору могут посетить только мусульмане. При посещении мечети одежда должна быть скромной, для женщин прикрытые колени и плечи, курить на территории запрещается. При входе в мечеть обязательно нужно снимать обувь, фотографировать нельзя. Даже если мечеть посещают супруги, нельзя при этом касаться друг друга, держаться за руки.

Иерусалим, это невероятный город трех религий, как только город просыпается, то наполняется перезвоном церковных колоколов, завораживающим голосом муэдзина и шуршанием обуви иудейских мальчиков и мужчин, которые спешат в синагогу. Город принимает всех, кто приезжает в поисках духовного начала или же просто для отдыха. Здесь сошлись три основные религии и на протяжении тысячелетий, хранит всю связанную с ними историю. Так для иудеев святым местом считается Стена Плача, а также реликвии их кварталов. Христиане идут с поклоном в Храм Гроба Господня, а мусульмане совершают свой хадж к возвышающейся на Храмовой горе знаменитой мечети Омара.

Мечеть Аль-Акса

Рекомендовать место

3

Слово «акса» означает «дальний». Мечеть Аль-Акса была названа так потому, что очень удалена от Масджид аль-Харам – Заповедной мечети, находящейся в Мекке. Многие путают Аль-Аксу с более поздней мечетью Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), расположенной рядом. Эту красивейшую, выдержанную в синих тонах мечеть с ярким золотым куполом можно видеть во всех теле- и фоторепортажах о Палестине. На сегодняшний день Мечети Аль-Акса и более поздняя Куббат ас-Сахра образуют исторический комплекс.

В этом месте Мухаммед встретил пророков Авраама, Моисея и Иисуса и совершил молитву в качестве имама. Затем ангелы рассекли Мухаммеду грудь, омыли его сердце, и пророк поднялся на небо по лестнице ангелов, где предстал перед Аллахом, открывшим Мухаммеду правила мусульманской молитвы.

Первое здание мечети Аль-Акса (тогда это был простой молитвенный дом) было построено халифом Омаром бен аль Хаттабом в 636 году нашей эры. То здание, каким оно является сегодня, возведено халифом Абдель аль Маликом в 709-714 годах нашей эры. Позже оно много раз видоизменялось вследствие перестроек, пожаров и разрушений.

Мечеть имеет семь галерей и купол, который изнутри выложен мозаикой, а снаружи покрыт свинцовыми пластинами. Внутрь мечети, где имеется множество мраморных колонн, соединенных арочными перекрытиями, ведут семь дверей с северной стороны, и по нескольку — с других сторон. Стены мечети до середины беломраморные, а с середины до потолка – мозаичные. Под зданием Аль-Аксы располагается вместительный подвал, где крестоносцы держали лошадей, отсюда и его название — Соломоновы конюшни.

Мечеть Аль-Акса – одна из самых крупных мечетей во время пятничных молитв она может вместить до 5000 молящихся.

Мечеть Ибн-Тулуна

Рекомендовать место

2

Ибн-Тулуна – мечеть, расположенная в Каире. Предположительно, это самый старинный храм Фустата, сохранивший свой изначальный облик, который восходит к середине 9 столетия.

Сооружение построено ибн Тулуном в 879 году до нашей эры — судя по надписи на плите в мечети. Ибн-Тулуна создано в стиле знаменитых построек Саммары, который был обычен для периода династии Аббасидов. Современный вид мечети несет в себе существенные черты влияния традиций архитектуры Багдадского халифата.

Храм сложен из обожженного кирпича, а также покрыт специальной смазкой из известняка, что считается удивительным для города, в котором на тот момент было большое количество камня, пригодного для строительства. На западе мечети Ибн-Тулуна возвышается минарет, выдающий багдадские влияния, которым в свое время поддался Каир.

Архитектурные особенности

Мечеть возведена в традиционном раннеисламском стиле, однако отличительной ее особенностью является наличие лишь одного минарета. Да и в целом по своему внешнему виду она гораздо ближе к византийским христианским храмам. Все дело в том, что в момент постройки архитектурные исламские каноны еще не сформировались до конца — в частности, традиционного числа минаретов (четыре) могло и не возводиться.

Внутренние помещения Аль-Аксы — это 7 галерей: большая центральная, к которой примыкают по 3 галереи с каждой стороны. Внутреннее убранство впечатляет благодаря сочетанию зон отделки.

События

Рядом с куполом мечети находится минарет, также имеется большой по размерам подвал, который называют Соломоновыми конюшнями. Во времена нахождения тамплиеров в здании, в подвале держали лошадей. Около сорока лет назад один из туристов, имеющий психическое заболевание, и вообразивший себя посланником Бога, совершил вандализм. Он устроил в мечети пожар, где бесследно исчезла кафедра с лестницей для чтения проповедей и Корана, а также пострадали ее стены, и сильно прогорел потолок. Не за долго до этого события перед самой мечетью был убит король Иордании. Следующее трагическое событие, которое связано с мечетью, это ее посещение в начале двухтысячных годов Ариелем Шароном. При этом палестинцы бросали камни в охранявших его полицейских, вследствие чего беспорядки прекратили штурмом Храмовой горы. Были применены резиновые пули и были ранены и погибли около ста человек. Дав толчок к новым военным действиям.

Мечеть Аль Акмар

Рекомендовать место

1

Мечеть Аль Акмар, или «Серая мечеть», располагается в центре старой части Каира. Она была возведена в 1121-1125 годах, во времена Фатимидов, затем разрушена и восстановлена уже в 1397 году мамлюкским принцем. Название храма означает «Лунная».

Сооружение построено из серого камня. Центральное помещение мечети окружает стрельчатая аркада на мраморных колоннах. Богато украшенный каменный фасад размещается вдоль улицы, что нехарактерно для ранних построек города. Великолепная дверь храма – типичный образец дверей тех времен.

На фасаде имеются две надписи. Верхняя гласит о времени постройки мечети – при халифе Аль Мустансире. Нижняя – текст суры Корана «Свет». На скошенном углу фасада имеется гравировка имени Пророка. От оригинального минарета сохранилась лишь круглая его основа, украшенная лепниной и сталактитами. Двор мечети содержит превосходные росписи в куфическом стиле. Внутри здания потолки выполнены в виде небольших куполов.

Историческое прошлое

Нур ад-Дин (правил 1146–1174) начал свою карьеру в качестве атабека Алеппо, но впоследствии завоевал Дамаск и объединил большую часть Сирии под властью Зенгидов , позиционируя себя как главного военного противника государств крестоносцев. Он заказал строительство минбара в 1168-69 (564 г. хиджры ) в ожидании возвращения Иерусалима, пообещав установить его в мечети Аль-Акса. Таким образом, этот акт и обещание имели как религиозное, так и политическое значение, обозначая роль Нур ад-Дина как лидера мусульманского контр-крестового похода. Минбар мечети сам по себе был символически значимым, поскольку он был не только одним из основных формальных предметов обстановки мечети, но также служил местом для еженедельной пятничной проповеди ( хутбы ), в которой обычно упоминалось имя нынешнего мусульманского правителя и включали другие публичные объявления религиозного или политического характера.

Минбар был изготовлен в Алеппо и после завершения был помещен в Великую мечеть Алеппо до тех пор, пока его не переместили на предполагаемое место. Его видел Ибн Джубайр в 1182 году, восхваляя его красоту в своих трудах. Нур ад-Дин также построил другие минбары в городах, находящихся под его контролем, например, минбар, построенный для мечети, которую он основал в Хаме ( мечеть Нур ад-Дин ) в 1163–1164 годах.

Нур ад-Дин умер в 1174 году, прежде чем он смог осуществить свои планы в отношении Иерусалима. Его племянник, Салах ад-Дин (известный на западе как Саладин ), который также взял контроль над Египтом от Фатимидов , стал его султаном. В конце концов Салах ад-Дин реализовал цель своего дяди — захватить Иерусалим после осады 1187 года . После своей победы он перенес минбар в мечеть Аль-Акса, где он оставался до 20 века.

Легенда святого места

После прочтения молитвы ангелы омыли сердце Магомеда, для чего вначале рассекли его грудь. После такого действия Магомед вознесся к небу по невидимой ангельской лестнице.

После того как он побывал на семи небесах он явился перед Аллахом, который поведал ему таинства молитвы мусульман.

То есть Мечеть Аль Акса в Иерусалиме – это не простая достопримечательность старинного города, но и символ мусульманского народа. Именно этой легендой объясняется выбор места для постройки мечети.

Как не совершать ошибок при посещении

Для помещения святыни существуют определенные правила для туристов.

Для начала каждый желающий посетить здание должен пройти досмотр на входе, стоит учитывать, что внутри здания нельзя фотографироваться и этого правила стоит строго придерживаться.

Что касается одежды, то она должна быть скромной, а обувь при входе в святыню нужно снять.

У мусульманского народа очень строгие традиции, поэтому даже будучи супругами, мужчина и женщина не могут прикасаться друг к другу, находясь внутри здания.

Придерживаясь всех правил посещения, турист сможет сполна насладиться ее красивым внутренним убранством и окунуться в таинства истории мусульманского народа.

Опубликовано: Февраль 26, 2015

Разрушение и реконструкция

Вид реконструированного минбара (справа) в 2009 г.

21 августа 1969 года Майкл Рохан , обеспокоенный австралийский христианский фундаменталист , вошел в мечеть и поджег кафедру. Возникший пожар уничтожил кафедру и повредил прилегающую территорию мечети, включая исторический михраб . Со временем мечеть подверглась ремонту и реставрации, но замена минбара была более сложной задачей, которая не была завершена до 2007 года. Несколько уцелевших частей оригинального деревянного минбара были перемещены в Исламский музей на Харам аш-Шариф (Храм Устанавливать).

«Комитету реконструкции», базирующемуся в Иордании, было поручено восстановить минбар. Художник-эксперт из Иерусалима Джамаль Бадран аль-Макдиси был нанят для создания репродукций в натуральную величину частей минбара и его декора на основе немногих сохранившихся частей оригинального минбара, на фотографиях минбара до его разрушения и на других фотографиях. сравнения с подобными минбарами и декоративными объектами, современными оригинальному творению минбара. Для воспроизведения чертежей в цифровой форме был нанят местный инженерный консультант Аль-Михраб для исламской архитектуры . Местному университету в Аммане , Al-Balqa Applied University, было поручено провести физическую реконструкцию под руководством доктора Махмуда аль-Балбиси. Команда из 30 плотников, специализирующихся на различных аспектах деревообработки, была собрана из многих стран с мусульманским большинством, включая Турцию , Египет , Марокко , Сирию , Индонезию и Иорданию. Части минбара были изготовлены из орехового дерева , как и оригинал. Затем детали были сначала собраны в Аммане, чтобы сравнить общую работу с внешним видом оригинального минбара и провести дальнейшую калибровку. После завершения процесса минбар был снова разобран и отправлен по частям в мечеть Аль-Акса, где его снова собрали на месте.

Мечеть Аль-Азхар

Рекомендовать место

6

4

Аль-Азхар является наиболее почитаемой мечетью и известным религиозным университетом в Каире, в котором преподают такие предметы, как литературу и арабский язык, фикх, хадисы и коранические дисциплины.

Мечеть построена в 972 году в период Фатимидов и считается образцом центрально-купольного сооружения.

Над Аль-Азхар возвышаются минарет и башня с балконом, с которой осуществляют молитвенный призыв. К залу для молитв примыкает просторное помещение под крышей, где перед священной молитвой совершается малое омовение. Рядом находится великолепный колонный зал.

Под аркой, покрытой изнутри рельефным декором и изображенной в форме трилистника, расположен вход в мечеть. Арки двора оформлены резными узорами, которые состоят из поясков с надписями и спиралевидных стеблей растений. В одной из частей двора построен михраб, означающий символ единства мусульман.

Мечеть Сулеймана-паши

Рекомендовать место

1

2

Мечеть Сулеймана-паши располагается на территории знаменитой Цитадели в Каире. Основателем мечети, возведенной в 1528 году, является османский правитель. Она была построена на этих землях первой после взятия Египта. Данный мусульманский храм – превосходный образец типичной архитектуры Османской империи.

Мечеть с остроконечным минаретом размещается внутри небольшого закрытого сада. Во внутренний дворик храма ведет великолепный арочный вход с малыми куполами. Интерьер мечети богато украшен. Посетители могут полюбоваться здесь на роскошно инкрустированный михраб. А также внутри храма имеется усыпальница египетских эмиров и членов их династий. На женские надгробия указывают жезлы с узорами из цветов, мужские обозначены шляпами и тюрбанами.

Мечеть-медресе султана Хасана

Рекомендовать место

2

Мечеть-медресе султана Хасана — уникальный памятник исламской архитектуры, возведение которого началось в 1356 году под эгидой султана Хасана. Мечеть строилась семь лет, но султан был убит до окончания ее строительства.

Мечеть-медресе — крупное религиозное сооружение. Общая его площадь — 8 000 м² , высота входа мечети – 38 метров. Выстроена она перед цитаделью Салах-Эль-Дин. Храмовый комплекс состоит из больницы, медресе, мавзолея, мечети. В центре комплекса на большом открытом дворе установлен фонтан, предназначенный для совершения омовений. Над фонтаном располагается купол, опирающийся на несколько тонких мраморных колонн. К двору примыкают 4 эйвана с каменными арками, каждый из которых предназначен для изучения определенного направления ислама. Стены, на которых сделаны надписи из Корана, оформлены цветными камнями и мрамором.

Особого внимания заслуживает внутренняя отделка мавзолея, так как она уникальна. Внутри мечети расположена самая древняя египетская кафедра чтения Корана, которая инкрустирована слоновой костью и эбеновым деревом.

Сейчас эта мечеть является еще и школой, в которой изучаются четыре течения ислама.

Мечеть Аль Салех Талаи

Рекомендовать место

1

Аль Салех Талаи – 2-ая мусульманская мечеть времен Фатимидов и 2-ой так называемый «подвешенный» мусульманский храм. Мечеть была построена в 1160 году по инициативе визиря аль-Салих Талаи ибн Руззика. Также она является одним из двух храмов, построенных с минаретами и размещенных за городскими стенами города.

Мечеть Аль Салех Талаи при входе имеет уникальный портик, который состоит из 5 килей ребристых арок, выполненных в классическом стиле. Внутренняя сторона деревянных дверей содержит резьбу, являющуюся искусной копией, оригинал же можно увидеть в Музее арабского искусства. За дверью сохранены подлинники бронзовых пластин, датируемых 1303 годом.

Три зала для молитв объединены общим двором. Фасад храма — каменный, а внутренние галереи сделаны из кирпичных арок. Минбар из дерева в 1300 году добавил мамлюк Амиром аль-Бантимур, на сегодня это 2-й старейший из существующих мамлюкских минбаров в Каире. Его украшает интересный геометрический узор.

Координаты: 30.04550600,31.27131700

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: