Колизей (colosseo)

Строительство и архитектура Амфитеатра Флавиев

Веспасиан не стал разрушать Золотой Дом Нерона, а устроил в нем различные государственные службы. До сих пор сохранилась часть стены Дома Нерона в 200 метрах севернее. На территории резиденции Нерона был большой пруд. Вот его то и засыпали, подготовив площадку под строительство. Получается, что земли, изначально напрямую принадлежавшие Нерону, теперь переходили непосредственно городу.

На строительство стянули около 100 000 рабов и заключенных, которых использовали на самых тяжелых работах. В частности на карьерах в Тиволи, где добывали травертин – материал для строительства. Травертин доставлялся за 20 километров опять же с помощью этих рабов. Для этого даже была построена отдельная дорога. Современные ученые предполагают, что рабы использовались только на работах, не требующих знаний, навыков и умений. Об этом говорит качество выполненных работ. Вряд ли рабы и заключенные стали бы так стараться. А вот на ответственные участки работ были приглашены профессионалы (строители, декораторы, инженеры, художники).

Сам Веспасиан не дожил до окончания строительства. Колизей достраивали уже при его сыне – императоре Тите Флавие. Поэтому в названии присутствует множественное число, то есть не Амфитеатр ФлавиЯ, а Амфитеатр ФливиЕВ.

Амфитеатр Флавиев, также как и другие амфитеатры Римской Империи имеет форму эллипса с ареной в центре. Вокруг арены расположены места для зрителей. Долго описывать структуру Колизея нет смысла, представьте себе обычный цирк, только сделайте его овальным и увеличьте размер арены с классических 13 метров до 85. Соответственно увеличатся размеры зрительного зала и его вместимость.

Колизей в цифрах

  • Длина около 188 метров
  • Ширина 156 метров
  • Длина окружности – 524 метра
  • Арена – 85,7 на 53,6 метров (это немного меньше стандартного современного футбольного поля)
  • Высота сооружения около 50 метров
  • Толщина фундамента 13 метров

Колизей. Реконструкция

Краткая история и описание

Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.

Римский Колизей с высоты птичьего полёта

Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.

Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.

Вид на Колизей со стороны Лабиканской дороги

1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.

Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей — maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).

Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Также при правлении Домициана добавили галерею на крыше Колизея, куда допускали женщин, рабов и наиболее бедных зрителей. Им приходилось стоять.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.

В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

Фото: SF photo / Shutterstock.com

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.

Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Арена Колизея

8. Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью

На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Но бойцов выбирали не просто так. Для выхода на арену Колизея, соревнующихся гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.

Ученые возродили древний гигантский вирус из вечной мерзлоты Сибири

9. Колизей стал кладбищем огромного количества животных

Кроме боев между гладиаторами, римляне устраивали битвы между животными и показательную охоту. На арене можно было увидеть львов, слонов, тигров, медведей, гиппопотамов и других экзотических животных, которые убивали или которые были сильно ранены.

Бои с животными можно увидеть и по сей день — это коррида («тавромахия» — т.е. «бой быков»). Бои с животными назывались «утренними играми», а бои гладиаторов — «вечерние игры». Победителям вручались награды в виде медалей (костяных или металлических), а также велась статистика — количество боев, побед и поражений.

Конечно были и смертельные случаи или же гладиаторы получали травмы, которые не позволяли им выступать дальше. После карьеры гладиатора, бывший воин получал пожизненную пенсию. 

Во время открытия арены погибло более 9 000 животных и еще 11 000 были убиты во время 123-дневного фестиваля, устроенного императором Траяном. По скромным оценкам, за все свое существование, на арене Колизея погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.

10. Грандиозные битвы на кораблях

Удивительно, но арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.

11. Колизей был в запустении много веков

Когда кровавые бои гладиаторов потеряли свою зрелищность и в 5-м веке Римская империя начала разрушаться, Колизей перестал быть местом проведения больших общественных мероприятий. Более того, землетрясения, удары молний и другие природные явления существенно повлияли на строение.

Только в 18-м веке католическая церковь и множество священников решили, что место строительства Колизея должно быть сохранено.

12. Колизей был разобран на стройматериалы

Красивый камень и мрамор, из которого был сделан Колизей, привлекал внимание многих людей. После землетрясения 847-го года, Римские священники и аристократы стали собирать прекрасный мрамор, украшавший фасад Колизея, и использовать его для строительства церквей и домов

Также для строительства разных городских зданий использовался бутовой камень и щебень в городских постройках.

Стоит отметить, что Колизей был использован, как источник стройматериалов для таких строений как Палаццо Венеция и Латеранская базилика. Также мрамор Колизея использовался для строительства Собора Святого Петра — самого крупного здания Ватикана, и самой большой исторической христианской церкви в мире. 

13. Один священник хотел превратить Колизей в суконную фабрику

Подземная часть Колизея, в конце концов, заполнилась грязью, и в течение нескольких веков римляне выращивали овощи и хранили их внутри здания, в то время как кузнецы и торговцы занимали верхние ярусы.

Папа римский Сикст V, который помогал отстраивать Рим в конце 16-го века, попытался переделать Колизей под суконную фабрику, с жилыми помещениями на верхних ярусах и рабочим местом на арене. Но в 1590-м году он скончался, и проект не был осуществлен.

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

Посетить Колизей в Риме:

Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие  —  8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30  и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход  16:00 и выход  17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет  можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов  ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

  • заказ билетов: +2.00 €.
  • Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18,  суббота 9-14)
  • Coopculture

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.

Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.

Главная > Италия > Рим >  Посмотреть >   Рима

7 интересных фактов о Колизее в Риме

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.

Чем ближе к арене – тем выше статус зрителя. Но не все посещали арену. Некоторым горожанам было запрещено здесь появляться, например, бывшим гладиаторам, актерам и могильщикам.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.

Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.

5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.

В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.

Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Апогеем стала постройка собора Святого Петра в Ватикане в XV веке. Конечно, использовался не только материал из амфитеатра, но всё равно камня из амфитеатра забрали очень много.

Поэтому знайте, если будете посещать собор, что вы посещаете и часть Колизея.

Собор Святого Петра

В 1750 году Папа Римский Бенедикт XIV дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене мученически погибли сотни христиан. После этого амфитеатр стал неприкосновенным и его стали беречь.

7. Колизей – самая посещаемая достопримечательность в Италии

Ежегодно амфитеатр посещают более 6 миллионов туристов, поэтому здесь почти всегда очередь.

Краткое описание Колизея

Тип здания Амфитеатр
Кто построил Начал Веспасиан, закончил Тито
Начало строительства 71 год н.э.
Второе название амфитеатр Флавиев
Окончание строительства 80 год н.э.
Высота 48 метров
Вместительность чел от 50 тыс. до 80 тыс. человек (в разнее периоды)
Открыто для посещения с 8:30 до 19:30 (может изменится)
Стоимость входа (ориентировочная) 16 € стандартный билет( только 2 верхних этажа)22€ билет ( включая спуск на сцену) 6€ аудиогид
Адрес: Piazza del Colosseo, 1, Roma Нажмите чтобы открыть на картах гугл

Купить билет и узнать актуальную информацию о стоимости билетов можно на официальном сайте –Parcocolosseo.it

Как добраться до Колизея

Находится Колизей в центральной части Рима, рядом с такими достопримечательностями, как холм Палатин, Римский форум, Золотой дом Нерона и не только.

Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия.

От главного железнодорожного вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Метро:сесть на поезд на станции Roma Termini, которая находится рядом с вокзалом и относится к синей ветке В, и по этой же ветке доехать до станции Colosseo. После останется только перейти дорогу к амфитеатру. Займет поездка 12-15 минут.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти до Колизея по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi за 20-25 минут.

От аэропорта Фьюмчино:

Вариант 1
Поезд:сесть на аэроэкспресс Leonardo Express (LE). Он следует до вокзала Termini, от которого до Колизея можно доехать на метро. Путь от аэропорта займет около часа.

Также рядом с Колизеем останавливаются трамваи 3 и 8, и автобусы 51, 75, 85, 87 N2, которые помогут добраться из других районов города.

Колизей на карте

Сооружение имеет эллиптическую форму, что хорошо заметно на виде сверху. Занимает оно 2 гектара площади, а протяженность его фасада составляет 524 метра. Главными материалами для возведения такого масштабного строения стали травертиновый мрамор и туф, а также кирпич.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: