Некоторые ракурсы здания Пантеона
Пантеон в Риме теснейшим образом окружен более поздней городской застройкой, охватить его одним кадром затруднительно. Одна из попыток сделана с площади Санта Мария сопра Минерва, к юго-западу от святилища. Здесь сразу два объекта, достойных нашего отдельного описания, — одноименная церковь и старинный обелиск на слоне. Видны с расстояния в 70 метров подробности устройства купола в его нижней части. Ступенчатыми поясами толщина слоя бетона постепенно уменьшается, становясь минимальной к отверстию.
Отсюда убедительно опровергается версия грандиозности, характеризующая нередко Пантеон в Риме. Напомним, все объемы – и цилиндр башни, и полусфера купола. Касаются идеального шара на уровне пола. Поэтому 43 метра диаметра крыши соответствуют всего 20 метрам здания, вполне сравнимого с рядовыми домами по соседству. Горизонтальный выступ по окружности полностью соответствует внутреннему членению здания, имеющего два пояса по горизонтали. Не первый раз показанное сопряжение с южным фасадом отличается от северного, с портиком.
Боковой вид отчетливо демонстрирует в крайнем ряду три колонны вместо предполагаемых двух. Более внимательное рассмотрение заглавной фотографии статьи позволяет понять, что Пантеон в Риме имеет нестандартное построение портика. Крайние ряды по три колонны, затем одинарная, снова три, и в центре – две одинарных. Таким образом выделен вход в здание, сохраняя единство колоннады в целом. Некоторое различие расцветки мрамора отдельных стволов объясняется заимствованием у других сооружений во время реконструкций.
Своим довольно необычным зданием Пантеон в Риме продолжает вызывать различные суждения о его назначении. Освещение в определенные даты разных статуй свидетельствует о неслучайном расположении скульптур. Уже в первые века нашей эры римляне имели достаточные познания в астрономии, позволяющие достигать зримых эффектов. Появление императора в солнечном луче своей торжественностью должно было демонстрировать божественное происхождение. Неправильно будет побывать в итальянской столице и не посетить Пантеон.
Чуток истории
Впервые идея создать храм, посвященный сразу всем главным богам римлян, созрела в голове консула Агриппы, родственника и соратника первого императора Октавиана Августа. Агриппа создал удивительное сооружение не столько внешне, сколько по содержанию. В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс — здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Но даже это революционное новшество не является главным.
В античные храмы входить имели право только жрецы, все ритуалы проводились на площадях перед святилищами. Агриппа ломает эту традицию. Приказав построить вход в храм в виде триумфальной арки, он добился, что всякий входящий сюда символически становится «триумфатором», а значит «равным богам». Теперь горожане могли смело вступать туда, куда раньше им не позволяла это делать «непосвященность». Жрецы не были в восторге от подобной вольности, но спорить с влиятельным строителем не решились.
Первый храм всех богов простоял чуть больше века (27 год до н.э. — 80 год н. э.), два пожара, случившиеся с перерывом в тридцать лет, практически уничтожили первый Пантеон. На месте демократичного храма расположился банный бассейн. Так было до прихода к власти императора Адриана, человека образованного и деятельного.
Император Адриан любил строить храмы и не любил христиан. В историю он вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.
К созданию проекта и строительным работам был привлечен гений архитектуры Аполлодор Дамасский. Гигантский купол, накрывающий цилиндрическое «тело» храма, стал чудом уже во время строительства. Расположенные по кругу алтари главных богов отвечали главной идее храма — общедоступности.
Когда христианство было провозглашено единственной религией Рима, с фронтона у входа в Пантеон сбили все скульптуры, вынесли языческие статуи из храма и закрыли тяжелые медные двери. Более двухсот лет здание просто пустовало. Почему его не разрушили или не превратили в христианскую церковь сразу? Ответы пока не найдены. Можно предположить, что это место, долгое время служившее языческим идолам, не считалось пригодным для христианского храма.
Новую жизнь Пантеон получил в начале VII века, когда был подарен византийским императором папе римскому. Новое имя храма — Церковь святой Марии и мучеников.
С XIV по XVI век Пантеон выполнял роль крепости, его стены могли выдержать самый мощный штурм, а время было неспокойное. Когда воцарился мир, Пантеон получил третью жизнь. В порыве всеобщего обновления и разгула Барокко один известный архитектор пристроил над входом в храм всех богов две нелепые башенки. Римляне тут же прозвали их «ослиными ушами» и скоро убрали. Так он и стоит до сих пор, лишенный внешних украшений, но грандиозный и монументальный.
Как добраться до Пантеона
Храм находится в центральной части города на правом берегу Тибра.
Точный адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия
Как добраться от железнодорожного вокзала Termini:
Как добраться из аэропорта Фьюмчино:
Что не тратить время на дорогу до храма и окружающих его достопримечательностей, можно подобрать один из отелей, расположенных в шаговой доступности:
- на улице Minerva, 5 от 155 евро (~13 246 руб.) за сутки
- на улице Seminario, 87 от 140 евро (~11 964 руб.) за сутки
- на улице Salita dei Crescenzi, 30 от 160 евро (~13 674 руб.) за сутки
- на площади Rotonda, 70 от 130 евро (~11 110 руб.) за сутки
Пантеон на карте
Часы работы и стоимость билетов
Работает сооружение круглогодично за исключением праздничных дней 1 мая, 25 декабря и 1 января. Часы работы зависят от дня недели:
- С понедельника по субботу храм доступен с 8:30 до 19:30;
- По воскресеньям попасть в него можно с 9:00 до 18:00.
Последних посетителей запускают за 15 минут до завершения работы.
Вход в сооружение является бесплатным для всех желающих, поэтому искать кассы и информацию о цене на билет не стоит.
Правила посещения
Как и в любое другое религиозное сооружение, в этот храм следует отправляться с прикрытыми плечами, а также стоит избегать коротких шорт и юбок. По церковным традициям девушкам лучше входить внутрь с прикрытой головой. При необходимости взять платок можно в одной из корзин, стоящих при входе.
Сегодня Пантеон не только храм, но и Мавзолей. Здесь похоронены знаменитые итальянские художники, в том числе Рафаэль
Запрещено входить в храм с открытой едой и напитками. Это может расцениться как знак неуважения к святыне, а также помешать другим посетителям.
Находясь внутри, стоит соблюдать тишину и не повышать голос, а также отключить звук на гаджетах.
Делать фото и снимать видео для личного архива в храме разрешается.
Интересные факты
- В разные периоды храм использовался как место захоронения известных граждан страны. Например, здесь находится могила Рафаэля Санти, а также могилы Виктор Эммануил II и Умберто I.
- В день летнего равноденствия ровно в полдень столб света, проходящий через окулюс, падает точно на главный портал храма.
- По легенде сооружение стоит именно на том месте, с которого отправился на небо один из создателей столицы — Ромул.
Панорама Пантеона в Риме
Пантеон в Риме на видео
Заглянуть в Пантеон стоит всем гостям римских кварталов. Он стал значимым образцом искусства и верхом инженерной и строительной мысли своей эпохи. И именно поэтому сумел заслужить звание одного из самых важных строений античности.
Правила посещения и время работы Пантеона
Вход в Пантеон бесплатный, но с 2021 года для посещения в выходные дни требуется предварительное бронирование.
Как забронировать посещение в Пантеон? Пошаговая инструкция.
4. Нажимаем Add reservation, выбираем дату, время, добавляем имена и фамилии всех посетителей, нажимаем Confirm reservation
Внимание! Забронировать посещение можно только на ближайшие выходные.
5. На следующем шаге будет автоматически сформирован QR-код
6. Нажимаем кнопку Download и сохраняем бронирование себе на телефон. В день посещение необходимо вовремя подойти к Пантеону и показать сотрудникам QR-код.
Забронируем посещение в Пантеон за вас при заказе обзорной экскурсии по Риму. Напишите или позвоните нам +39 334 8496564 (WhatsApp/Telegram).
Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.
Время работы (ежедневно): С 9:00 до 19:00. Последний вход в 18:45.
Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:
- 1 января
- 1 мая
- 25 декабря
Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).
Пантеон входит в маршрут нашей обзорной экскурсии по Риму и детского квеста-экскурсии «История Древнего Рима». Заказ экскурсий можно сделать, отправив заявку на [email protected] или напишите нам в WhatsApp +39 334 8496564 .
- Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — прекрасный пример готической архитектуры в Венеции
- Экскурсия по римским базиликам «Христианский Рим»
Больше интересных статей об Италии:
Что взять с собой в Рим: лайфхаки для вашего чемодана
Рим с детьми: полный путеводитель и лучшие советы для wow-отдыха
Интервью с шеф-поваром из Рима Лучано Монозилио: открываем настоящую римскую кухню и самые «вкусные»…
Как отметить день рождения ребенка в Риме. 5 веселых идей
Фонтаны Рима. Cамые красивые и знаменитые
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии
- 12
Поделились
Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона
Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus — глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр — 9 метров.
21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Герои книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.
Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его — на этот случай предусмотрены стоки в полу.
А самый впечатляющий «дождь — дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) — можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса.
В этот день цвета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.
Внутренняя часть Храма всех Богов
Облицовка внутри помещения состоит из разноцветного мрамора. Вход в Пантеон посетители осуществляют через бронзовые античные ворота высотой 7 м. Превращение античного храма в христианский позволило уберечь многие элементы архитектуры в первозданном виде.
Далее через вестибюль вы попадаете в портик с массивными колоннами. Их основания выполнены из красного гранита, привезенного из Египта, а капители и базы – из греческого мрамора. Стена разделена нишами, в которых стоят теперь картины известных художников.
Если снаружи Пантеон впечатляет силой и мощью, то внутри восхищение сменяется спокойствием и чувством всеобщим согласием с окружающим миром. Размеры храма спроектированы так, что его высота соответствует диаметру ротонды, и если схематически продолжить купол до земли, получится шар. Древние архитекторы считали шар символом гармонии Вселенной.
Что посмотреть?
Перед входом в Пантеон:
Обелиск и фонтан — обелиск самый настоящий египетский и древний. Долгое время просто валялся в кустах, поваленный варварами. Установлен во время Возрождения, а фонтаном украшен в XVI веке.
- Колоннада и фронтон над входом — колонны сохранились античные, а на фронтоне (треугольник под крышей) можно увидеть отверстия, в которые были вставлены крепления для скульптурной группы «Битва Титанов» (уничтожено как языческое украшение). Надпись гласит, что «это построил Агриппа». Обычное дело для храмов. Император Адриан себя не указал, считая главным в Пантеоне идею Агриппы.
- Входные двери — тяжелые, толстые. Были установлены в тот период, когда храм играл роль укрепления.
Скульптуры у входа — Агриппа и Адриан — отцы-основатели;
Внутри Пантеона:
- Купол — разглядывать можно бесконечно. В храме всех богов нет окон, свет попадает через отверстие на макушке. Есть несколько легенд, связанных с этим «глазом»: христианская — когда в Пантеоне была проведена первая месса, языческие духи или демоны вырвались отсюда через вершину храма (не очень-то верится, но впечатляет многих); народная — Коперник окончательно склонился к мысли, что Земля вращается вокруг Солнца, разглядывая купол Пантеона.
- Захоронения — здесь можно найти место упокоения Рафаэля (самое популярное место), а также могилы первых королей единой Италии.
- Скульптуры в нишах — некоторые сохранились с древних времен и были «приспособлены» для нужд христиан.
- Икона главного алтаря — список с главной чудотворной иконы Польши (Честноховская Божья Матерь). Утверждают, что чудесные исцеления и исполнение желаний здесь не редкость.
При входе в храм можно взять аудиогид на русском языке, заполнив форму заявки и оставив документ в залог (паспорт, кредитку и т.д.). Сама услуга стоит 5 евро. Вход и фото — бесплатно.
Время работы: с 9 утра до 19:30. В воскресенье — до 6 часов вечера. В праздники — только до часу дня.
Пантеон: искусство и архитектура
Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.
Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.
Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!
Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.
Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект
Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.
Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.
Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.
Наружное убранство
Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.
Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.
Внешнее убранство
В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.
Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.
Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.
Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.
Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.
Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.
Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.
В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.
С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».
Интересные факты про Пантеон
Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.
«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.
Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.
Архитектура Пантеона в Риме
«Реконструкция Пантеона в Риме», гравюра Антонио Лафрери, 1553 год
Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.
Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.
На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.
Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.
Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).
Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.
Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.
Полезная информация о Пантеоне для туристов
Как добраться?
Поскольку Пантеон располагается в самом сердце Рима, добраться до него очень просто, даже если вы не знаете город. Это достопримечательность по линии римского метро, поэтому достаточно спуститься в метрополитен и, выбрав красную линию А, доехать до станции Barberini и выйти на площадь Ротонда.
Часы работы Пантеона
Достопримечательность открыта для посещений с понедельника по субботу. Воскресный день сокращенный, зайти внутрь можно только до 13:00. Летом часы работы Пантеона с 9:00 до 18:00, а зимой – до 16:00.
Стоит помнить, что 1 января и 1 мая являются особыми днями для храма, в которые посещать его туристам нельзя.
Стоимость билетов
Платы за вход в Пантеон нет, это одна из редких бесплатных достопримечательностей Рима. Но в некоторые дни на территории храма проводятся мероприятия, направленные на сбор пожертвований, в которых может принять участие и внести свой вклад каждый посетитель.
Прекрасного путешествия!
Гробницы Пантеона
Пантеон в Риме — это не только храм всех богов, но и место захоронения знатных людей.
Во второй нише справа покоится прах итальянского короля Виктора Эммануила II. А во второй нише слева гробница короля Умберто I и его жены королевы Маргариты. Великий кардинал — Государственный секретарь Консальви увековечен в памятнике, созданном в 1824 году датским скульптором Бертелем Торвальдсеном, в третьей нише слева. Гробница великого художника эпохи Возрождения Рафаэля находится между второй и третьей нишами слева.
Над главным алтарем, прямо напротив входа, находится оригинальная икона 7-го века Мадонна с младенцем. Её восстановили под более поздними слоями краски. Это одна из редких сохранившихся икон, распространенных в римских церквях того периода. Над иконой полукупол апсиды, покрытый золотой мозаикой крестовых узоров. В нише справа можно увидеть фрагменты декора II века.