Помпеи: что посмотреть?
Раскопки в Помпеях ведутся до сих пор. Возможно, скоро археологи порадуют нас еще какими-нибудь находками. Но и сейчас город-музей представляет собой довольно большой комплекс. Даже для беглого осмотра необходимо несколько часов.
Достопримечательности Помпей, которые представляют интерес для туристов:
- Городские ворота. Считается, что всего было семь ворот. Они не служили надежным укреплением, скорее, были просто входами и выходами из города. Сохранились также дорожные плиты с колеями от повозок. А еще жители Помпей устанавливали на дороге плоские камни, возвышавшиеся над плиткой. Это служило своеобразным пешеходным переходом, чтобы горожане не испачкали ноги в грязи в дождливые дни.
Большой театр (Амфитеатр) и Малый театр (Одеон). Амфитеатр вмещал 20 тысяч, а Одеон – 1,5 тысячи зрителей. В них даже были предусмотрены колонны для установки навесов от солнца. В Амфитеатре проходили спортивные соревнования, гладиаторские бои, в Малом театре шли спектакли. В Одеоне до сих пор хорошая акустика: звуки со сцены можно отчетливо слышать в дальних зрительных рядах.
Лупанарий. Это древнеримский публичный дом. В Помпейском лупанарии сохранились комнаты для свиданий, а также фрески на эротические темы в этих комнатах.
Форум. Главная городская площадь, окруженная колоннами, была центром торговой, политической и религиозной жизни. Сначала Форум располагался в центре, но по мере застройки Помпей оказался на окраине города. Здесь находится еще несколько достопримечательностей, которые заслуживают осмотра: базилика, здание муниципалитета, храм Юпитера, храм Аполлона, арка Калигулы и другие.
Термы (общественные бани). В Помпеях есть несколько банных комплексов. Лучше всех сохранились Стабиевы термы. Здесь можно увидеть раздевалку, фригидарий (зал с бассейном с холодной водой), типидарий (бассейны с теплой водой), гимнастические комнаты. Также здесь выставлено несколько гипсовых изображений людей, погибших при извержении Везувия.
Сохранившийся Дом Мистерий (Помпеи)
Виллы и дома. Везувий (Италия) не смог разрушить многие здания, некоторые прекрасно сохранились, хотя большинство все же дошло до наших дней только в виде развалин. Но самое ценное, что во многих виллах под слоем пепла уцелели уникальные фрески и росписи. Кстати, при раскопках здания именовали по изображениям на фресках или найденным предметам, эти названия используются и сейчас. Например, Дом Трагического Поэта назван по фреске актера с трагической маской в руках. Дом Мистерий украшен изображениями мифологических сцен. В Доме Фавна установлена статуя танцующего фавна, а в Доме Хирурга нашли хирургические инструменты. Дом Моралиста назван по надписям на стенах с призывами уважать женщин, воздерживаться от драк и соблюдать чистоту ног и постели.
Акведук. Этот древний водопровод использовался не только для доставки питьевой воды, но и для снабжения фонтанов, которые тоже частично сохранились в Помпеях. Также много воды уходило для функционирования общественных терм.
Промышленные и торговые помещения. Хорошо сохранился термополий, предок современного кафе, где готовилась и продавалась еда. Также в Помпеях можно увидеть мельницы и пекарню, прядильные и ткацкие мастерские. В таких помещениях выставлены и найденные при раскопках предметы, например, древние амфоры, жернова и прочие.
Ощутить историю Помпеи поможет еще одна достопримечательность – улица Изобилия. Названа она так из-за статуи девушки, несущий рог изобилия, установленной на фонтане. Здесь можно прогуляться по древней мостовой и купить вполне современные сувениры. На улице Изобилия расположены кафе для туристов и сувенирные лавки.
Становление Помпеи
Считается, что Помпеи были основаны в VI столетии до н.э. древним народом – осками, обитавшими в южной Италии. В переводе с оскского «pumpe» переводится как «пять», что может символизировать слияние пяти небольших поселений, существовавших в этой местности с незапамятных времен. По другой же версии название города произошло от древнегреческого «pompe», что означает «триумфальное шествие». В одной из легенд рассказывается об основании города Гераклом, торжественно прошествовавшим по улицам Помпей после победы над трехтелым чудовищем Герионом (десятый подвиг).
О ранней истории Помпей известно лишь то, что им поочередно владели греки, этруски, кумы, самниты. В состав Римской республики Помпеи вошли лишь в 310 г. до н.э., сохранив при этом собственную автономность. Самоуправляемым он оставался до 89 года до н.э., когда консул Сула присвоил ему статус очередной колонии Рима (расплата за антиримское восстание).
Следует отметить, что Помпеи соединяли Южную Италию и Рим, являясь одной из важных точек торгового пути «Via Appia».
Здесь усиленными темпами:
- строили рынки и прочие торговые помещения;
- возводили мосты, амфитеатр, термы, многоэтажные дома;
При этом большая часть города была отдана под роскошные виллы знатных римлян.
Страницы истории
До того момента, пока извержение Везувия не смело город с лица земли, Помпеи были весьма высокоразвитым и высокотехнологичным для своего времени поселением.
Помпеи (Pompeii) – не совсем римский город, как принято считать. Он был основан в VIII веке до н.э. племенем оски – одним из древних народов Италии. Название «Помпеи» с древнего языка осков можно перевести как «пять», причина этого название кроется в том, что Pompei были основаны на месте пяти древних поселений осков.
Правда, есть еще одна версия, связанная скорее с мифологией: якобы в этих краях Геракл победил могущественного противника и устроил в городе по этому случаю торжественное шествие (Pompe – именно так переводится «Помпеи» с древнегреческого языка).
В Италии было в ту пору множество греческих колоний, поэтому немного времени спустя оски перенимают греческую культуру и архитектуру. Последнее особенно отчетливо прослеживается: первые застройки являлись хаотичными, порядка застроек не соблюдалось, а позже, под эллинским влиянием городская архитектура приобретает более четкие очертания – строгие ряды улиц и ряды домов. Причем оски даже не подозревали, что строят свои дома прямо на застывшей лаве…
После многочисленных сражений власть над городом получили римляне.
У Помпеи очень удобное расположение в экономическом плане: у подножия Везувия, на реке Сарно. Это расположение позволяло жителям города использовать реку для судоходства и торговли. Жители занимались производством масел, шерсти и вин, что также способствовало торговле и процветанию города. Да и Аппиева дорога, проходившая через город, была важна для экономики и торговли.
Постепенно Pompei переходят под власть Рима и становятся центром отдыха знатных римских патрициев. Город рос и развивался…
Предвестники и форшоки
Последний день Помпеи . Картина Карла Брюллова , 1830–1833 гг.
Первое крупное землетрясение в регионе с 217 г. до н.э. произошло 5 февраля 62 г. н.э., вызывая массовые разрушения вокруг Неаполитанского залива и особенно в Помпеях. К моменту извержения вулкана в 79 году нашей эры некоторые повреждения все еще не были устранены.
Другое меньшее землетрясение произошло в 64 году нашей эры; он был записан Светонием в его биографии Нерона и Тацитом в Анналах, потому что это произошло, когда Нерон был в Неаполе, впервые выступая в публичном театре. Светоний записал, что император продолжал петь во время землетрясения, пока не закончил свою песню, а Тацит написал, что театр рухнул вскоре после эвакуации.
Небольшие землетрясения ощущались за четыре дня до извержения 79 г. н.э., но предупреждения не были распознаны. Жители местности, окружающей Везувий, привыкли к незначительным подземным толчкам в этом регионе; писатель Плиний Младший писал, что они «не особенно тревожны, потому что часты в Кампании».
Водный резервуар
Рекомендовать место
4
Водный резервуар, расположенный у Везувианских ворот, был частью водопроводной системы, построенной во времена императора Августа.
Помпеи всегда испытывали недостаток воды. В связи с этим был возведен акведук, который в основном проходил под землей. Он вел к резервуару, который расположен в самой высокой части города около упомянутых ворот.
Круглый резервуар диаметром в шесть метров был закрыт куполом. Для него было построено небольшое четырехугольное здание, украшенное с южной стороны тремя арками.
Резервуар снабжал водой дома богатых горожан и термы. Простые люди брали воду из фонтанов, которые также питались от резервуара. Таких фонтанов археологи обнаружили сорок два. Вода из резервуара поступала по свинцовым трубам, диаметр которых — тридцать сантиметров. Одна труба снабжала фонтаны, две другие — термы и частные дома соответственно. Стоит отметить, что при острой нехватке воды последние две перекрывались.
Координаты: 40.74615200,14.49807800
Город на карте страны
Город расположен в 23 км от Неаполя. Это самый крупный город по близости. Есть и другие, но для туристов там мало отелей и способов передвижения между городами. Еще есть Сорренто, но он не так развит как Неаполь. Находится в центре страны, в округе Кампания. Поэтому, поблизости нет пляжей и мало курортных городков. В целом, найти Помпеи на карте Италии не трудно.
Карта Италии
Добраться можно из крупных городов, из которых ходят рейсовые автобусы и поезда. Там же можно и остановиться. Помпеи по-настоящему впечатляют величием и уникальностью. Площадь у города достаточно большая. За 1 день вряд ли удастся познакомиться с городом подробно.
Обратите внимание! При отправлении не перепутайте с жилым поселением под Названием Помпея
О чем «молчат» древние стены
Путнику, впервые ступившему на легендарные земли, открываются превосходно выполненные статуи, мозаики, фрески, что свидетельствует о высоком уровне мастерства их исполнителей.
Следующее, что бросается в глаза, так это различие архитектурных стилей – хаотичная застройка старых кварталов, возведенных во времена осков, сменяется новыми «стройными» прямоугольными кварталами с прямыми улицами, храмами, рынками и амфитеатрами.
К другим преимуществам римского градостроительства можно отнести наличие:
- мощеных мостовых, забота о которых ложилась на плечи горожан, ремонтировавших и убирающих участок, прилегающий к его дому;
- покатый профиль тротуаров и дорог, направляющих сточные воды к так называемой городской клоаке.
При этом торговые улицы обрамлялись фасадами зданий, нижние этажи которых были отданы под лавки, а верхние – под личные покои (жилье).
Жилые же кварталы выглядели далеко не так презентабельно. Благодаря теплому климату, частные дома здесь строились в основном без окон, что позволяло существенно сэкономить на дорогостоящем стекле. Лишь иногда в глухих торцах, выходящих на улицу, пробивались узкие щели.
Стараниями выдающихся археологов (Алькубьерре, Ф. ле Вега, Каролина Бонапарт, Джузеппе Фиорелли) были открыты:
- некрополи и форумы;
- театры и храмы;
- ворота, амфитеатр и оборонительные стены;
- «останки» животных и людей – в толще лавы учеными обнаружились многочисленные пустоты. Заполненные гипсом, они помогли воссоздать позы и даже мимику погибших;
целые жилые кварталы, заполненные прекрасно сохранившейся домашней утварью, фресками, мозаиками, скульптурами.
Слой застывшей лавы защитил внутреннее убранство домов от беспощадного влияния времени, не коснувшегося значимых культурных ценностей – важного источника, повествующего о городском укладе, быте, искусстве римлян, живших здесь в I столетии. И хотя расчищено уже больше половины (около 3/5 античной территории), город Помпеи продолжает трепетно хранить свои тайны, разгадка которых ложится на плечи будущих поколений
Соседние поселения
Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. На его территории возводились чудесные виллы, которые восхищали своей роскошью и буквально утопали в зелени. В некотором отдалении от них находились дома, где жили бедные люди – прислуга, торговцы, ремесленники. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей.
История гибели города Помпеи непосредственно связана с Геркуланумом и Стабиями. Они тоже оказались погребенными под пеплом, извергавшимся из Везувия. Из всех жителей спасти удалось только тем, кто бросил свое имущество и ушел в самом начале извержения. Этим люди смогли сохранить жизнь себе и своим близким.
Трагедия города
Первый «тревожный звонок» прозвенел в 62 году н.э., когда в Помпеях произошло сильнейшее землетрясение. Многие дома и храмы оказались разрушенными. Но жители города сумели в короткие сроки все восстановить и снова жизнь потекла по привычному руслу.
Пик пришелся на 24 августа 79 года. В этот день случилось сильное извержение вулкана Везувия, впоследствии чего город на века был погребен под многометровым слоем пепла.
За день до этого на город стали сыпаться хлопья пепла, причем его было так много, что приходилось постоянно стряхивать его с одежды. Вулкан долгое время считался уснувшим, поэтому поначалу никто из жителей не обратил внимания на облако дыма и огонь, вырывающийся из жерла.
С неба стали сыпаться и камни, а пепел оседал на домах таким толстым слоем, что стали рушиться крыши, погребая под собой оставшихся в помещениях людей.
Более проницательные горожане покинули Помпеи сразу после первых осадков, и бежали до близлежащих деревень. Извержение продолжалось около суток. Город был уничтожен полностью.
Обнаружили его случайно, в XVII веке, при строительстве водопровода. Честь открытия принадлежит итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который при земляных работах наткнулся у реки на остатки стены и хорошо сохранившиеся фрески. Причем долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи.
И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что здесь и погребен под слоями земли некогда величественный древнеримский город.
Полноценные раскопки начались век спустя, в XVII веке, и продолжаются до сих пор, равно как и научные исследования.
Больше о трагедии Помпеи и раскопках смотрите на видео:
«Последний день Помпеи»: история создания картины
79 год нашей эры. Извержение вулкана уничтожает древний город Римской империи. Во время катастрофы погибает более двух тысяч жителей, некоторые – заживо погребены под потоками лавы. Тема Помпеев весьма популярна для творчества начала 19 века. Период между 1748 (открытием развалин Помпеев вследствие археологических раскопок) и 1835 ознаменован множеством произведений живописи, музыкального, театрального искусства, литературы об этом событии.
1827. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Он посещает раскопки. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи» оказался под глубоким впечатлением. Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме.
создание картины
Карл Павлович многократно посещает древний город, беря все детали будущего полотна с натуры. Эскизы, картина очень точно передают вид Помпеев. Местом действия Брюллов выбрал перекресток, известный под названием «улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях прах своих почивших предков. Выбор намеренный, наполненный глубоким символизмом.
Ключевым моментом художник считал необходимость осветить Везувий. Вулкан, ставший причиной трагедии, занимает собой задний план произведения, создает гнетущее впечатление, усиливая монументализм работы. Брюллов рисовал с натуры местных жителей. Многие итальянцы, живущие по окрестностям Везувия, – потомки коренных жителей погибшего города. Сделав эскиз композиции, примерно видя, какой будет картина, художник начал работу над величайшим произведением собственного творческого пути.
1830-33. Работа над произведением, принесшим мировую славу, кипела. Полотно наполнялось жизнью, духом неизбежной погибели. От первоначального эскиза картина отличается незначительно. Немного сместилась точка зрения, стало больше действующих лиц. План действия, идея, стилистическая композиция, выполненная в духе работ эпохи классицизма, – все осталось. «Последний день Помпеи» – действительно монументальное произведение (4,65х6,5 метра).
Картина принесла Брюллову мировую известность. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Отзывы критиков ошеломляли. Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой
Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны
Позднее картину отправили в Париж. Лувр посещали многие великие современники Брюллова, желающие воочию увидеть великолепное полотно. Среди оценивших работу был писатель Вальтер Скотт, назвавший картину необыкновенной. По его мнению, жанр картины «Последний день Помпеи» – настоящий живописный эпос. Такого успеха художник не ожидал. Брюллов стал триумфатором наравне с картиной.
На родину художника, в Петербург, «Последний день Помпеи» отправился в 1834-ом, где находится по сей день.
Пострадавшие от извержения
Броски некоторых жертв в так называемом «саду беглецов», Помпеи .
Помимо Плиния Старшего, единственными заметными жертвами извержения, известных по имени, были еврейская принцесса Друзилла и ее сын Агриппа, который родился в ее браке с прокуратором Антонием Феликсом . Также говорят, что поэт Цезий Басс умер в результате извержения.
К 2003 году в Помпеях и его окрестностях было обнаружено около 1044 слепков, сделанных с отпечатков тел в отложениях пепла, а также разбросанные кости еще 100. В Геркулануме были найдены останки примерно 332 тел (300 в сводчатых сводах, обнаруженных в 1980 году). ). Общее количество погибших остается неизвестным.
Скелет, названный «Кольцевой леди», обнаруженный в Геркулануме.
Тридцать восемь процентов из 1044 были обнаружены в отложениях пепловых осадков, большинство из которых находятся внутри зданий. Это отличается от современного опыта за последние 400 лет, когда только около 4% жертв погибли в результате пеплопадов во время взрывных извержений. Эта когорта, возможно, пряталась в зданиях, когда их преодолели. Остальные 62% тел, найденных в Помпеях, лежали в отложениях пирокластических волн, которые, вероятно, убили их. Первоначально считалось, что из-за состояния тел, найденных в Помпеях, и очертаний одежды на телах маловероятно, что высокие температуры были серьезной причиной. Более поздние исследования показали, что во время четвертого пирокластического всплеска (первого всплеска, достигшего Помпеи) температура достигла 300 ° C (572 ° F), чего было достаточно, чтобы убить людей за доли секунды. Искривленные позы тел, словно застывшие в приостановленном действии, были не следствием длительной агонии, а спазмом трупа, следствием теплового шока на трупах. Жара была настолько сильной, что органы и кровь испарились, и, по крайней мере, мозг одной жертвы застеклился от температуры.
Геркуланум, который находился намного ближе к кратеру, был спасен от падения тефры из-за направления ветра, но был погребен под 23 метрами (75 футов) материала, отложенного пирокластическими волнами. Вероятно, что большинство или все известные жертвы в этом городе были убиты волнами, особенно учитывая свидетельства высоких температур, обнаруженных на скелетах жертв, найденных в сводчатых сводах на берегу моря, и наличие обугленной древесины в многие постройки. Эти люди были сконцентрированы в хранилищах с плотностью до трех человек на квадратный метр, и все они были захвачены первой волной, умирали от теплового шока и частично обугливались более поздними и более горячими волнами. Своды, скорее всего, были эллингами, поскольку перекладины над головой, вероятно, использовались для подвешивания лодок, использовавшихся для более раннего побега части населения. Поскольку раскопано всего 85 метров (279 футов) побережья, возможно, будут раскопаны и другие пострадавшие.
Возникновение города
Когда появились Помпеи? История великого города берет свое начало в 4-м в. до н. э. Именно тогда в районе Неаполя было основано поселение. Позже этот населенный пункт присоединил к себе пять небольших сел и стал единым административным образованием. Принадлежало оно этрускам, тем самым древним племенам, культура которых впоследствии легла в основу культуры римлян.
Какова дальнейшая история Помпеев (кратко)? К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Однако подобные связи были не более чем формальностью. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. Их граждане служили в армии великого государства, но при этом были обделены во многих материальных вопросах, в частности тех, которые касались права на общественные земли. Подобное и стало причиной зарождения восстания.
Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. Помпеи навсегда утратили свою независимость. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Все оставшиеся в истории города девяносто лет они продолжали жить свободной и обеспеченной жизнью на земле, которая отличалась плодородием, рядом с морем и в мягком климате. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.
История гибели города Помпеи
Согласно раскопкам, Помпеи были основаны в 6 веке до нашей эры, хотя ранняя история города мало известна. Установлено, что союзником Рима город стал примерно в 310 году. Помпеи играли важную роль на торговом пути Аппиевой дороги, соединявшей Рим с южными территориями тогдашней Италии.
Город расширялся и процветал, пока его не уничтожил близ расположенный вулкан Везувий. 24 августа 79 года началось извержение, длившееся около суток. Это привело к краху трех крупных городов – Помпеи, Стабии и Геркуланум. Точное число погибших жителей установить невозможно. На улицах и в зданиях города за время раскопок были найдены останки около 2 тысяч человек. Многих гибель настигла уже за пределами города.
В процессе проведения раскопок выяснилось, что под толстым слоем пепла Помпеи очень хорошо сохранились. Археологи находили дома с полностью уцелевшей обстановкой, целые сооружения и улицы.
Полезная информация для туристов
Во-первых, если ехать — то ехать на день. Нескольких часов будет очень мало. Во-вторых, стоит купить какие-нибудь продукты, так как за несколько часов хождений кушать захочет каждый. И, вопреки ожиданиям, найти место для перекуса очень тяжело. Воды тоже стоит взять с запасом, особенно, если поездка планируется в жаркие месяцы. Кстати, для экскурсий лучше выбрать не легкие месяцы — туристов много и жарко, цены поднимаются. Девушкам можно продумать одежду, чтобы получились красивые фото. Примерная стоимость входа — 12 евро.
Лишних вещей лучше не брать: лучше ограничиться деньгами, документами, телефоном и провизией. Возможно, стоит взять легкую кофту. С тяжелой сумкой ходить достаточно тяжело. Не особо опытным туристам советуют следить за детьми — в некоторых местах очень легко потеряться
И нужно обращать внимание на настенную живопись: как уже было сказано выше, есть фрески порнографического содержания не только в публичном доме
Помпея вызывает интерес, в первую очередь, у историков. Можно организовать поездку на археологические объекты. Раскопки там ведутся до сих пор. Это очень насыщенное место, оставляющее после себя массу разных смешанных ощущений.
*Все указанные цены актуальны на 2018 год.
Город, восставший из пепла
Столетиями преданный забвению, город Помпеи был случайно обнаружен в средине XVI столетия итальянским архитектором Доменико Фонтана.
Кто знает, были бы когда-нибудь обнаружены древние стены, если бы граф Туттавиллы не пожелал провести подземный тоннель от своей виллы к реке Сарно? Но, видимо, Помпеям суждено было «возродиться»…
Между 1592 и 1600 годами Фонтана посчастливилось обнаружить несколько фрагменты настенных росписей и старинных надписей, в одной из которых говорилось о «decurio pompeis». Однако, неверное толкование фразы (упоминание городской должности в Помпеях, было ошибочно принято за имя хозяина виллы Помпея Великого) не позволило связать находку с «потерянным» римским городищем.
Находка, прямо указывающая на местонахождение древней Помпеи, была найдена лишь в конце XVII века. Так надпись, в которой в очередной раз фигурировало название города, положила конец дискуссии, длившейся в научном мире с 1637 года.
Впрочем, раскопки оказались весьма непростым занятием – твердый и толстый слой вулканического материала надежно оберегал доверенную ему тайну. Пограничный столб, точно указывающий на принадлежность руин, удалось раскопать только в августе 1763 года.
Термополий
Рекомендовать место
7
2
В 1045 году в Кампании был открыт термополий с великолепным прилавком, облицованным кусками разноцветного мрамора. В древние времена так называли античную харчевню, в которой подавали горячую еду и вино с различными пряностями. Блюда разогревались здесь с помощью семи объемных сосудов, которые были встроены в прилавок по самое горлышко, куда наливалась подогретая вода.
Сзади нее размещались каменные колонны и кувшины, а также гранитные столешницы, на которые подавали разогретую еду. Термополий пользовался очень большой популярностью среди местного населения. Предлагаемые блюда были достаточно просты: бобы, горох и чечевица, а также крепкое вино, смешанное с горячей водой. Сперва посетители ели стоя, а затем были достроены места для сидения, которые вскоре образовали комнату для гостей.
Ежегодно тысячи туристов приезжают в Кампанию насладиться здешними достопримечательностями. Не остается без внимания и древняя харчевня.
Следующий этап извержения
Что происходило дальше с городом Помпеи? История, написанная на основании данных летописей, говорит о том, что взрывы в кратере вулкана, происходили с некоторым промежутком. Это позволило многим жителям отойти на безопасное расстояние. В городе оставались только рабы, игравшие роль охранников хозяйского имущества, и те жители, которые не пожелали покинуть свои хозяйства.
Ситуация усугубилась. Ночью наступил следующий этап извержения. Из Везувия начали извергаться языки пламени. Утром следующего дня из кратера потекла раскаленная лава. Именно она и погубила тех жителей, которые остались в городе. Приблизительно с 6 часов утра с неба начал опускаться пепел. В это же время землю стали покрывать и «шарики» пемзы, укрывшие толстым слоем Помпеи и Стабии. Длился этот кошмар на протяжении трех часов.
.Исследователи полагают, что энергия Везувия в тот день во много раз превосходила ту, которая выделилась во время атомного взрыва в Хиросиме. Люди, оставшиеся в городе, метались по улицам. Они пытались спастись, но быстро теряли силы и падали, закрывая от отчаяния головы руками.
Как происходила гибель Помпеев? Малоизвестные факты, которые были опубликованы сравнительно недавно, рассказывают о том, что хлынувшие на город пирокластические гидротермальные потоки доходили температуры 700 градусов. Именно они и несли с собой ужас и смерть. При смешении горячей воды с пеплом образовывалась масса, обволакивающая собой все то, что попадалось у нее на пути. Люди, пытавшиеся спастись от неминуемой гибели, падали без сил, и их тут же засыпало пеплом. Они задыхались, умирая в страшной агонии. Этот факт истории Помпеев подтверждают конвульсивно сжатые руки со сведенными пальцами, искаженные от ужаса лица и рты, открытые в безмолвном крике. Именно так и умирали горожане.
Помпеи — жертва огненной стихии
Перед написанием картины К. Брюллов собрал большой исторический материал. Он посещал руины Помпей, подробно осматривал дома и сделал ряд эскизов — пейзажа, развалин, окаменелых тел людей. Так, изображение женщины с барахтающимся ребёнком воспроизводит позы откопанных слепков, какими их увидел Брюллов в неаполитанском музее.
Большой театр
Учёным удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. На месте разложившегося тела образовывались пустоты, и, заполнив эти полости гипсом, можно точно воссоздать последнее движение умирающего. Помпеи являют собой яркий пример того, как разбушевавшаяся стихия может остановить размеренно текущую жизнь и, подобно фотоаппарату, зафиксировать ужас последнего мгновения. Богачи Помпей умерли с мешками золота за плечами, а нищие застыли в позе просителей.
Традиционно считалось, что смерть помпейцев была долгой и мучительной: вдыхая пары ядовитых газов, люди погибали от удушья. Но недавно группа неапольских вулканологов выдвинула новую версию — жителей Помпей мгновенно уничтожил пирокластический поток температурой 100 — 500°C. Газ и пепел, движущиеся со скоростью 100 км/ч, превратили в уголь деревянные предметы.
Храм Аполлона
Хлеб в пекарне Модеста обуглился и был найден археологами почти 2000 лет спустя. Способ заливки гипсом помог восстановить не только сотни человеческих тел и животных, но даже овощи и фрукты.
История Помпеи
В отличие oт большинства городов юга Италии Помпеи основали нe греки — пepвыми обитателями этиx мecт были италийские племена. Предполагают, чтo в IX—VIII веках дo н.э. они построили город нa застывшей лаве, нe дoгадываясь ни о происхождении этого «фyндамента», ни о причине исклю чительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель дoлины Сарно — в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции y житeлей Помпей были тесные отношения c ближними греческими колониями и они переняли oт своих cocедей религию, кyльтуру и обpaз жизни.
Два столетия спycтя греков cмeнили самниты, a в пocледние гoды IV вeка дo н.э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в cocтав Римского государства, сoxpaнив относительную автономию. Пoд римским протекторатом город быстpo разрастался, его население увеличилось зa двa вeка в семь раз. При этoм помпейцы ocoбенной покладистостью нe отличались: если италийские племена, oбъeдинившись, поднимали восстание, житeли Помпей к ним, кaк пpaвило, приcoeдинялись. В 74 году дo н.э. Спартак укрылся c семьюдесятью мятежниками нa вершине Везувия, a затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преслeдователей.
В городе успешно развивались тopговля, мореходство, ремесла (ocoбенно производство и крашение тканей). Римские apистократы строили роскошные виллы в Помпеях, нo больше в cocеднем Геркулануме. Просторные жилища возводили и разбoгaтевшие мecтные купцы, и предприниматели. Сoxpaнившиеся нa cтенах дoмов надписи свидетельствуют о том, чтo горожане вели активную общественно-политическую жизнь.
Казалось бы, ничтo нe предвещало трагедии, нo в 63 году «прозвучал пepвый звонок» – произошло сильнейшее землетрясение c эпицeнтром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был cильнo поврежден водопровод, пoд рухнувшими дoмами оказались погребены житeли города.
Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, нo упрямые помпейцы отcтoяли пpaво нe покидать родные мecта и нaчaли восстанавливать город
Грозное предупреждение о грядущей катастрофе нe было принято вo внимание. И 17 лет спycтя, 24 августа 79 гoдa, нa житeлей Помпей обрушился втopой удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтoжило Помпеи, Геркуланум и мелкие поселения вокруг них
В результате длительных археологических раскопок нa мecте погибшего города возник музей пoд oткpытым небом.
Окаменевшие фигуры людей в мертвом городе Помпеи