Собор санта мария дель фьоре

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Экскурсии

Посещение только собора бесплатное. Но на территории находятся также музей, баптистерий, колокольня, смотровые площадки, куда вход платный. На официальном сайте (сайт доступен на итальянском и английском языках) можно купить единый билет, который действует на весь комплекс. Стоимость такого билета составляет 18 евро.* По сниженной цене в 3 евро* проходят дети в возрасте 6-11 лет. Дети до 6 лет, учителя или руководители школьных групп, инвалиды – бесплатно.

Преимущества покупки билета онлайн:

  • обход всех очередей: не придется тратить 1,5-2 часа;
  • такой билет действителен в течение 30 дней от выбранной даты посещения;
  • по билету можно заходить 72 часа с момента первого входа.

Важно! По одному билету в каждое из зданий комплекса можно проходить только один раз. Одним билетом может пользоваться только один турист

Для желающих не только посмотреть и сделать памятные снимки, но и послушать, есть возможность заказать экскурсию. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме воскресенья. Они доступны на итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках. Стоимость экскурсии составляет 23 евро.* Предлагаются как групповые, так и индивидуальные.

Кроме того, обладатели смартфонов могут скачать приложение (как с официального сайта, так и находясь внутри музея, отсканировав QR-код), который представляет собой небольшой аудиогид. Приложение предоставляет краткое описание шедевров искусства, находящихся в музее. Непосредственно аудиогид можно купить в киосках в музее и в соборе, стоимость 2 евро.* Плюс для современных туристов – внутри разрешены фото- и видеосъемки.

Туристические экскурсии

Кампанила Джотто

Колокольня Джотто — один из пяти основных компонентов ансамбля на площади Пьяцца дель Дуомо. Высота его 84,70 метра, ширина около 15 м. Она является наиболее красноречивым свидетельством флорентийской Готической архитектуры XIV века.

Величественная колокольня с квадратным основанием, покрытая мрамором белого, красного и зеленого цветов (те же цвета украшают и собор), считается самой красивой в Италии. Строительство начато Джотто в 1334 году. К моменту своей смерти в 1337 Джотто сделал только первую часть проекта. Андреа Пизано закончил первые два этажа, строго следуя проекту Джотто.

В 1359 году работа была закончена. Множество окон, больших и остроконечных, делают готическое здание элегантным, сохраняя при этом классическую установку в целом. Большая терраса, расположенная более чем в 400 м от земли, стала прекрасной панорамной площадкой.

История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.

Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Колокольня

Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней.
Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.

Изящная, правда?

А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.

Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»

Архитектурный комплекс

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции представляет архитектурный комплекс, состоящий из колокольни, баптистерия Иоанна Крестителя XII века и музея.

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий, названный в честь Иоанна Крестителя, стоит на Соборной площади вблизи собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Под его сводами до XIX столетия крестили новорожденных флорентинцев, в том числе поэта Данте и Медичи. Облик баптистерия, выраженный невысоким зданием романского стиля шестигранной формы, сохранился с XII века. Внутреннее оформление крестильного зала примечательно золотистыми росписями на купольной сфере, изобразившие лики святых и библейские сюжеты.

Сильная энергетика исходит от византийских мозаик XIII-XIVстолетий, украшающих купольные своды. На воротах баптистерия интересны барельефы XIII-XV столетий с Иоанном Крестителем и библейскими добродетелями. Позолоченные восточные ворота середины XV столетия, поделенные на 10 одинаковых по размеру табличек, воспроизводящих библейские сюжеты, называют Вратами рая, признавая их настоящим шедевром.

Опера-дель-Дуомо

Музей Дуомо, основанный в 1891 году, занимает бывшую мастерскую зодчего Филиппо Бруннелески. В музейной экспозиции показаны фрагменты и детали декора из старой церкви, кампанилы и баптистерия, представляющие историческую и художественную ценность, а также предметы, не вошедшие в оформление нового собора после обновления его интерьера. Здесь интересно ознакомиться с макетами и чертежами купола, разработанными Филиппо Бруннелески, увидеть коллекцию скульптур XVI века, ранее украшавших фасад и внутреннее помещение собора.

Таинственной энергетикой наполнены статуи XV века: «Кающаяся Мария Магдалина», перенесенная из Баптистерия и Пророка Аввакума, созданная Донателло, ранее находившаяся на колокольной башне. Здесь выставлена и скульптура Папы Римского Бонифация VIII, созданная Арнольфо ди Камбио, в прошлом стоявшая на фасаде собора. Бесценное художественное сокровище музейной коллекции — картины Донателло «Мария Магдалина», Микеланджело «Оплакивание Христа».

Внешнее оформление и архитектура

Из-за долгого периода строения, а так же разных творцов флорентийский собор включает несколько стилей, которые гармонично между собой сочетаются. Так три боковых купола удивительно гармонично сочетаются с центральным куполом, придавая всей конструкции необычного изящества.

Собор Санта Мария дель Фьоре

Этот готический собор выполнен в виде креста и имеет 1 апсиду (полукруглый выступ здания), 2 трансепта (крестообразные части строения) побокам, 3 нефа (вытянутые части алтаря, отделенные грядой колон). Особенно во внешней архитектуре привлекает облицовка стен, колокольня и купол Брунеллески.

Стены благодаря специальному облицовочному мрамору могут менять свой цвет с белого на сероватый, нежно-розовый или бледно-зеленый, что в какой-то степени имитирует национальный флаг Италии.

Купол Санта Мария дель Фьоре (итал. Cappella di’ Brunelleschi), похожий на перевернутую лилию, поражает своими огромными габаритами. Он 42 метра в высоту и общий вес всех его составляющих составляет около 37 тысяч тонн. При строительстве было использовано больше четырех миллионов кирпичей. Для каркаса купола понадобилось шесть колец по горизонтали и двадцать восемь ребер жесткости по вертикали.

Купол Брунеллески

Колокольня Кампанила Джотто имеет семь колоколов и украшена многочисленными барельефами с библейскими и сюжетами из жизни человека.

Кампанила Джотто

Шестнадцать искусно выполненных статуй пророков и патриархов, прячущиеся в нишах колокольни, являются копиями, а оригиналы можно посмотреть в музее Опера-дель-Дуомо. Если подняться наверх по узкой лестнице с 414 ступеньками, то откроется вид на город, сам храм и купол.

Время работы Кампанилы Джотто: с 8.30 до 19.00, в субботу до 17.00.
Стоимость посещения: 6 €.
Колокольня закрыта 1 и 6 января, чт-пт-сб Страстной недели, на Пасху,
25 апреля, 24 июня, 15 августа, 8 сентября, 1 ноября, 25-26 декабря.

Еще очень интересна Порта-Мандорла — левая дверь северного фасада. Все скульптурные украшения — это работы трех скульпторов Якопо дела Верча, Нанни ди Банко и Донателло.

Порта-Мандорла

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: