Собор санта-мария-делла-салюте

Собор на площади Сан Марко

Фасад собора Сан Марко

На перекрёстке двух площадей стоит грандиозный собор Сан Марко. Он был построен в 829 году, специально под прибывшие из Александрии мощи святого Марка.

До V века большинство христианских реликвий находились в египетской Александрии, и мощи вышеупомянутого святого были там же. В 641 году, арабы под предводительством Амра ибн аль-Аса, завладели городом и начали приспосабливать его под свои нужды.

Венецианские купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане начали разрушать христианские храмы для возведения мечетей. Медлить было нельзя, надо было действовать. Венецианцы решили любой ценой спасти мощи святого от осквернения, и привезти их в свой город.

Чтобы доставить реликвию на свой корабль, торговцы обхитрили мусульманских таможенников. Мощи евангелиста положили на дно корзины, и укрыли свиными тушами. Мусульмане побрезговали прикасаться к свиным тушам и драгоценный груз успешно прошёл таможенный досмотр.

Таким образом сбылось древнее пророчество: Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне, попав в сильный шторм, евангелист укрылся на одном из островов. Вскоре ему явился ангел и поведал, что он обретет вечный покой на этой самой земле.

Здание собора выполнено в форме креста, со сторонами 76,5 на 62,5 м, и высотой – 43 м. Храм возведен в византийском стиле, с неимоверной роскошью.

На протяжении веков, венецианцы свозили в собор различные реликвии со всего света. Про это есть байка. Первое, что делал венецианец войдя в любой храм, глазами искал чтобы такое «стянуть» для любимого собора Святого Марка.

Если внимательно присмотреться к фасаду, то над центральным входом вы увидите квадригу. Этих лошадок венецианцы стащили из Константинополя. Квадрига была частью ипподрома, она датируется IV веком до н.э.

На южном углу храма можно увидеть Порфировых тетрархов, они так же попали в Венецию во времена разграбления Константинополя. Скульптура датируется IV веком

Интересный факт: недостающая часть скульптурной группы находится в Археологическом музее Стамбула.

Внешний облик храма великолепен, но внутреннее убранство вас сразит наповал. Из-за обилия золота собор часто называют «Золотым храмом».

«Золотой алтарь» не имеет аналогов, его размеры 3,34 на 2,51 метра. Более 250 миниатюр выполнены в технике перегородчатой эмали. Алтарь состоит из нескольких частей, самая старая относится к X веку, самая молодая это 1343 год.

Всё верхнее пространство покрыто мозаичными полотнами, их общая площадь более 4000 м2. Начали набирать мозаику в 1071 году, работы растянулись 300 лет.

Первые мастера безымянны, а вот на завершающем этапе подключились самые именитые творцы Венецианской республики: Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто.

История возникновения колокольни Святого Марка

Примечательно, что колокольня Святого Марка была построена задолго до возникновения других сооружений на площади, а изначально на ее месте возвышалась сторожевая башня.

Фото: Ingus Kruklitis / Shutterstock.com

Сторожевая башня

Построенная в 9 веке в эпоху правления Пьетро Трибуно кампанила использовалась и в качестве сторожевой башни, и как маяк для кораблей, а также для оповещения горожан о важных событиях, происходящих в жизни Венеции. Для этих целей служили пять колоколов, каждый из которых имел собственное назначение.

В 15 веке колокольня была существенно разрушена сначала из-за молнии, а потом из-за землетрясения. После завершения восстановительных работ к 1513 году, в процессе которых на ее вершине была установлена позолоченная скульптура архангела Гавриила, колокольня Святого Марка приобрела современный вид.

Правда, размещенная в то время на вершине кампанилы статуя в 19 веке была заменена новой статуей, выполненной Дзандоменеги.

Лоджетта Сансовино

В 16 веке колокольня была дополнена лоджией, спроектированной Яколо Сансовино – так называемая «лоджетта Сансовино». В те времена лоджия служила местом размещения охраны Дворца Дожей.

Мишень для молний и очередное возрождение

Интересно, что на протяжении всей своей истории колокольня была прямо-таки мишенью для молний, пока в 18 веке на ней не был установлен молниеотвод.

В 1912 году колокольня пережила свое следующее возрождение: дело в том, что 14 июля 1902 года кампанила обрушилась из-за образовавшейся трещины. Несмотря на значительное разрушение сооружения, а также повреждение лоджии, уже через 9 лет строение было полностью восстановлено по приказу мэра Венеции.

Собор Сан Марко внутри

Интерьер собора поражает великолепием и роскошным убранством. Стены и потолки базилики покрывает удивительная позолоченная византийская мозаика с изображениями сюжетов из Священного Писания.

Под главным алтарем хранятся мощи святого Марка, главная святыня Венеции. А за алтарем красуется жемчужина храма – Пала д'Оро, или Золотой иконостас. Этот шедевр изготовлен искусными константинопольскими ювелирами и содержит 80 небольших икон, богато украшенных золотом и декоративными камнями. Только представьте, на создание такого шедевра ушло почти 500 лет!

Одну из капелл украшает чудотворная византийская икона ХI или XII века Мадонна Никопея. Эту святыню (как, кстати, и многие другие) доставили в собор Сан Марко после одного из крестовых походов.

Особого внимания заслуживает Сокровищница базилики, в которой хранятся христианские реликвии, мощи святых, а также византийские древности, ценные предметы церковной утвари, предметы обихода византийских императоров и знати. Всё это было привезено венецианцами с Востока, подарено византийскими императорами или римскими папами, или же добыто в результате крестовых походов.

Мозаика на фасаде собора Сан Марко

Сан-Марко — что посмотреть?

Современная площадь заполнена многочисленным потоком туристов. Поражает обилие голубей, восхищает виртуозная игра музыкантов из близлежащих кафе. Всё это происходит на фоне блеска и величия пьяцца Сан-Марко. Здесь можно увидеть уникальные архитектурные объекты, вызывающие восторг гостей Венеции.

Ярким примером византийского стиля является Собор святого Марка. Мраморный фасад святыни, облицованный многочисленными мозаиками и барельефами, увенчан пятью куполами с острыми башнями. Фасад представляет собой ряды массивных арок с колоннами. На большом балконе с балюстрадой установлены скульптуры четырёх лошадей. Внутренние помещения собора украшены золотой росписью, фресками и мозаикой. В главной апсиде высится знаменитый золотой алтарь, состоящий из 250 византийских эмалей, которые скреплены драгоценными камнями.

Одной из главных достопримечательностей Сан-Марко считается резиденция венецианского правительства прошедших веков — Дворец дожей. Стены фасада облицованы мраморным орнаментом и украшены скульптурами. Архитектурный шедевр покоится на колоннадах с арками. Второй ярус здания представлен открытой лоджией, состоящей из ажурной аркады. В верхней части фасад дворца украшен стрельчатыми окнами. Внутренние залы дворца предназначены для заседаний сенаторов, магистров и других привилегированных общин. Комнаты отделаны фресками, обрамлёнными золотыми рамами. Здесь можно увидеть роскошные полотна и скульптуры известных венецианских художников.

Особенным сооружением на площади Сан-Марко выделяется колокольня. Строение из красного кирпича служило сторожевой вышкой, а также маяком для кораблей, входивших в лагуну Венеции. Башня оснащена быстрым лифтом, который доставит туристов на смотровую площадку. Оттуда открывается великолепная панорама на весь город и лагуну. В звоннице установлены пять колоколов, каждый обладает своим предназначением. Колокольня увенчана готическим шпилем с флюгером в виде золотого ангела.

К подножию колокольни пристроен изящный павильон — Лоджетта, где ранее находилась охрана Дворца дожей. Мраморное здание украшено барельефами и тремя арками, обрамлёнными колоннами. Основание и крыша здания окаймлены балюстрадой.

Слева от Собора святого Марка возвышается часовая башня, построенная в стиле эпохи Возрождения. На крыше сооружения можно увидеть две трёхметровые фигуры. Скульптурная композиция представляет собой бородатого старика и молодого мужчину. Они бьют своими молотами в бронзовый колокол. Данная сцена символизирует прошлое и будущее. Ниже установлен герб Венеции — лев с открытой книгой. В центральной части башни расположен овальный выступ, на котором установлена фигура Богородицы с младенцем из меди.

Основной ценностью этой достопримечательности являются часы. Хронометр считается самым сложным астрономическим прибором в мире. Большой синий циферблат с глобусом посередине находится в рабочем состоянии уже более 500 лет. Часовой диск состоит из позолоченных зодиакальных фигур вместо цифр. Часы указывают фазы луны, прохождение солнца в знаках зодиака и смену времён года. Мастера, которые создали это чудо, были ослеплены, чтобы они больше не смогли повторить такой шедевр.

С одной стороны площадь окружена комплексом из трёх зданий — старые и новые Прокурации. Фасады строений украшены ажурными арками. В период существования Венецианской республики здесь размещалась резиденция и служебные помещения прокураторов, являющихся вторыми лицами после дожа. Они избирались один раз и на всю жизнь. Сегодня на первом этаже этого сооружения расположены знаменитые и старинные рестораны и музей.

Уникальное кафе Флориан работает беспрерывно с 1720 года. Внутренние помещения заведения отделаны зеркалами и роскошными позолоченными орнаментами. Посетители могут удобно разместиться за столиками, поставленными на площади. Здесь туристы наслаждаются изысканным вкусом кофе, приготовленным по особым рецептам местных бариста. Живая музыка оркестра создаёт превосходное настроение. Напротив кафе Флориан находится не менее популярный ресторан Квадри. В роскошном зале к дорогому вину подают изысканные блюда — белые трюфели, голубой лобстер и прочие деликатесы.

Внутреннее убранство

Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.

До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.

С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.

Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.

Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.

В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.

Золотой алтарь этого собора (Пала д'Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.

Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.

Вплоть до середины XX века Пала д'Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.

Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.

Сокровищница

В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.

Сокровищница делится на несколько отделов:

  • отдел Средневековья и Античности,
  • отдел византийского искусства,
  • отдел исламского искусства,
  • отдел западного искусства.

Музей собора

С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.

В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.

Библиотека

До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.

Кампанила

Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.

Краткое описание

В историческом центре Венеции, на площади Сан-Марко, крылатый лев, вознесённый на колонну, неусыпно охраняет Собор святого Марка и Дворец дожей.

Вид на собор святого Марка и кампанилу собора святого Марка с площади святого Марка

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка — небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка, похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения.

По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

Собор святого Марка с часовой башни Святого Марка

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков.

Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

Собора святого Марка с кампанилы собора святого Марка

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами. Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Архитектура и оформление базилики Сан Марко

В облике собора преобладает византийский стиль, что несвойственно для храмов Италии. В меньшей степени здесь встречаются элементы готики, романской и восточной архитектуры, образуя причудливое смешение стилей.

В нижней части фасада базилики находится 5 арочных пролетов, украшенных яркими мозаиками, пространство между арками украшено византийскими барельефами. А с западной стороны Сан Марко украшает знаменитая квадрига – бронзовые фигуры четырех коней. Этот трофей попал в Венецию в 1204 году, после Крестового похода на Константинополь. Оригинал скульптуры был позолоченным, выполненным греческим мастером Лисиппом. Сегодня он бережно хранится в музее базилики, а здание украшает бронзовая копия.

Архитектура и интерьер

Мировые исследовали истории и архитектуры сходятся во мнении, что венецианский собор уникален в своем роде, так как полностью не принадлежит ни одному из ныне известных архитектурных стилей. Виной тому – затяжное строительство, в ходе которого классическая греческая базилика превратилась в великолепие, украшенное восточным мрамором, итальянскими скульптурами и романскими барельефами. Но что самое удивительное – совершенно несовместимые в стилистическом понимании вещи, смотрятся гармонично и величественно. Построен собор по схожему с церковью Святых Апостолов в Константинополе проекту, но не повторяет его полностью. Фасады здания облицованы мрамором, мозаиками и скульптурами.

Центральный купол базилики возвышается на 63 метра, а изнутри, подобно сводам и верхнему уровню стен, инкрустирован мозаикой. Для изготовления большинства фрагментов использовалось стекло с острова Мурано – главная гордость венецианских ремесленников. Сюжеты мозаик затрагивают Новый и Ветхий Заветы, а также житие апостолов Марка, Исидора и Иоанна Крестителя. Прославленные историки и специалисты культуроведения признают храм архитектурной книгой – ни в одном другом месте фабулы Библии не изображены столь скрупулёзно, полно и внушительно. Каждый купол охватывает отдельно взятую сюжетную линию. Так, например, Купол сотворения мира содержит сцены из книги Бытия, а Купола Иосифа, коих насчитывает три – жизнеописания Иосифа Прекрасного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: