Базилика сан-зено, верона — basilica of san zeno, verona

История

Окрестности Ассизи были заселены в эпоху неолита. В доримский период (8 — 6 века до н.э.) здесь жили племена умбров и этрусков. В 3 веке до н.э. эти земли подчинила Римская империя. Во 2 веке до н.э. здесь был основан город Асизиум, который превратился в важнейший экономический и социальный центр Умбрии. 

Улочки Ассизи

После распада Римской империи Ассизи был разграблен готами и ненадолго завоёван Византией. В 6 веке город был присоединен к герцогству Сполето, в составе которого оставался до 12 века. После периода войн в 1174 году Ассизи был завоёван Фридрихом Барбароссой.

На протяжении следующих столетий Ассизи несколько раз переходил из рук в руки различных дворянских родов, пока в 16 веке не был подчинен римскими папами. В 1860 году горожане приняли решение добровольно присоединиться к зарождающемуся итальянскому государству. 

Приорат Серрабоны(Франция)

Название монастыря происходит от каталонского „serra bona“, что означает «хорошая гора». Точная дата основания монастыря неизвестна. Предположительно это произошло в X или XI веке. Самое раннее документальное свидетельство восходит к 1069 году, где монастырь упомянут как приход Девы Марии. В 1082 году на деньги местных лордов и графства Конфлае он был восстановлен как монастырь августинцев. Семьдесят лет спустя, 25 октября 1151 года, епископ Артал II совершил второе освящение монастыря, после чего он превратился в приорат и стал носить название «Санта Мария Серрабона». До XIV века монастырь процветал, его влияние увеличивалось. В 1592 году орден августинцев был отлучен от исп

анской короны. Через год монастырь был передан в собственность епархии Сольсона в Каталонии. С этого момента монастырь стал медленно приходить в упадок. Епархия сохраняла за собой монастырь до конца XIX века, хотя и была попытка продать его в 1830 году.С начала XIX века по середину XX здание монастыря было заброшено и постепенно разрушалось. В начале 1819 года обрушилась небольшая часть нефа. 15 мая того же года, король Франции Людовик XVIII издал указ о присоединении монастыря к близлежащему городку Буль-д'Амон. В 1834 году монастырь посетил французский писатель Проспер Мериме, который смог добиться присвоения монастырю статуса культурного наследия и его рестоврации.

Это интересно: Храм солнца в Крыму

Романский стиль в искусстве Испании

Изображение Христа из церкви
Святого Климента в Тауле.
Около 1123 года.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в.) и городских укреплений. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, но, в отличие от мавров, строивших стены из кирпича, испанцы возводили их исключительно из камня. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (начало строительства 1090). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях. Восточная область страны — Каталония — оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (1066—1085/90). Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/78—1088, 1100—28) в Галисии. Перестройки XVII—XVIII вв. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII — начало XIII вв.).

Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его склонностью к линейным контурам и напряженным, подчас диссонирующим красочным сочетаниям. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Большая часть сохранившихся монументальных росписей — ныне почти все они перенесены в музеи — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.1123—50). Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).

Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания — на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых по преимуществу были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 — ок. 1100). Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей Христовых. В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам на пути в Эммаус. Рассказ об этом доверителен, рост и лаконичен, чудо мыслится скульптору как нечто вполне осязаемое: у Христа на суме раковина — знак паломника к гробнице св. Иакова. Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (1168—1188) в соборе Сантьяго де Компостела.

Церкви

  • Богоматери в Гради. Очень красивое строение, расположено на одноименной площади, на улице, где крутой подъем.
  • Святого архангела Михаила, расположена одноименной площади.
  • Святого Августина. Занимает территорию одноименной площади Sant'Agostino). Ее стали закладывать еще в тринадцатом веке, затем проводили реконструкцию два века спустя.
  • Святого Доминика. Ее можно увидеть на площади с таким же именем, для этого нужно пройти метров двести от Кафедрального собора в северном направлении.
  • Богоматери Милости. Она находится за территорией исторического центра.
  • Святейшего Благовещения. Ее можно найти, если прогуляться по улице via Giuseppe Garibaldi.
  • Приходская церковь Богоматери. Считается у горожан самым изящным строением.
  • Монастырь святых Флоры и Лукиллы.
  • Мария Магдалина. Желающие могут здесь же посетить Музей собора. В нем имеется достаточное количество различных артефактов. Большой интерес у посетителей вызывает, например, вазу «Кратер Эфрония». На ней очень живописно изображены подвиги мифического героя Геракла.

Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре

Внешне базилика не очень примечательна: сдержанный романский стиль в позолочено-розовых цветах с большим окном в центральной части. Но отдельного внимания заслуживает центральный вход с готическими украшениями и внутреннее убранство церкви. Именно здесь находится знаменитый триптих Андреа Мантеньи.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Фасад

Базилика Сан-Дзено-Маджоре состоит из трех нефов. Для ее строительства использовался золотистый туф из Вероны. В серединной части базилики выполнены мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда. Их автором является скульптор Бриолото.

Центральный портал

Над входом можно увидеть готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо. Он же работал над центральном входом в кафедральный собор Вероны.

У основания колонн входа находятся скульптуры львов, разрывающих добычу. На портике выполнены фигуры Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и символы 12 месяцев года. А люнет портала украшен изображением святого Зенона, которого окружают воины.

Фото: vvoe / Shutterstock.com

С боковых сторон портала находятся 16 барельефов, повествующих о сюжетах из Ветхого и Нового Заветов.

Над входом, в центральной части фасада, располагается круглое окно в форме розы. Его создал тот же Бриолото. Поскольку по окружности окна изображены фигуры 6 жонглирующих персонажей, которые то возносятся вверх судьбой, то падают вниз, это окно называется «Колесо фортуны».

На ворота базилики нанесены 48 панно 12-13 веков, принадлежащие немецким мастерам. Они изображают 4 чуда святого Зенона и сцены из Библии.

Внутреннее убранство

Внутри базилики выделяются две массивные колонны, которые поддерживают свод церкви. Главный неф опирается на две полукруглые арки. В крипту ведут две широкие лестницы.

Фото: Steve Heap / Shutterstock.com

В базилике сохранилась купель 12 века, которая была выполнена из цельного веронского мрамора. Также художественную ценность представляют две чаши и резной алтарь с колоннами, в основании которых находятся фигуры льва, быка и змеи, символизирующие евангелистов.

Справа располагается алтарь Скорбящей Мадонны в стиле барокко

Также обращает на себя внимание широкая порфировая чаша из римских терм

И самое главное – в базилике хранится хрустальная рака с мощами святого Зенона, которые были найдены в ранее находившейся на этом месте церкви.

Фрески

Большое количество фресок 13-14 веков украшают стены базилики. Это изображения Белой Мадонны, Святого Христофора, Распятия Христова, Крещения, Святых Георгия и Стефана. Там же находится известная фреска «Мадонна на престоле со святыми», выполненная Альтикьеро в 1397 году, и триптих «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи.

На балюстраде выделяется статуя Христа в окружении 12 апостолов. Статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Клуатр был пристроен к базилике в 12 веке. На всем протяжении галереи располагаются двойные колонны, соединенные арками. В одном из павильонов находится статуя Иоанна Павла II. Среди средневековых надгробий, хранящихся в клуатре, особое место занимает надгробие семейства Скалигеров 1313 года. В лапидарии рядом с клуатром хранится собрание надписей античных времен.

История

Статуя Святого Зинона в Сан-Дзено Маджоре

Когда Святой Зинон умер в 380 г., то согласно легенде, над его могилой вдоль старой улицы Via Gallica, по указанию короля Остготов — Теодориха Великого, была построена первая небольшая церковь.

В IX веке она была разрушена и по указанию короля Пипина при участии епископа Ратольдо было построено новое здание куда в 807 году поместили останки святого Зинона.

Но и оно было разрушено в начале X века во время венгерского нашествия и мощи святого Зинона временно перенесли в Кафедральный собор Вероны, но в 921 году их вернули в сохранившуюся крипту церкви.

Основание колонны портика

В 967 г., при финансовой поддержке императора Священной Римской империи — Оттона Великого, епископом Рэтериусом было построено новое романское здание.

3 января 1117 г. церковь была повреждена землетрясением и после восстановительных работ в 1138 г. стала больше. Окончательные работы завершились в 1398 г., после реконструкции свода главного нефа и апсиды в готическом стиле.

Как добраться до Базилики Сан-Дзено-Маджоре

Базилика Сан-Дзено-Маджоре расположена у площади Piazza San Zeno, что на левом берегу реки Адидже. Это достаточно оживленный район с хорошей транспортной развязкой, здесь находится несколько известных отелей и ресторанов.

Точный адрес: Piazza San Zeno, 2, 37123 Верона, Италия

Как добраться от вокзала Вероны:

  • Вариант 1

    Пешком:1,6 километра через Circonvallazione Oriani и Circonvallazione Maroncelli. Время в пути составит около 20 минут.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутом №91 до остановки P.za Corrubbio 6.

    Пешком:200 метров. Следуйте на юго-запад по Vicolo dietro Caserma Chiodo в сторону Piazza Corrubbio. Поверните направо на Via S. Procolo. Пункт назначения будет справа.

Что привезти в качестве сувенира

Наверху списка сувениров из Тосканы конечно стоит вино. Весь регион производит отличные вина, как красные, так и белые. Многие из них редко поставляются за рубеж. Крупные и мелкие производители работают очень активно, чтобы дать жизнь некоторым из лучших вин в мире. Бутылка или две — идеальный сувенир для друзей и родственников. Цена в среднем составляет 11 евро.

Чаще всего туристы приобретают ювелирные украшения, изготовленные местными мастерами из белого золота, серебра и мельхиора. Магазины предлагают бюджетные варианты изделий современных мастеров за 50 евро. Серебряные украшения можно приобрести за 25 евро.

Керамика в Тоскане имеет давние традиции. Эти сувениры достаточно деликатные, но поднос, чайный или кофейный набор прослужат целую жизнь, будет напоминать о прекрасных моментах, проведенных в Италии.

Множественные лавочки мастеров располагаются среди достопримечательностей Ареццо. Ценовая политика весьма разнообразна, можно выбрать на любой кошелек и вкус.

Оформление статьи: Владимир Великий

Романский стиль в искусстве Франции

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.).

Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.).

На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.).

Тимпан церквы Сен- Мадлен в Везле. XII в.

Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30).

Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

Донжон.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв.). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. статью.)

Церковь Сан Франческо.

Экскурсию по Ареццо стоит начать на площади Пьяцца Сан Франческо, главной достопримечательностью которой является готическая церковь Сан Франческо (Chiesa di San Francesco). Церковь была создана в XIII веке и перестроена в XIV в формах умбротосканской готики. В огромном пустынном готическом интерьере выделяются остатки настенных фресок, выполненных в XIV и XV веках. На хорах сохранился один из шедевров итальянского Ренессанса: цикл фресок по мотивам «Легенды Святого Креста», выполненный Пьеро делла Франческа в XV веке. Над хорами простирается распятие с изображением Сан Франческо, работы Мастера Сан Франческо (ХIII век). Заслуживают внимания также капелла Гуаскони с фресками Спинелло Аретино (ок. 1400 г.) и капелла Тарлати. Здесь же находится Благовещение, которое приписывают как Лука Синьорелли, так и Бартоломео делла Гатта.

Неф и главный алтарь

Алтарь Сан-Дзено Маджоре

План церкви повторяет схему античной базилики, здания суда. Главный алтарь размещен в приподнятом санктуарии, где стояло кресло судьи. В нефе можно полюбоваться прекрасным образцом килевидного потолка, напоминающего внутреннюю сторону перевернутой лодки. Потолок создан в 1386 г. при перестройке апсиды.

В склепе базилики в хрустальной раке находятся останки святого Зинона в серебрянной маске, найденные в заброшенной церкви в 1838 году. Над ракой устроен алтарь. Остальное пространство разделено на девять участков многочисленными колоннами, которые венчают капители различных эпох.

Святой Зинон в склепе Сан-Дзено Маджоре

Романский стиль в искусстве Германии

Адам и Ева. Рельеф церкви Санкт-Михаель в Хильдесхайме.

В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).

На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).

Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок. 1230). На грани светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников — фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. статью.)

В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.

Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Другим центром искусства миниатюры был Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Это сборник писем папы Григория Великого. Сама книга не сохранилась, но до нашего времени дошли две миниатюры.

Клуатр

К базилике пристроен клуатр XII века. Его галереи обрамлены
многочисленными двойными колонками с арками. На северной стороне
расположен небольшой павильон (эдикула). В клуатре выставлено
несколько средневековых надгробий, одно из которых 1313 года
принадлежит представителю рода Скалигеров и сохранило ряд
средневековых росписей. К клуатру примыкает лапидарий — собрание
античных надписей.


Lucas R @ Foursquare


Rebecca Abdu @ Foursquare

Michele Pasculli @ Foursquare


Natasha Druzhinina @ Foursquare


Rebecca Abdu @ Foursquare


Rebecca Abdu @ Foursquare


Christoph @ Foursquare


Verona, Veneto, Italy — rick ligthelm @ Flickr


San Zeno — Pedro Nuno Caetano @ Flickr

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: