Королевский дворец с садом в центре неаполя

Жемчужины зодчества

Неаполь не похож на типичный романский город. Таким разнообразием архитектурных стилей не может похвастаться ни один другой итальянский полис, кроме блистательной столицы страны. Бесподобные творения античных и средневековых зодчих входят в число главных достопримечательностей Неаполя.

Элегантная галерея Умберто I должна была стать элитным торговым центром для городской аристократии конца XIX века. Поэтому отделка фасадов и внутренних помещений выполнена с вызывающей роскошью. Особняк сильно пострадал от бомбардировок в годы II мировой войны. Понадобилась тщательная реставрация, чтобы вернуть ему первоначальный облик. Сегодня, как и столетие назад, под сводами галереи размещаются самые дорогие бутики и модные салоны.

Архитектурный ансамбль Санта-Кьяра начал формироваться еще в XIV веке. Тогда здесь был основан монастырь и возведена церковь Святой Клары. В храме отпевали королей из династии Анжу, прах которых хранят гробницы родовой усыпальницы. Комплекс впечатляет гармоничностью сочетания элементов пышного барокко и каноничной готики.

Контекст

В Неаполе всё огромное и всего много: людей, построек, церквей, еды, движения, рванины и лепнины. Если ворота в дом, то в два этажа, если королевский дворец, то размером с три королевских дворца, если помойка, то на всю улицу — на вулканической почве крупнее в несколько раз не только овощи!

Город, считавший своими конкурентами Париж и Лондон, отстраивали с подобающим размахом: грандиозно, масштабно, величественно. Но в XIX веке Неаполь пережил экономический коллапс и выбыл из соревнования; его наводнили нищие толпы, дворцы обветшали, и больше ста лет здесь царило запустение и упадок. Сейчас все в предвкушении нового расцвета — не пропустите!

Фотографии взяты из инстаграма автора @artemchapaev

Неаполь — один из последних крупных городов Запада, не знакомый с проявлениями урбанизма. В этом его слабость и сила: туристам, привыкшим к «удобствам», может быть некомфортно, зато любители аутентичного здесь обретают потерянный рай. Никакой джентрификации — молодежь стоит в очередях у заведений с гордой припиской «Открыты с 1950 года» и готовит жареную пиццу по рецепту покойной тетушки Зии, а не ваш смузи.

Архитектура

Королевский дворец имеет богатое историческое прошлое, отразившееся на его архитектуре. Несколько раз дворец перестраивался, но его изначальный вид 17 века во многом сохранился.

Если снаружи здание хоть и удивляет своими большими размерами, но выглядит не так примечательно, как внутри. Интерьер дворца и шикарные залы – великолепные образцы искусства.

Фасад

Длина фасада дворца составляет 169 метров. В его основании располагается два яруса окон, а в центре установлены гербы королей.

Фото: Elena Apanasenko / Shutterstock.com

Несмотря на неоднократные реконструкции и реставрационные работы, изначальные классические формы здания сохранились до настоящего времени.

В 17 веке к дворцу был пристроен портик, который закрыл несколько проходов с целью придания зданию более гармоничного вида. В результате этих преобразований появилась галерея из ниш, в которых в 1888 году по приказу короля Умберто I были размещены статуи правителей Неаполя.

Со стороны садовых ворот в 19 веке были установили конные статуи с Аничкова моста в Санкт-Петербурге скульптора Петра Клодта (Peter Clodt), подаренные императором Николаем I Фердинанду II.

Если войти во дворец с главного входа, то можно увидеть Двор славы. Его архитектура практически не изменилась со времен 17 века. С левой стороны находятся сады, с правой стороны – терраса и каретный двор.

Фото: Zaqqaz / Shutterstock.com

Спереди располагается фонтан, созданный в 19 веке, на котором возвышается статуя Фортуны.

Далее открывается вид на величественную широкую лестницу, возведенную здесь в 1651 году архитектором Франческо Антонио Пикьятти. Эта лестница ведет в апартаменты. Ее украшают причудливые барельефы, военные трофеи и перила из ажурного мрамора.

Внутри

Внутреннее убранство отличается роскошью и богатством декоративных элементов. Каждый зал представляет настоящее произведение искусства.

Фото: beast01 / Shutterstock.com

Особенно выделяются:

  • Центральный зал (Sala centrale),
  • Зал Геркулеса (La Sala Di Ercole),
  • Тронный зал (La sala del trono),
  • Дворцовая капелла (Cappella),
  • Придворный театр.

Все эти залы составляют Музей исторических апартаментов Королевского дворца.

Отдельный интерес представляет Национальная библиотека, где собрано большое количество древних текстов, выполненных еще на папирусных свитках. Эти свитки были найдены в городе Геркулануме (Ercolano), который был разрушен при извержении Везувия (Vesuvio).

Также в королевском дворце можно увидеть уникальную коллекцию живописи, в том числе работы:

  • Гверчино (Guercino),
  • Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio),
  • Андреа Ваккаро (Andrea Vaccaro),
  • Спаньолетто (Lo Spagnoletto),
  • Маттия Прети (Mattia Preti),
  • Луки Джордано (Luca Giordano),
  • Массимо Станционе (Massimo Stanzione) и других.

Зал Геркулеса

Первоначально он назывался Sala dei Viceroy, поскольку в нем до середины XVII века хранились портреты всех вице-королей Неаполя, написанные художниками Массимо Станционе и Паоло де Маттеис. В XIX веке помещение было преобразовано в бальный зал, а несколько позже, украшенный гипсовыми копиями древних скульптур из коллекции Алессандро Фарнезе, получил свое окончательное название благодаря находившейся здесь копии ценной эллинистической скульптуры Фарнезского Геркулеса (III в.н.э.), оригинал которой сегодня хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Зал Геркулеса в Королевском дворце Неаполя Mentnafunangann / Wikimedia Commons

В конце XIX века стены зала украсили гобеленами, произведенными на Королевской фабрике Неаполя с 1783 по 1789 гг., на тему «Истории Амура и Психеи», по эскизам неаполитанских художников Алессандро и Феделе Фишетти.

Тематические экскурсии:

Неаполь и Геркуланум: день в прошлом

Представить жизнь древних римлян, узнать об извержении Везувия и изучить исторический центр города

€150 за человека

Подробнее >>

Разнообразить римские каникулы колоритными неаполитанскими приключениями

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Описание экспозиции

Городской археологический музей имеет на сохранении одну из самых ценных и больших египетских и римских коллекций на территории всей Европы. За последнее время дворец Гальвани стал местом проведения престижных и крупных художественных выставок. Первоначально в экспозиции музея фигурировала коллекция болонского живописца Пеладжио Паладжи (Pelagio Palagi).

Доисторическая эпоха

Одной из первых экспозиций музея являются залы, посвящённые доисторической эпохе. Здесь путешественники смогут подробно изучить находки времён Палеолита, такие как наконечники, скребки или иные предметы и оружие из камня или фтанита. Подобные экспонаты являются только вершиной айсберга – в последующих комнатах можно обнаружить находки, датированные бронзовым веком, например, керамическая посуда и оружие, отлитое из металла. Люди, знакомые с историей, наверняка проведут в этой части музея не один час.

Греческая эпоха

Залы археологического музея, посвящённые греческой эпохе, представят посетителям огромное разнообразие античной кармической посуды, уникальных ювелирных изделий, которые наглядно продемонстрируют уровень развития некоторых ремёсел в те далёкие годы.

Множество находок здесь выполнены из мрамора, они являются продуктом вторичной обработки греческих предметов римскими мастерами. Например, здесь можно обнаружить голову Афины Лемния, которая была создана под вдохновением от бронзовой статуи автора Фидия в V веке до н.э. и воспроизведена в эпоху Октавиана Августа.

Этрусское искусство

Если углубиться в музей ещё больше, то легко наткнуться на неподражаемую экспозицию, посвящённую находкам эпохи этрусков. Здесь можно обнаружить реконструкцию города Фельсина (Felsina), на развалинах которого возникла Болонья.

Среди множества экспонатов стоит обратить внимание на утварь, использовавшуюся при погребении, повседневные приборы, инструменты из бронзы, а также керамическую посуду. Все эти находки сделали огромный вклад в изучение и воссоздание привычек и обычаев древней цивилизации, находившейся здесь с VIII века до нашей эры

Впечатляющими являются находки, которые были обнаружены на территории парка «Сады Маргариты» (Giardini Margherita), – предметы роскоши, сосуды для хранения вина и посуда с изображениями социальных, религиозных и военных сцен, которые подробно описывают быт древней цивилизации.

Советую почитать про Национальный этрусский музей в Риме

Римская эпоха

Римская эпоха ежегодно привлекает огромное количество посетителей со всего мира, потому что данная экспозиция является одной из самых интересных в музее. В комнатах можно найти стеклянную посуду, фигурки, отлитые из бронзы, а также предметы обихода – ключи, иголки, ложки и вилки.

Особенно ценными признаны раннехристианские изделия из слоновой кости и статуи из мрамора. Среди них стоит отметить рельефы, а также изображения общественной и частной жизни.

Коллекция надгробных камней

Подобная коллекция является специальным разделом, полностью посвящённым надгробным камням римского происхождения, которые датируются I и II веком до нашей эры. Все экспонаты были найдены в окрестностях города.

Многих туристов особенно впечатляет скульптура императора Нерона (Nero) в доспехах, которую обнаружили в эпоху Ренессанса на месте, где в древние времена располагался римский театр – Пьяцца-де-Челестини (Piazza de' Celestini).

Египетская секция

Египетская секция включает в себя экспонаты, которые составляют одну из самых значительных коллекций в Европе. Общее число предметов – около 3500, среди них можно найти стелы, саркофаги, небольшие фигурки, которые позволят посетителям буквально прожить три тысячи лет древней истории.

Маршрут, по которому предлагается пройти туристам, следует определённому хронологическому порядку – всё начинается с древних времён и заканчивается птолемеевой эпохой.

Советую почитать про египетский музей в Турине

Основные моменты история дворца

С тех пор Palazzo Reale сменил несколько хозяев – испанских вице-королей, австрийских правителей, представителей династии Бурбонов, савойских монархов. Первое лицо Испании во дворце всё же побывало, но им стал Карл III в 1734 г. Заметную лепту в дальнейшее благоустройство внесла неаполитанская королевская чета – маршал Мюрат и сестра Наполеона Каролина, правившие городом в 1808–15 гг. В этот период сюда были перенесены некоторые детали внутреннего убранства парижского дворца Тюильри.

Пожар 1837 г. нанёс существенный ущерб дворцу. Последовавшая за ним масштабная реставрация и расширение под руководством Гаэтано Дженовезе придала ему нынешний неоклассический вид. У дворца появилось новое крыло и обращённый к морю фасад с башенкой-бельведером. В этот же период во дворе был построен фонтан со статуей Фортуны. В конце XIX в., по повелению савойского короля Умберто I, в нишах главного восточного фасада появились 8 массивных статуй неаполитанских правителей, значительно украсивших его.

Существенный урон зданию нанесли бомбардировки последней мировой войны. К счастью, реставрация вернула ему прежний вид.

Замок Кастель-Нуово

«Новый замок» не такой уж и новый — его начали строить в 1279 году. Карл Анжуйский, перенесший в Неаполь столицу королевства, жить в Кастель-дель-Ово не пожелал и за три года построил себе новую резиденцию. Пожить ему в ней не довелось, а вот наследники, от обширного королевства сохранившие во владении только Неаполь, замок обживали. В те бурные времена такие жильцы ничего хорошего стенам замков не обещали. Кастель-Нуово осаждали, штурмовали и громили самые разные армии, вплоть до венгерской. Соответственно, ремонтам и перестройкам не было конца, поэтому выглядит замок довольно своеобразно. К примеру, прекрасная беломраморная триумфальная арка так зажата между двумя мрачными серыми башнями, что, кажется, сейчас рухнет.

Сейчас в Кастель-Нуово размещаются Артиллерийский музей и две небольшие капеллы. Очень внушительный вид замок имеет со стороны моря: высокие стены вздымаются к небу практически из морских вод.

Практическая информация: где находится, часы работы, стоимость билетов

Адрес музея: пьяцца Музео, 19

Ближайшее метро – Museo линии 1. Чуть подальше находится станция Cavour линии 2.

Музей открыт с 9 до 19.30. Выходной – вторник.

Музей не работает 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Когда на вторник приходится праздник, выходной день переносится на среду.

Стоимость билетов: 12 евро. До 18 лет – бесплатно. Вечерние входные билеты – 2 евро. Свободный вход в 1-е воскресенье каждого месяца.

В кассе музея можно купить дисконтную карту Campania>artecard и посетить музей уже по этой карте.

Очередей в кассу я там не наблюдала (была в конце мая и в феврале). В феврале было много групп школьников, у которых в музее проходят уроки.

Урок в Египетском зале

Театр Сан Карло

Близлежащий театр Сан Карло также входит в исторический комплекс Королевского дворца Неаполя. Построенный по проекту архитектора Джованни Антонио Медрано, театр был открыт 4 ноября в 1731 года, в день именин короля Карла I Бурбонского.

Театр Сан Карло public domain/ Wikimedia Commons

Пять ярусов балконных лоджий, богато украшенных позолоченной лепниной, поднимаются к потолочному своду с великолепной фреской Джузеппе Каммарано, изображающей Аполлона, который представляет богу Меркурию величайших греческих и латинских поэтов. Особую ценность представляет гала-занавес театра, изготовленный в 1854 году по эскизам художника Джузеппе Манчинелли, представляющими Гомера между поэтами и музыкантами в окружении муз.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Найти и сравнить!

Дата последнего обновления: 21.02.2021
Автор статьи: Италия для италоманов unitalia.ru

Дуомо Неаполя (собор Святого Януария)

По виа Сеттембрини идем до дворца Доннареджина – сейчас во дворце размещен Музей современного искусства MADRE.

За музеем сворачиваем налево и проходим мимо церкви Санта-Мария Доннареджина. В ней сейчас находится музей Диочезано, т.е. епархиальный. В неаполитанском Диочезано я побывать не успела, но, как показывает опыт, епархиальные музеи богаты всякими интересными вещами и художественными произведениями – церкви имели средства нанимать самых именитых художников. (Будете в Венеции – сходите в местный музей Диочезано – стоящий!)

И вот мы выходим к Дуомо. Готический фасад из светлого камня устремлен ввысь. К сожалению, перед собором нет подобающего ему пространства, которое позволяло бы собору предстать во всей красе.

Построен Дуомо был при анжуйской династии в 1323 году на месте двух раннехристианских церквей: Санта Стефании и Санта-Реститута. Вторая церковь вошла в Дуомо как отдельная капелла. От Санта-Стефании – увы  — остался лишь фрагмент полов с мозаикой.

Внутри собор как бы стиснут с боков – выдавлен вверх.

С правой стороны пристроена капелла Святого Януария (Сан-Дженнаро), которая подавляет количеством серебряных статуй и барельефов. Именно здесь три раза в год происходит главное религиозное событие Неаполя – разжижение крови Святого Януария.

Напротив капеллы Сан-Дженнаро расположилась капелла Святой Реституты, которая, как я уже упоминала, прежде была самостоятельной церковью, а впоследствии в урезанном виде влилась в Дуомо. Из капеллы можно пройти в сохранившийся баптистерий Сан-Джованни IV века.

Парадные залы

Далее начинаются помпезные и богато украшенные парадные залы: Алебардщиков, Личной охраны, Александра, Марса, Астреи. Эти залы служат преддверием к Тронному залу.

Зал Алебардщиков

Зал Личной охраны

После этих полутемных залов, оформленных в спокойной цветовой гамме, зал Александра поражает яркостью фрески, занимающей весь потолок. На фреске изображено бракосочетание Александра Македонского с Роксаной.

Зал Александра (называемый также Мраморным) во время французской оккупации использовался как тронный. В качестве тронов Мюрат и его жена Каролина (сестра Наполеона) использовали кресла, привезенные из дворца Тюильри в Париже.

Зал Александра служит границей между старой частью дворца, построенной в 18 веке в стиле барокко (они находятся слева) и новой, построенной в 19 веке в стиле ампир. Мы направляемся направо, по направлению к Тронному залу, и попадаем в зал Марса.

Зал Марса кажется залитым светом. Вдоль его длинной стороны находятся двери-окна, выходящие на юг.

Помещение использовалось как зал ожидания для титулованных особ и высших военных чинов.

Стены зала украшены барельефами на военную тему, а потолочная фреска изображает смерть Гектора и триумф Ахиллеса.

Зеленый мрамор зала Марса сменяется розовым мрамором Зала Астреи, последнего перед Тронным залом.

Зал Астреи тоже служил залом ожидания — для еще более почетных гостей: послов, государственных секретарей и других высших чинов.

Пол сделан с использованием каррарского мрамора. Потолок украшен фреской «Торжество Правосудия» французского художника Жака Бергера. Считается, что Астрея, богиня Правосудия, была написана с Каролины Бонапарте, жены Мюрата.

И наконец — Тронный зал. Золото на белом фоне. Когда солнце светит в окна, зал, кажется, полыхает (но всё же он не так впечатляет, как Золотой зал в стокгольмской ратуше)

Протяженность Тронного зала — 40 метров. На солнечную сторону выходят 6 высоких дверей-окон.

Отделка зала была закончена в 1845.

На потолочной фреске изображена закладка первого камня дворца в Казерте. Это знаменательное событие произошло 20 января 1752 года.

Узор на полу вдоль стены

В центре зала стоит чаша из агата — подарок папы Пия IX-го королю Фердинанду II-му. В 1848-49 годах, во время революции в Папской области и провозглашения Римской республики, Пий IX был вынужден бежать из Рима и получил приют в Неаполитанском королевстве, в городе Гаэта. В Казерте папа тоже был желанным гостем, во дворце сохранилась его комната и часовня.

Трон на фоне гигантского зала кажется несерьезным. Над троном — изображение Славы

За Тронным залом следует Зал заседаний.

Геркуланум и Помпеи

Названия этих городков известны любому школьнику, изучавшему античную историю. Помпеи и Геркуланум были вполне процветающими римскими полисами. На их улицах кипела жизнь. Окрестные поместья приносили богатый урожай, горожане занимались ремеслами, виноделием, торговали с соседними поселениями. Свободное время патриции проводили в термах и амфитеатрах. Конец благоденствию положил Везувий.

Летом 79 г. произошло ужасное извержение вулкана. Из его кратера стали изливаться потоки лавы, уничтожающей все на своем пути. Воздух раскалился, наполнился удушающими газами. За считаные часы все горожане погибли. Везувий же «заботливо» накрыл улицы полисов многометровым слоем вулканического пепла.

Естественная консервация уберегла от разрушения дворцы, роскошные виллы. Поэтому туристы, посещающие Неаполь, Помпеи осматривают обязательно. Здесь легко проникнуться духом древнего романского полиса. Раскопки Помпей ведутся с конца XVII века. Благодаря стараниям археологов, путешественники могут любоваться амфитеатром, форумом, храмами, особняками аристократии, домами простых граждан.

Джезу Нуово

За монастырской стеной монастыря Санта-Кьяра раскинулась просторная пьяцца дель Джезу Нуово с обелиском Непорочного зачатия (Гулья-дель-Иммаколата) в центре.

Одно из зданий на площади явно перетягивает на себя все внимание – взгляд невольно «залипает» на темно-сером фасаде необычной формы, покрытом выступающими пирамидками. Есть в нем что-то мавританское

Такое здание органично бы смотрелось в Гранаде.

Этот роскошный дворец был построен в 1470 году князем Роберто Сансеверо, но впоследствии один из его потомков посмел протестовать против инквизиции в Неаполе (а в это время Неаполитанским королевством правили испанские вице-короли) и был изгнан из Неаполя, а его дворец отошел казне и впоследствии был продан Ордену Иезуитов. У иезуитов уже был храм в Неаполе, поэтому новоприобретенную церковь назвали Новой — Джезу Нуово.

Иезуиты развернулись в полную силу и в краткие сроки, с 1584 по 1601 год, переоборудовали пространство и насытили его до предела невозможной роскошью.

Есть в Джезу Нуово  относительно скромное помещение – зал памяти неаполитанского врача, подвижника и бессеребренника Джузеппе Москати. Жизнь он прожил недолгую, всего 47 лет (1880-1927), а в 1987 году был причислен к лику святых. Зафиксированы многочисленные случаи исцеления после посещения его захоронения (он похоронен здесь же, в Джезу Нуово). Руки его бронзового памятника ярко блестят от прикосновения людских рук, а стены мемориального зала увешаны листочками с благодарностями за исцеления.

На пьяцца Джезу Нуово мы заканчиваем нашу прогулку. Мы прошлись по историческому центру Декуманы, посмотрели многочисленные, такие разные дворцы и церкви Неаполя. Сколь бы отталкивающим и запущенным с первого взгляда ни выглядела эта (самая важная!) часть города, все же плотность прекрасного и необыкновенного здесь невероятно высока. Думаю, вы с этим согласитесь. 

Исторический центр Неаполя внесен в список ЮНЕСКО в 1995 году.

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: