Галерея и вилла боргезе — сведения, картины и скульптуры

Где находится, как добраться

Адрес виллы Боргезе: Piazzale Scipione Borghese, 5, 00197 Roma

Если добираться до музея на такси, достаточно назвать таксисту место – «Galleria e Museo Borghese».

На метро – вам нужна ветка А, в направлении Виа Венето (Via Veneto), остановка «Via Veneto» или «Villa Borghese», а далее следовать по указателям (подробную карту метро Рима ищите здесь).

Из общественного транспорта до виллы следуют автобусы № 5, 19, 52, 63, 86, 92, 116, 204, 217, 260, 491, 495, 630, 910. Можно добраться и на трамвае – маршруты 3 и 19 доставят практически до самой виллы.

Советы туристам:

  • В музее действует официальный запрет на фото- и видеосъемку. Охрана пристально наблюдает за каждым посетителем, а нарушители сего правила отделываются штрафом.

Приходить нужно на полчаса раньше указанного времени посещения, чтобы получить свои входные талоны со штрих-кодом. Если есть возможность, лучше сразу распечатывать билеты с сайта – это существенно сэкономит ваше время.

Все вещи (сумки, пакеты) нужно сдавать в камеры хранения. Но если поездка планируется в зимнее время, учитывайте, что в музее нет гардероба, и верхнюю одежду также придется сдавать в камеры хранения.

Национальная галерея современного искусства / La Galleria Nazionale d'Arte Moderna

www.lagallerianazionale.com

В галерее хранится самое большое собрание искусства XIX–XX веков. В 55 залах можно увидеть более 1000 произведений. Значительную часть занимает итальянское искусство XIX века, давно вышедшее из моды, однако сегодня, возможно, стоит пересмотреть его достоинства. Сильная сторона коллекции — итальянское искусство ХХ века, когда Италия внесла большой вклад в копилку мирового искусства. Здесь хранится собрание футуристов, прекрасная подборка работ Де Кирико, Амедео Модильяни, Джорджо Моранди, Ренато Гуттузо, Лучо Фонтаны, Альберто Бурри, Яниса Куннелиса. Международный модернизм представлен работами Густава Климта, Огюста Родена, Марселя Дюшана, есть даже Кандинский.

Залы художественной Галереи Боргезе

В одном из лучших музеев Рима находится самое крупное собрание скульптур Джованни Лоренцо Бернини и картин Микеланджело Меризи да Караваджо. Также, здесь представлены работы Рафаэля Санти, Рубенса, Пармиджано, Пинтуриккио, Лоренцо Лотто и многие другие шедевры художников эпохи Возрождения.

Советуем прочитать

Двадцать залов галереи Боргезе занимают два этажа: на первом находится собрание скульптуры, показанное в тех пространствах, для которых они предназначались изначально; второй этаж занимает художественная галерея с коллекцией картин.

Прихожая первого этажа здания встречает посетителей роскошным декором стен, напольной мозаикой начала IV века н.э. со сценами охоты и гладиаторских боев, а также доминирующей над залом великолепной росписью потолочного свода, выполненного итальянским художником Мариано Росси в 1775-79гг.

Все последующие залы Галереи Боргезе получили названия согласно размещенным в них шедеврам: зал Паолины, по центру которого расположен знаменитый скульптурный портрет Паолины Боргезе работы Антонио Канова; зал Аполлона, где находится скульптурная композиция Бернини «Апполон и Дафна»; зал Императоров с собранием 12 бюстов Цезарей и размещенным по центру комнаты шедевром «Похищение Прозерпины» молодого Бернини.

Зал Гермафродита взял свое название от знаменитой мраморной статуи «Спящий Гермафродит», найденной при строительстве церкви Санта Мария Делла Виттория недалеко от Терм Диоклетиана в 1608 году. По мнению многих историков, она являлась одной из многочисленных римских имперских копий бронзового оригинала древнегреческого ваятеля Поликлеса (Polycles, ок.150гг.до н.э.), имя которого упоминал Плиний-старший в своих трудах «Естественная история».

Представленная кардиналу находка стала одной из самых престижных в его коллекции скульптуры, для которой Шипионе даже отвел отдельное помещение. В 1620г., тогда еще начинающий скульптор Бернини отреставрировал и изваял для античного шедевра удивительное мраморное ложе, поражающее своим реалистичным видом. В 1808г. скульптурная композиция была продана принцем Камилло Боргезе императору Наполеону Бонапарту, и вместе с некоторыми прочими произведениями художественного искусства вывезена во Францию, где и поныне находится в Лувре.

Демонстрирующаяся сегодня в Галерее Боргезе скульптура «Спящий Гермафродит» – еще одна римская копия, найденная в 1781г. и датированная II в. н.э. Скульптор Андреа Берганди изваял для нее мраморный пьедестал, подобный оригинальному ложе Бернини, после чего античный шедевр занял то же место взамен утраченного.

Не менее интересна в Галерее Боргезе Египетская Комната, интерьер которой был разработан в 1779-83гг. Антонио Аспруччи для размещения греческих божеств и египетских статуй, ставшая впоследствии эталоном для прочих египетских комнат в возводимых римских дворцах.

Зал Гладиатора назван по находившейся здесь знаменитой мраморной статуе воина, датируемой 100 г. до н.э. работы древнегреческого скульптора Агасиаса из Эфеса. Она была найдена в 58 км от Рима, в Анцио, и до 1808г. находилась в отдельном зале Галереи Боргезе. Вывезенная Наполеоном в Париж, она до сих пор находится в Лувре. Вместо нее в 1888г. по центру комнаты была размещена мраморная скульптурная группа «Эней, Анхиз и Асаний», изготовленная в 1618-20гг. Джованни Лоренцо и его отцом Пьетро Бернини. Здесь же находится скульптура «Истина, открытая Временем»(1680), которую Лоренцо Бернини не успел закончить.

Наименование Зала Силена оставлено как напоминание об украшавшей его античной скульптуре «Силен и Вакх», также находящейся в Лувре. Вместо вывезенной в 1808 году статуи, в комнате была размещена работа Бертель Торвальдсена (1770-1844) «Танцующий сатир». Но главной достопримечательностью помещения являются шесть шедевров Караваджо, дополненные картинами голландского живописца Дирка ван Бабюрена (1595-1624), итальянского художника эпохи позднего маньеризма в искусстве барокко Джованни Бальоне (1566- 1643) и Чиголи (Людовико Карди,1559-1613), которые были написаны ими в том же ключе.

В залах верхнего этажа здания размещена картинная художественная галерея. Боргезе, являясь не только почитателем талантов, но и покровителем художников, обеспечивая их заказами, имел свой интерес – многие мастера «дарили» ему свои работы. Результатом его маниакального собирательства художественных полотен стала огромная коллекция картин европейских художников XVI-XVII вв.: Леонардо да Винчи и Паоло Веронезе, Антонио да Корреджо и Рафаэля Санти, Вечеллио Тициана, Гвидо Рени, а также прочих великих мастеров эпохи Возрождения.

Возможно Вас заинтересует:

Испанская лестница

La scalinata di Spagna считается красивейшей лестницей Европы. Её 138 ступеней соединяют Piazza di Spagna с церковью Scalinata di Trinità dei Monti на вершине римского холма Пинчо. Название площади и лестницы происходит от испанского посольства, находящегося на площади.

История римской Испанской лестницы, как ни странно, связана с довольно напряженными в начале XVIII в. испано-французскими межгосударственными отношениями. Церковь Тринита-деи-Монти, построенная французским королем Людовиком XII, была центром французской общины Рима. Площадь Испании играла ту же роль для испанской общины. Соединяющая эти два объекта и финансируемая французским политическим деятелем Этьеном Геффье лестница должна была сыграть примиряющую роль.

С наступлением весны лестница становится розовой, расцвечиваясь устанавливаемыми вазонами с цветущими азалиями и петуниями

Верхняя церковь Тринита-деи-Монти известна великолепной скульптурой XVI в. «Снятие с креста» скульптора Даниеле де Вольтерра (ученика Микеланджело).

Адрес: Piazza di Spagna. Проезд – одноименная станция метро.

Страницы истории

Был некогда Рим величественен и неприступен. Высокие крепостные стены прятали «с глаз» завистливых вандалов самую настоящую сокровищницу, богатую шедеврами архитектуры и искусства. А виноградники и рощи оливковых деревьев за стенами, настраивая на нужную волну, способствовали созерцательному познанию смысла жизни человеческой.

Минули века, отголоски былой крепости лишь изредка то тут, то там напоминают о себе полуразрушенными арочными сводами, но Рим и сейчас остаётся великим. Вписать своё имя в историю Вечного города удавалось не каждому, а вот Маркантонио Боргезе с этой задачей справился. Этот выходец из богатейшего рода патрициев однажды решил переселиться из Сиены в Рим, для чего и приобрёл в 1550 году огромный участок земли, занятой виноградниками, на горе Пинчо. Достойнейший представитель рода Боргезе, женившись на римлянке, в 1612 году поручает строительство огромной виллы архитектору Фламиньо Понцо. Завершать же проект пришлось Джованни Вазано после смерти своего предшественника.

Имея непосредственное отношение к, так называемой, «чёрной знати», многие представители семьи Боргезе из поколения в поколение избирались и назначались на самые высокие должности католической церковной иерархии. Папой Павлом V становится старший сын Маркантонио Боргезе, а его (папы) усыновлённый племянник Шипионе Кафарелли был назначен кардиналом. Стоит ли упоминать, что могущественный дядюшка облагодетельствовал новоиспечённого кардинала Боргезе не только влиянием, но и финансами?

Всеми помыслами и речами радея о благополучии священной католической веры, Боргезе не забывали о добром здравии и благоденствии собственного семейства. Особой страстью многих представителей этого рода были предметы искусства. Так, уже в XVII веке по инициативе могущественного кардинала Шипионе была создана Галерея Боргезе, ради пополнения которой он был готов, действительно, на всё. С одной стороны, создатель одной из лучших коллекций картин и скульптур Тициана, в которую входила и «Любовь земная и любовь небесная», кардинал покровительствовал Бернини. С другой стороны, расширяя коллекцию, реально наделённые властью, представители семейства не брезговали ни насилием, ни подкупом, ни угрозами, ни грабежом. Какую оценку можно дать действиям кардинала, приказавшего монахам похитить из церкви Св. Франческо полотно Рафаэля под названием «Снятие с креста»? И что, если не шантаж, вынудили кардинала Сфондрато уступить пресловутую коллекцию работ Тициана, состоящую из 70 картин, всего за 4000 скуди? Гораздо изящнее действовал другой Боргезе — Паоло, заполучивший несколько творений Караваджо, путём конфискации их у начинающего художника по имени Кавальере д'Арпино за неуплату налогов.

Минуло четыре столетия, и бывшие виноградники превратились в чудесные парки Боргезе, а окончательный облик этому великолепию придал Луиджи Канина в начале XIX века. После смерти наследников в 1902 году вилла Боргезе была приобретена Умберто I и подарена государству, благодаря чему «простые смертные» получили доступ к богатейшей сокровищнице Галереи Боргезе.

Музей усопших душ

Рекомендовать место

1

1

Необычность этого музея начинается прямо с порога, ведь чтобы осмотреть экспозицию, необходимо сначала получить разрешение католического священника. Пугаться не стоит: еще ни одному туристу не запрещали осмотреть музей. Посетив музей в ризнице церкви Дель Сакро Куоре дель Суффраджио, вы сможете убедиться в присутствии душ умерших на земле — ведь каждый экспонат будет тому наглядным подтверждением.

Тема привидений проходит красной нитью через экспозицию: например, ночной колпак о отпечатками закопчённых пальцев. С этим колпаком связана целая легенда, которую на протяжении десятилетий люди рассказывали друг другу. В 1873 году 7 мая умершей Луизе ле Сенешель удалось прокрасться под покровом ночи к своему супругу и наказать его за несоблюдение траура — она ущипнула его за нос несколько раз и сдёрнула колпак с головы.

Посещение музея бесплатно, и фотографировать можно сколько угодно. Только вот пока еще ни одну пленку не удалось проявить…

Как создавалась галерея Боргезе: интриги

В 1613 г. кардинал-непот утвердил возведение в окрестностях города виллы, где в настоящее время и располагается не безизвестная Галерея. К тому моменту он обладал внушительной коллекцией античных скульптур и живописных полотен мастеров итальянского Возрождения, и ему понадобилось вместительное здание для размещения собрания. Вилла по проекту архитекторов Понцио и Вазанцио была построена уже в 1615 году – подобные заказы осуществляются быстро. Кто дал Боргезе право на владение виноградниками на холме Пинчо, история утаивает.

Что до антиков – тут, вероятнее всего, вышло без криминала. Обломков мощи Древней Греции и Древнего Рима было столько много, что большая часть из них не «дожила» до нашего времени лишь потому, что кому-либо изваяния показались нелюбопытными, вторичными либо чересчур вульгарными. Хотя, кое-что Шипионе Боргезе заимствовал все же из собрания самого папы. Конкретно, это был легендарный «Боргезский боец», теоретически работы Агасия (II-I столетия до нашей эры).

В настоящее время данная статуя располагается в Лувре, «благодаря» безудержной увлеченности очередного Камилло Боргезе Великой французской революцией и Полиной Бонапарт.

Касательно живописных работ кардинал-непот был менее обстоятелен. Например, «Снятие с креста» кисти Рафаэля он бесплатно позаимствовал из храма в Перудже, «справедливо» рассудив, что простой церкви в Папской области будет довольно и копии. К слову, и настоятель прихода, и горожане попытались было опротестовать данное решение, но ничего этим не добились.

Уроженцу Болоньи Доменико Цампьери (Доменикино), перебравшемуся в Рим в качестве приглашенного для росписи храмов художника, посчастливилось еще менее – его бросили в папскую темницу. А пока он там томился, Шипионе Боргезе конфисковал все его полотна, среди которых и восхитительная «Охота Дианы».

Чтобы избежать больших очередей на входе в Галерею Боргезе, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.

Коллекция Галереи Боргезе: приобретения и заказы

Но с кем кардиналу-непоту действительно повезло, так это с Караваджо и Бернини. Картины Караваджо распродавались практически за бесценок: заказчикам (а это были тоже духовные лица) они показались слишком откровенными.

Так, «Мадонна со змеей» из церкви Св. Анны была отдана сначала в частную коллекцию, но оттуда ее практически сразу выкупил Шипионе. Уж в чем-чем, а в плохом художественном вкусе кардинала упрекнуть было нельзя.

В результате подобных «акций» сегодня Галерея Боргезе в Риме располагает самым обширным собранием картин Караваджо в мире, в том числе и известным всем по альбомам «Юношей с лукошком фруктов» и «Давидом с головой Голиафа». Примечательно, что, идя вразрез с традицией, Караваджо запечатлел себя в качестве поверженного великана, а не будущего царя Иудеи.

Скульптуры Бернини – «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины», «Амалфея», «Эней, Анхиз и Асканий», бюст самого Шипионе Боргезе – это работы, выполненные скульптором по заказу кардинала.

Большинство из них скульптор создал, когда ему было не более 25 лет, ведь уже в 16 у него была слава «второго Микеланджело», что не могло не привлечь внимания папского двора.

«Аполлон и Дафна» была выполнена Бернини по заказу кардинала

Его шедевры – не просто мастерски запечатленные в мраморе безмолвные фигуры. Нет, они живут, дышат, находятся в движении и, кажется, вот-вот заговорят. А в образе Давида, в тот самый момент, когда библейский герой собирается бросить роковой камень, Бернини запечатлел самого себя. Причем, в процессе работы зеркало перед лицом скульптора держал будущий папа Урбан VIII.

После смерти Шипионе Боргезе собрание продолжало пополняться, но уже не такими темпами: истовых коллекционеров с безграничными возможностями в роду больше не было.

Из наиболее значимых работ стоит отметить «Даму с единорогом» Рафаэля. Правда, семейству Боргезе она досталась не в результате интриг или выгодной покупки, а в наследство от рода Альдобрандини, одной из угасших родовых ветвей.

В настоящее время в коллекции, которой располагает Галерея, находится около 560 живописных работ и несколько сотен скульптур различных эпох.

В XVIII в. здание подверглось серьезной реконструкции, которая, впрочем, пошла галерее на пользу. Так появились роскошные фресковые панно, лепнина и роспись потолков, мраморные полы.

Экспонаты на этом фоне не теряются. Напротив, интерьеры первого этажа, где располагаются скульптуры и несколько работ Караваджо, и интерьеры второго, где представлены полотна кисти Пинтуриккьо, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Корреджо, Рубенса, выгодно оттеняют красоту и величие бесценных памятников мировой культуры.

Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano)

Это комплекс из четырех музеев, посвященных периоду античного Рима. Включает одно из богатейших собраний скульптур того периода.

Палаццо Массимо алле Терме (Palazzo Massimo alle Terme)

Фактически штаб-квартира Национального римского музея. Содержит богатые коллекции древнего искусства – скульптура, живопись, мозаики, ювелирные украшения, а также самое большое в Италии собрание монет периода античности и средневековья. Один из залов посвящен мумии, которая была найдена в богато украшенном саркофаге при раскопках на древнеримской Кассиевой дороге.

В музее, расположенном во дворце Palazzo Massimo alle Terme, хранится одна из крупнейших коллекций античного классического искусства в мире.

Адрес: Largo di Villa Peretti, 2.

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. 1 мая: 14-20.00
Касса закрывается на час раньше.

В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный!

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/musei/museo-nazionale-romano-palazzo-massimo

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano)

Были построены в период с 298 по 305 годы. В этом некогда огромном комплексе площадью более 13 га и вместимостью порядка 3200 человек можно было не только помыться, но и почитать свитки в библиотеке, заняться физкультурой и спортом, полюбоваться собранием статуй и картин, расслабиться в тишине зимних садов. Доступна вся эта роскошь была буквально всем свободным римлянам, даже самым последним беднякам.

Ныне сохранилась часть руин по соседству с площадью Республики. На месте основного зала и частично прямо в стенах бывших бань в XIV веке была возведена Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (считается, что автором проекта церкви стал Микеланджело). Другой зал (тот, в котором предположительно играли в мяч) также в XIV столетии перестроили в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме. А в некоторых помещениях расположились экспозиции Национального римского музея, где представлено античное искусство.

Адрес: Viale Enrico De Nicola, 79

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.30 (вход до 18.30). Пн. – выходной (за исключением особых событий).

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-baths-diocletian

Палаццо Альтемпс (Palazzo Altemps)

Прекрасное палаццо, построенное по проекту Мартина Лонги, являет собой образец резиденции римской аристократии с частным театром, часовней, чудесным внутренним двориком, прекрасной башней-бельведером и большой коллекцией художественных ценностей. Сегодня в палаццо располагается часть коллекции Национального Музея Рима. Здесь можно полюбоваться античными скульптурами, принадлежавшими аристократическим семьям Людовизи, Маттеи, Дель Драго и другим представителям римской знати. Среди них: статуя юного безбородого бога войны Ареса и скульптурная группа Галл, убивающий свою жену и себя (известный также как «Галл Лудовизи» или как «Самоубийство галата»).

Палаццо Альтемпс входит в маршрут экскурсии «Сердце Рима» с аудиогидом Travelry!

Адрес: Piazza di Sant'Apollinare, 46

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. Касса закрывается на час раньше.

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-palazzo-altemps

Крипта Бальби (Crypta Balbi)

Музей открыт в 2001 году. В его подвале (куда доступ осуществляется только с гидом в составе группы) можно видеть часть руин бывшего театра, который в I веке н.э. построил полководец Луций Корнелий Бальба. На этажах выше разместились различные археологические находки, а также коллекции, рассказывающие об истории развития древнего Рима.

Адрес: via delle Botteghe Oscure, 31

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. Касса закрывается на час раньше.

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-crypta-balbi

Посещение всех четырех комплексов, входящих в состав Национального римского музея, возможно по единому билету, который действителен в течение 3 дней. Билет можно приобрести онлайн на официальном сайте (на английском или итальянском языке) или через сервис Ticketbar (доступно бронирование на русском, но стоит чуть дороже).

Палаццо Барберини / Palazzo Barberini

www.barberinicorsini.org

В Палаццо Барберини располагается Национальная галерея старинного искусства

Здесь архитектура спорит по важности с живописью. Палаццо было построено для папы Урбана VIII, урожденного Барберини

Дворец строили три великих архитектора — Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Две лестницы демонстрируют талант двух соперников — лестница Борромини сворачивается спиральной улиткой, а лестница Бернини уходит в перспективу квадратами. Среди шедевров галереи — «Юдифь и Олоферн» Караваджо, «Поклонение пастухов» Эль Греко, «Форнарина» Рафаэля, «Венера и Адонис» Тициана. Но и в целом уровень живописи здесь очень высокий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: