Пантеон в риме: время работы 2019 и стоимость билетов, официальный сайт

Площадь Венеции и памятник В. Эмманиулу 2 (Il Vittoriano)

Еще одна значимая достопримечательность Памятник Витториано в Риме — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II располагается на площади Венеции (на склоне Капитолийского холма). Проект создал Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Даты строительства 1885-1935 гг.

Площадь Венеции

Монумент состоит также из бронзовой статуи короля на коне, а под ней располагается могила Неизвестного солдата, еще называемая «Алтарь Отечества».

Витториано, выполненный в архитектурном стиле: неоклассицизма и эклектики, был принят публикой плохо, многие называли его “свадебным пирогом” из-за его огромных размеров (высота 81 м), и потому что он затенял собой все остальные объекты на площади.

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант'Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant'Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Купол Пантеона и Окулус

Главная привлекательность Пантеона в Риме заключена в его куполе и в его окулюсе. Окулюс (l'Oculus) или око Пантеона — огромное отверстие в куполе размером 9 метров в диаметре. Гениальная идея для Пантеона, в котором совершенно нет окон. Свет проникает исключительно сверху, освещая все внутри, а к полудню от более прямых лучей солнца из окулюса освещение становятся особенно интенсивными.

Согласно легенде, окулюс не пропускает дождь благодаря особым течениям, которые смещают воду от входа в отверстие. Но на самом деле можно заметить во время дождя как капли падают на специально выпуклый по бокам  и вогнутый в середине пол, чтобы вода стекала в двадцать два дренажных отверстия.

Еще одна легенда гласит, что благодаря эффекту дымохода, создаваемому сотнями зажженных внутри свечей, тепло пламени, встречаясь с дождем, превращает его в пар, что перебивает ощущение падающей воды.

Очаровательная метафора встречи высокого и низкого, неба и земли, божественного и земного, лежавшая в основе смысла создания этого ока в Пантеоне, по мнению некоторых ученых, имела намного более театральный характер, чем считалось. Впервые воспользовался им Август, преступая порог ротонды, освещенной, как бычьим глазом, натуральным светом. Тогда, как и сейчас, 21 апреля в 12.00 солнце проступает через окулюс, освещая мощным светом входную дверь в храм. И опять же, каждый год в день святой Пятидесятницы тысячи лепестков роз сыплются из магического ока Пантеона, символизируя сходящий с небес на верующих Святой Дух.

Национальный музей вилла Джулия

Национальный музей вилла Джулия.

Вилла 16-го века папы Юлия III обеспечивает очаровательную атмосферу для выставки лучших итальянских коллекций этрусских и римских сокровищ. Экспонаты, многие из которых пришли из гробниц в окрестностях региона Лацио, варьируются от бронзовых статуэток и чёрных буккерных столовых приборов до храмовых украшений, терракотовых ваз и изысканных украшений.

включают полихромную терракотовую статую Аполлона из храма в Вейо и Sarcofago degli Sposi (саркофаг обрученных), найденный в 1881 году в Черветери.

Адрес: Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia, Piazzale di Villa Giulia 9, Рим, Италия.

Пантеон в Риме снаружи и изнутри

Нельзя сказать, что почти за 2000 лет, прошедшие со времени возведения Пантеона, его внешний вид и интерьеры остались нетронутыми. Здание по-прежнему облицовано мрамором, но внутри, в нишах, явственно видна кирпичная кладка.

Реконструкции (например, замена трех колонн портика фасада) проводились как в целях поддержания здания в надлежащем виде, так и для того, чтобы «залатать раны» храма, полученные им в результате демонтажа из-за нехватки средств у пап на строительство новых сооружений.

Так, купол Пантеона снаружи и изнутри изначально был отделан позолоченными бронзовыми пластинами и украшениями.

Но в XVII в. при обустройстве интерьеров Собора Святого Петра, а точнее, для алтарного балдахина (скульптор Бернини) не хватило материалов, и пластины с украшениями были сняты и переплавлены.

Купол Римского Пантеона

Несколько позднее папа Урбан VIII, чтобы некоторым образом «компенсировать» ущерб приказал Бернини возвести по краям фронтона 2 колоколенки.

Насмешливые римляне немедленно прозвали их «ослиными ушами», а про папу сложили пословицу, основанную на игре слов: «Что не разрушили варвары, разрушил Барберини». Колокольни были демонтированы только в XIX в.

Цветной мрамор, которым облицованы стены внутреннего помещения Пантеона, остался нетронутым, как и полы, выложенные порфиром. У входа посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана, что как бы уравновешивает историческую справедливость в отношении здания.

Правда, бронзовая дверь, ведущая в храм, уже не имеет отношения к античности: ее установили только во время Эпохи Возрождения. Не сохранился и порог из зеленого африканского мрамора.

У могилы Рафаэля всегда лежат свежие цветы

Впрочем, обо всем этом можно забыть, попав внутрь Пантеона, одновременно и подавляющего своим величием и возвышающего в буквальном смысле слова до небес. Пять рядов кессонов (по 28 в каждом) по окружности купола – это практически схема небесных сфер.

По легенде, посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник окончательно смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира.

По окружности ротонды – 6 полукруглых ниш с колоннами (капелл) и 8 выступающих пристроек с нишами (табернаклей). В одной из капелл погребен итальянский король Виктор-Эммануил II, «отец Отечества», а в одном из табернаклей находится могила Рафаэля, возле которой всегда лежат свежие цветы.

Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства

Размеры купола Пантеона:

  • диаметр — 43 метра,
  • высота от основания купола — 22 метра над его основанием,
  • окулус (отверстие) — 8.8 метров.

Он больше, чем купол собора  Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и  купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 г).

Нет никаких внешних доказательств поддержки кирпичной арки внутри купола, кроме как в самой нижней части. Метод строительства до сих пор не был определен. Однако, специалисты говорят, что два фактора способствовали его успеху:

  1. превосходное качество строительного раствора, используемого в бетоне,
  2. тщательный отбор и классификация заполнителя, который варьируется
    • от тяжелого (базальт и травертин) в фундаменте здания и нижней части стен,
    • через кирпич и туф (камень, образованный из вулканической пыли),
    • до самой легкой из пемзы по направлению к центру свода.

Кроме того, верхняя треть барабана стенок, видимая снаружи, совпадает с нижней частью купола, видимой изнутри, и помогает удерживать тягу с помощью внутренних кирпичных арок. Сам барабан укреплен огромными кирпичными арками и опорами, установленными друг над другом внутри стен, толщиной 6 метров.

Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg: , CC BY-SA 3.0, Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда. Они поддерживают портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями.

Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.

Высота Пантеона в Риме — 43 метра. Архитектурный стиль — древнеримский.

Каким был Пантеон во времена Древнего Рима

По сравнению с нынешним веком культурный слой Древнего Рима времен строительства Пантеона находился на несколько метров ниже. Обойдите Пантеон по окружности, и вы увидите эту разницу.

По замыслу создателей храму отводилось особенное место среди основных городских построек. В плане Пантеон стоит на одной линии с Марсовым полем, где проходили военные учения, и Мавзолеем Августа, завершенным за несколько лет до этого. Таким образом подчеркивался особый статус Пантеона в идеологической иерархии Римской Империи.

Изначально Пантеон представлял собой масштабный культовый ансамбль. Пространство перед ним было обрамлено протяженной колоннадой. Она обступала Пантеон со всех сторон и подводила к храму. Его внушительные габариты подступали все ближе, и людей поневоле охватывал священный трепет.

Римский Пантеон в античные времена

Впечатление усиливается, когда, поднявшись по ступеням широкого парадного входа, мы входим в портик, и яркий дневной свет неожиданно тускнеет.

Портик Пантеона, прилегающий к зданию храма перед входом, представляет собой прямоугольную крытую галерею с 16-ю коринфскими колоннами — 8 спереди и два ряда по 4 по бокам. Вся колоннада стоит без опор, исключительно за счет своего веса, и держит на себе огромную массу треугольного фронтона.

Каждая из этих колонн весит 60 тонн. 2 тысячелетия назад их вывезли из Египта, принадлежавшего тогда Великой Империи. От карьера, где они были вырублены, их протащили волоком более 100 километров на деревянных санях до Нила. Затем дождались весеннего половодья, когда нильская вода поднялась, погрузили на баржи и отправили вниз по течению. Затем на судах, через Средиземное море, колонны прибыли в римский порт Остия. Оттуда их, снова на баржах, по Тибру доставили в Рим. История одних только колонн перед входом в Пантеон поражает воображение! Что же нас ждет внутри…

Пантеон

Пантеон.

Великолепный храм с 2000-летней историей, ныне церковь, Пантеон является наиболее сохранившимся из древних римских памятников и одним из самых влиятельных зданий в западном мире. Построенный Адрианом на базе более раннего храма Маркуса Агриппы в 27 г. до н.э., он стоит здесь примерно с 125 г. н.э., и хотя его серая внешность соответствует своей эпохе, он по-прежнему является уникальным и волнующим памятником.

Вам обязательно нужно пройти сквозь огромные бронзовые двери и посмотреть на самый большой неармированный бетонный купол.

Храм Адриана был посвящен классическим богам, отсюда и название Пантеон, производное от греческих слов pan (все) и theos (бог). Но в 608 году храм был освящен как христианская церковь и теперь официально носит название Базилика ди Санта Мария ад Мартирес.

Настоящее очарование Пантеона заключается в его огромных размерах и впечатляющем куполе. Считающийся величайшим архитектурным достижением древних римлян, он был самым большим куполом в мире до 15-го века и до сих пор является самым большим куполом из неармированного бетона.

Его гармоничный внешний вид обусловлен точно выверенной симметрией — диаметр купола в точности равен внутренней высоте Пантеона в 43,4 метра.

В его центре окулус диаметром 8,7 м, который символически связывал храм с богами, играет жизненно важную роль для геометрии, поглощая и перераспределяя огромные силы натяжения купола. Дождевая вода попадает, но стекает через 22 почти невидимых отверстия в наклонном мраморном полу.

Адрес: Pantheon, Пьяцца-делла-Ротонда, Рим, Италия.

Можно посетить в составе экскурсии:

От Колизея до Пантеона: тайны античного Рима

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.

Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии

Не исключено, что Римский Пантеон был бы сейчас в руинах подобно многим замечательным сооружениям, которыми, например, некогда гордился Римский Форум.

После пожара 80 г., произошедшего как нельзя кстати для императора Тита, достраивавшего в ту пору Колизей и нуждавшегося в свободных участках, Пантеон имел крайне жалкий вид.

Тем не менее, сносить его не стали, но очередной пожар в начале II в. довершил разрушения. К счастью, императором в те годы был Адриан – филлэллин, путешественник и меценат.

По его распоряжению Пантеон был восстановлен. Однако получившееся в итоге здание было абсолютно не похоже не только на своего предшественника, но и на все то, что возводилось до этого на территории империи.

К чести Адриана, он не стал приписывать себе идею сооружения храма в честь всех почитаемых богов. И сегодня на фронтоне здания все так же можно увидеть имя первого строителя – Агриппы.

У входа в Римский Пантеон посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана

Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами.

Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 м. Диаметр самого купола – 43,5 м, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 м, а высота всего сооружения – 42,7 м.

Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми.

Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам.

Можно сказать, что Пантеон в Риме – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.

Полы Пантеона, выложенные порфиром, остались нетронуты временем

Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 г. он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников.

С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых.

С XIV в. Римский Пантеон стал служить крепостью. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 м, а глубина фундамента – 7,3 м).

Позже он снова стал церковью. Богослужения проводятся по большим праздникам и в настоящее время. Во время молебнов из «ока Бога», опеона в куполе, служки сбрасывают лепестки роз, что символизирует схождение Духа Святого.

Архитектура

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

Фото: givaga / Shutterstock.com

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры здания касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства.

Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

Фото: Rafael Dias Katayama / Shutterstock.com

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима.

На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Дошедший до нас Пантеон в Риме

Император Адриан, по мнению историков, привлек к строительству знаменитого зодчего Апполодора Дамасского. Позже из-за насмешек над собственным архитектурным талантом Адриан умертвил соавтора в тюрьме. Конструктивное решение храма языческих богов было необычным, сочетая портик на 16 колоннах с цилиндрическим залом. Входная группа обращена на север, что не характерно для любых культовых сооружений. Высота здания примерно равна половине диаметра купола, долгие эпохи остававшегося рекордным.

Отсутствие армирования и опорных столбов купола позволяет считать Пантеон в Риме уникумом, непревзойденным до наших дней. Однако в список семи чудес Древнего Мира он не попал из-за позднего сооружения. Перечнем от 07.07 2007, возглавленным римским Колизеем, Пантеона и в номинантах не имел, то есть не рассматривался. Виной этому не самые выдающиеся габариты сооружения, не особо выделяющиеся среди окрестных домов

Стойкость купола в 1800 лет при гарантиях нынешнего бетона на 600 во внимание не приняли

Технология возведения и технические решения

Трудностей в строительстве стен не было. При ширине в 6 метров работать удобно, только подавай кирпич и раствор. А вот возведение цельного купола такой величины было проблемным из-за трудностей устройства опалубки. Проблему император Адриан решил оригинально, засыпав Пантеон в Риме грунтом. Да еще додумался накидать золотых монет, а затем по окончании строительства позволил народу землю забрать. Говорят, что очень быстро и качественно внутри очистили, тем более что все было продумано заранее.

На цилиндрических стенах четко видны кирпичные арки в несколько накатов. Они едва ли добавляли прочности толстенной кладке, но позволяли разобрать проем для очистки. Обратная закладка отверстий проводилась по мере уборки грунта, можно рассмотреть эти участки. Конструкция самого купола выполнена изобретательно, от толщины до подбора материалов. От стен он имеет те же 6 метров, уменьшаясь постепенно до полутора метров к центральному отверстию. Наполнителем для бетона служили материалы разного удельного веса.

В районе опорной стены добавляли тяжелый травертин, далее глиняный кирпич и рыхлый туф. Центральный участок делали из раствора с прибавлением пемзы, которая легче воды. Нагрузка концентрировалась на широченные стены, специально такими сделанные. Кроме того, различными выполнены наружная и внутренняя поверхности купола. Если снаружи она гладкая, то внутри словно решетчатая, с углублениями не только декоративного назначения. Этот простой прием позволил снизить нагрузку не менее чем вдвое.

Внутренняя поверхность купола за счет ступенчатых кессонов не только облегчилась, это добавило привлекательности. Они выделяются и в полумраке храма, еще ярче – при падении светового потока от окулюса. Конечно, расписывать такой потолок не приходится, но над шикарным внутренним убранством и такой выглядит неплохо. Некоторое время сохранялась бронзовая с позолотой обшивка купола, но затем одним из правителей была приватизирована. Пострадал и наружный облик, первоначально кирпичный цилиндр был отделан мрамором.

История создания

Пантеон, как и многие другие знаковые постройки Рима, был возведен не на пустом месте. Его предшественником был языческий храм (собственно, с тем же названием), посвященный главным римским богам, судьба которого была незавидной.

Первое разрушение произошло в 80 году н. э. из-за удара молнии. Второе — в 110 году н. э. после восстановления императором Домицианом после пожара. В итоге окончательная реконструкция завершилась к 126 году уже во время правления Адриана. Он привлек к строительству гениального Аполлодора Дамасского, славу которого подтверждали уже построенный на тот момент Форум Траяна и восстановленный храм Зевса в Афинах.

С принятием христианства в качестве основной религии империи языческий храм пришлось освятить, превратив его в церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires, 609 год н. э.). Тем не менее первоначальный облик храма был сохранен, хотя на протяжении всей истории к нему делали пристройки и даже устанавливали церковные колокольни на верхнюю часть. Выглядели такие нововведения неэстетично, поэтому под давлением горожан и научного сообщества к 1883 году Пантеону вернули его исторический облик.

Сегодня, благодаря программе охраны памятников мировой архитектуры ЮНЕСКО и инженерному гению древнеримских строителей мы можем наблюдать Пантеон практически в том же виде, как он был построен более 2 тыс. лет назад.

Как попасть в Пантеон

Вход в Пантеон в Риме безвозмездный. И, конечно, толпы желающих посмотреть на интерьеры храма либо отдать дань памяти Рафаэлю ежегодно лишь увеличиваются.

Пантеон, ранее закрытый по воскресеньям, сейчас открыт каждый день:

  • в будни и субботу – с 8.30 до 19.30
  • в воскресенье – с 9.00 до 18.00

Зимой приток посетителей немного поменьше, однако это не означает, что выстаивать очереди к входу не понадобится.

Кстати, любителям экономить время однозначно придется по душе сервис, где возможно предварительно приобрести билеты на множество Римских достопримечательностей и миновать многочасовые очереди.

Ливень, невзирая на отверстие в куполе, не послужит помехой для осмотра: в полах Пантеона имеются отверстия для слива. Однако зонтик в хмурую погоду лучше взять. А вот что с собой приносить не нужно, так это разные напитки и пищу: храм есть храм. И как в каждый храм, в Пантеон не пускают посетителей, нарушающих дресс-код. Руки и ноги должны быть закрыты и в зной.

Фотографировать и снимать видео в здании можно, и ощущения от его посещения отложатся и в памяти, как, к примеру, это может произойти, если одним из пунктов плана осмотра Рима выбрана Сикстинская капелла. Ну а телефон нужно будет выключить.

Пантеон в столице Италии располагается лишь в нескольких кварталах и от прочих достопримечательностей исторического центра итальянской столицы. Речь идет о таких местах как:

  • Римский Фрум
  • Колизей
  • Собор Святого Петра
  • музеи Ватикана

Потому зачастую он включен в качестве непременной точки во множество обзорных и специализированных экскурсий по центру Рима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: