Замок святого ангела — мавзолей императора адриана

Как добраться

Как доехать до знаменитого места, возможные варианты:

1. Автобусом:

  • № 62, 40, 23, 271, 982, 280 – Остановка «Piazza Piz»;
  • № 34 – остановка «via di Porta Castello»;
  • № 49, 87, 926, 990 – выход на пересечение улиц Piazza Cavour и via Crescenzio;
  • № 46, 64 – остановка Santo Spiritio.

2. На метро – по линии A, остановки: Lepanto либо Ottaviano-San Pietro.

3. На такси – Lungotevere Castello, 50 (Castel Sant'Angelo).

4. Пешим маршрутом. От остановок расстояние до достопримечательности около 300 метров.

Часы работы

Время посещения:

  • со вторника по воскресенье – с 9:00 до 19:30.
  • в понедельник замок закрыт для экскурсий;
  • 1 января, 1 мая и 25 декабря – выходные.

Время работы книжного магазина – со вторника по воскресенье с 9.00 до 19.00.

Стоимость билета

Цена билета на посещение замка:

  • взрослый – 20,50 евро;
  • детский (от 6 до 17 лет) – 6 евро;
  • детский (до 5 лет) – бесплатно.

Для экономии времени, освобождение от проблем с языком и очередей, рекомендуем заказать билет у наших официальных партнёров ⇒

При покупке билета выбираете наиболее удобный интервал времени для посещения.

Аудиогиды приобретаются на месте и доступны на итальянском, английском, испанском, французском, немецком, португальском, русском и китайском языках (перед покупкой следует уточнить наличие на официальном сайте).


Скульптура ангела на мосту.

Неприступный бастион

Свое первоначальное предназначение возведенный Адрианом Мавзолей потерял в 403 году, когда Флавий Онорио, император Западной Римской Империи, объединил его со стеной, построенной Аврелианом в 271 году. С этого времени постройку начали использовать как фортификационное сооружение – его превратили в неприступный бастион, предназначенный для обороны города с севера.

Троекратная осада Рима, проводившаяся королем Аларихом I на протяжении 408 — 410 гг., обозначила ключевое значение крепости как оборонительного комплекса для отражения нашествия вестготов.

Однако наибольшие разрушения крепость претерпела во время осады варварами под предводительством Гензерико в 455 году, когда защитники Рима сбрасывали на головы нападавших все, что находилось под рукой – камни, запас которых довольно быстро иссяк, урны с прахом императоров и даже статуи. Одна из них была найдена в 1620-х годах во рву, окружавшем крепость. Известная как Fauno Barberini или Пьяный Сатир, сегодня она находится в Глипотеке Мюнхена, в Германии.

Во второй половине десятого века управление городом перешло в руки семьи Кресченци, и за крепостью Святого Ангела на протяжении последующих столетий закрепилось новое название – Castrum Crescentii, которое также сохранилось при правлении семей Перлеони и Орсини.

На протяжении почти четырех веков сооружение многократно перестраивалось и укреплялось в оборонительных целях. Наиболее масштабной реконструкции крепость подверглась в 1395 году. Папа Бонифаций IX поручил архитектору Никколо Ламберти восстановить оборонительную структуру замка, разрушенную населением Рима, восставшего против французского гарнизона в 1379 году. Этим проектом предусматривалось оставить единственный вход через подъемный мост, а на самом верху здания построить часовню Архангела Михаила.

Папа Николай V за время своего понтификата (1447 – 1455гг.) впервые сделал замок своей резиденцией. При нем были дополнительно построены три наружные башни по углам четырехугольного основания.

Дальнейшие фортификационные работы продолжил папа Александр VI Борджиа (1431 – 1503гг.). Возведенные его предшественником башни архитектор Антонио да Сангалло укрепил бастионами пятиугольной формы, окружил стены более глубоким рвом и заполнил его водой из Тибра. По указанию папы Борджия была возведена еще одна круглая башня на входе в крепость.

Спустя 32 года это позволило папе Клименту VII семь месяцев противостоять осаде войскам ландскнехтов Карла V, начавшейся 6 мая 1527 года.

Последние масштабные работы по укреплению Замка святого Ангела проводились при понтификате папы Павла IV (1555 – 1559гг.). Военный инженер Франческо Лапарелли закончил возведение грандиозного пятиугольного бастиона вокруг крепости Сант Анджело.

Постепенно крепость утратила свое оборонительное значение. При Урбане VIII башни, включая башню Борджия между мостом Ангелов и замком Сант Анджело, были разрушены. Не единожды доказав свое ключевое предназначение в обороне города, мощные стены крепости многие годы служили надежным убежищем для понтификов, обустроивших в них свою резиденцию.

Известные узники

Неприступные и страшно высокие стены великого замка знавали не мало узников. Высокодуховная Папская власть беспощадно карала еретиков и преступников, и по соседству с роскошными апартаментами Пап находились темные и жуткие темницы и пыточные. Среди самых знаменитых заключенных замка Святого Ангела значились следующие:

  • Граф Калиостро: он был заключен под стражу по обвинению в ереси и мошенничестве, а также франкмасонстве. Дабы избежать смертной казни, граф сознался во грехах и провел остаток жизни за решеткой;
  • Джордано Бруно: великий мыслитель эпохи Возрождения был обвинен в ереси из-за согласия с идеями Коперника. Бруно отказался отречься от собственных убеждений и, после шестилетнего заключения, был сожжен на костре;
  • Галилео Галилей: ещё один выдающийся ученый провел в стенах крепости менее трех недель. Он сознался во грехах и признал собственные убеждения ошибочные, ввиду чего избежал казни и был заточен под домашний арест;
  • Бенвенуто Челлини: был обвинен в мошенничестве и брошен в темницу. Но Челлини повезло – до заточения он участвовал в обороне замка, что позволило ему изучить все ходы и выходы. В итоге он вошёл в историю, как единственный, кому удалось сбежать.

История

В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку — скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

Правда,  Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

Теперь тюрьма является главной приманкой крепости,, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Церковные казематы

С середины XV века замок получил статус папской резиденции. Для улучшения обороноспособности римский мост, бывший ещё век назад монолитным, стал подъёмным. Впрочем, разрушать римскую постройку никто не собирался: просто во время какого-то праздника мост рухнул — такая собралась на нём толпа! Вместо него тут же возвели правильный средневековый мост, чтобы никто не мог проникнуть в резиденцию незамеченным. А для большей надёжности у него построили мощную дозорную башню и вокруг замка вырыли ров, в который отвели воды Тибра. При Александре VI пристроили четыре бастиона, названные именами евангелистов — Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Разумеется, жизнь в папской резиденции не ограничивалась военными делами. Там проводились не только церковные, но и культурные мероприятия — музыкальные вечера, театрализованные действа и, конечно, встречи именитых гостей за общей трапезой. В резиденции появились сады и фонтаны, А стены были расписаны фресками. Росписи были даже в помещении, где папы принимали ванны. По словам современников, ванную комнату украшала римская бронзовая Венера! А со стен смотрели нимфы, купидоны, дельфины и прочие мифологические существа. К XVII веку необходимость в подъёмном мосте отпала, он снова стал каменным. В том же столетии на нём появилось десять мраморных ангелов, которые позже заменили копиями для сохранности. В папской резиденции давались не только театральные представления, там, в Папском дворике, проводились также пытки и казни. От него отходила целая анфилада залов, лоджий и апартаментов. Здесь же, в шаговой доступности, находилась и тюрьма. В ней содержались многие известные вольнодумцы и нарушители спокойствия. В 1503 году в неё угодил кардинал Джованни Орсини, заподозренный в составлении заговора против папы Александра Борджиа. В конце XVI века туда попала юная аристократка Беатриче Ченчи, которую обвиняли в убийстве отца. Здесь же содержался философ и вольнодумец Джордано Бруно. Даже в конце XIX века в папских казематах отбывали наказание итальянские патриоты, боровшиеся за объединение Италии. За всё время существования тюрьмы бежать из неё удалось одному-единственному заключённому — художнику и скульптору Бенвенуто Челлини, попавшему в застенок по ложному обвинению в воровстве. Другие сидельцы были убиты самыми разными способами — кто отравлен, кто удушен, кто возведён на плаху, кто сожжён. Впрочем, умирали в этой тюрьме и просто из-за кошмарных условий содержа», ния. В одной камере, Саммало, узник не мог ни встать, ни лечь — только сидеть, согнувшись. Были и «роскошные апартаменты» для знати. Но сути это не меняло. Большая часть сидельцев считалась смертниками. Недаром у этого сооружения было и другое, народное название — Печальный замок. Только поете объединения Италии тюрьма была упразднена. Замок сначала использовался как военная казарма, и только в начале XX века капитан Мариано Боргатти и полковник Луиджи Дюран де ла Пенне превратили его в музей. Первое время там было собрание военной техники, но в 1925 году здесь основали Национальный музей замка Сант-Анджело.

Метки: император, Загадки истории, католицизм, музей, Древний Рим, мавзолей, Италия, усыпальница, Челлини, Бруно, Адриан

Немного истории о замке Святого Ангела

Замок Святого Ангела был построен в 135 году в качестве мавзолея для императора Адриана. Это был тяжелый год для Рима, когда город опустел от эпидемии чумы. После очередной молитвы с просьбой спасти Рим от смертельной напасти на Папу Римского Григория Великого снизошло видение: архангел Михаил указал своим мечом на замок, тем самым дав знак, что чуме скоро конец. В честь этого доброго знамения Папа Римский переименовал замок и прилегающий к нему мост в честь Святого Ангела, а на вершине замка по его указанию была установлена статуя Святого Михаила.

В средние века замок Святого Ангела служил убежищем для римских пап в случае опасности. Считается, что папа Николай построил закрытый проход, ведущий из Ватикана в замок. Папские покои в замке Святого Ангела были отделаны с особой роскошью, так одна из спален, по слухам, была расписана Рафаэлем.

Но замок Святого Ангела принимал в своих стенах знаменитых итальянцев не только в качестве почетных гостей. Он использовался и как тюрьма, и как место казни. В застенках замковой тюрьмы побывали великий итальянский ученый Джордано Бруно, не менее великий скульптор Бенвенуто Челлини и известный авантюрист граф Калиостро. В более поздний период часть замка была отдана под бараки. Сегодня здесь находится музей.

Архитектура мавзолея

Контуры здания усыпальницы Св. Констанции выполнены в круглой форме диаметром 29 м. Количество многих элементов сооружения принято равным 12, что может символизировать численность непосредственных учеников Христа – апостолов. Здание несколько раз подвергалось реконструкции, но сохранило первоначальную структуру. Отмечаются такие архитектурные особенности мавзолея:

  1. Материал постройки – декоративный бетон. Остов выполнен в виде 2 колец, опирающихся на аркаду из 12 пар колонн. Первое поддерживается рядом столпов, а второе окружает амбулаторий – обходную галерею, образуя цилиндр. Отсюда есть проход к погребальному залу, к базилике.
  2. Количество арок, окон на куполе усыпальницы – по 12.
  3. Купольное каменное покрытие центрального свода храма, конструкции амбулатория украшены богатой мозаикой. Часть украшений была уничтожена при восстановительных работах в 1620 г.

В 1992 г. под главной апсидой – выступом алтарной части храма – археологами были проведены раскопки. Они подтвердили ранее установленные факты истории, дали новые сведения о здании мавзолея.

Стоимость билетов в замок Святого Ангела. Как купить билеты в замок Святого Ангела онлайн

Сегодня замок Святого Ангела не несет оборонительных функций и не служит убежищем пап. Теперь это национальный музей, который может посетить любой желающий. Музей замка Святого Ангела включен в туристическую карту Roma Pass.

Время работы музея замка Святого Ангела: каждый день с 9.00 до 19.30.

Стоимость билетов в кассе:

  • Взрослый – 14 евро
  • Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7 евро
  • Детский (до 18 лет) –

Первое воскресенье каждого месяца – бесплатный вход для всех.

В музее действует сеть Wi-Fi и собственное бесплатное приложение с маршрутом прогулки по замку.

По билету в замок Святого Ангела можно также посетить Палаццо Венеция (Piazza di S. Marco, 49). 

Билеты в замок Святого Ангела можно купить онлайн на официальном сайте tosc.it (также здесь можно купить, например, билеты в галерею Боргезе). Особого смысла покупать билеты заранее нет, так как в билетные кассы замка редко выстраивается большая очередь. Но если вы едете в высокий сезон или просто не хотите терять время, то покупка заранее будет оправдана.

Стоимость билетов при покупке онлайн (к обычной стоимости билетов прибавляется сервисный сбор):

  • Взрослый – 15 евро
  • Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7,5 евро
  • Детский (до 18 лет) – 1 евро

9. Что можно увидеть в замке Святого Ангела

Обязательно посетите замок Святого Ангела – военную крепость и сокровищницу римских пап, чтобы получить представление о том, как и чем жил Рим в Средние века и эпоху Возрождения.

В замке сохранился спиралеобразный пандус (часть оригинального мавзолея), который ведет к залу, где хранились урны с погребальным прахом императоров и членов их семей. Замысел был в том, чтобы посетитель не сразу видел драгоценные урны с прахом правителей, а медленно поднимался к ним. Технически это подъем в гору, но по ощущению – спуск в подземелье, спуск в царство мертвых.

Зал урн в замке Святого Ангела

В открытом внутреннем дворике находится еще одна статуя ангела – изготовленная из мрамора, авторства Рафаэлло да Монтелупо. Ранее она украшала вершину замка и позже была заменена на бронзовую (работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта), которую мы видим сегодня.

Дворик Ангела

В музее замка Святого Ангела представлены коллекции оружия и военного обмундирования 15-20 веков, выставлены статуи, картины и керамика, в основном эпохи Возрождения. 

Самое интересное прячется в комнатах замка (Библиотека, Сокровищница, Зал Колонн и т.д.), которыми пользовались понтифики. Здесь можно полюбоваться картинами эпохи Возрождения и фресками.   

Вид на собор Святого Петра из комнат замка Святого АнгелаСокровищница замка Святого Ангела

На вершине крепости находится большая панорамная терраса, с которой открывается красивый вид на собор Святого Петра и левый берег Тибра. Также можно вблизи рассмотреть бронзовую статую архангела Михаила, созданную фламандским скульптором Петером Антоном фон Вершаффельтом.

Смотровая площадка замка Святого Ангела

10. Замок Святого Ангела в популярной культуре

Замок Святого Ангела в силу своего узнаваемого образа часто используется в качестве фона для событий в кино, литературе и даже музыкальных произведениях. 

Самые известные упоминания замка Святого Ангела: 

  • место трагического финала оперы «Тоска» Джакомо Пуччини
  • фильм и книга «Ангелы и демоны» Дэна Брауна
  • фильм «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли
  • компьютерная игра Assassin's Creed: Brotherhood, где игрок видит замок таким, каким он был в начале XVI века

Необычная экскурсия в Риме «Вечный город и магия кино» – это возможность исследовать Вечный город с точки зрения любимых фильмов. Вы увидите как раскрученные достопримечательности, служившие декорациями к различным фильмам, так и секретные и малоизвестные места. Побываете в кафе, в котором любил выпить чашечку кофе сам Федерико Феллини. И приоткроте завесу тайны над секретом la dolce vita.  

Больше интересных статей об Италии:

Мистический Рим: 5 загадочных мест

Интересное в Риме. 5 необычных мест

5 необычных музеев Рима, где есть, над чем задуматься

Аль денте бакалавр: как сдают экзамены в итальянских вузах

Рим в апреле: погода, праздники, чем заняться

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

  • 7
    Поделились

Биография крепости: от гробницы до музея за пару тысячелетий

Усыпальница императора

Император Адриан — личность уважаемая в истории и значимая для Рима. Искусный дипломат, хороший администратор, воин, эстет и творческий человек — положительных качеств в нем хоть отбавляй. Одно плохо — завидовал император славе своего предшественника Августа. Чтобы хоть как-то преодолеть это нехорошее чувство, Адриан приказал строить для себя мавзолей, который превзошел бы своим великолепием гробницу Августа.

Гробницу строили по образцу захоронений этрусских царей: каменный цилиндр на квадратном основании, купол в виде холма, усаженного кипарисами, на вершине сам правитель в виде бога Солнца Гелиоса, управляющий квадригой коней. Получилось шикарно. Чтобы римляне не испытывали никаких проблем с посещением места упокоения своего правителя, был построен мост, соединяющий два берега Тибра рядом с гробницей. Результатов своих стараний император не увидел, но потомки точно исполнили завещание императора. Усыпальница была настолько величественна и красива, что ее стали использовать как место упокоения и других римских правителей, потеснив урну с прахом основателя. Но название гробницы осталось неизменным — Мавзолей Адриана.

Чудо, убежище пап, тюрьма для еретиков

После того, как диковатые варвары разрушили империю, а население великого города сократилось в сто раз (от миллиона до десяти тысяч!), в мавзолее уже никого не хоронили и редко кто заходил сюда. Все изменила чума.

В 590 году эпидемия моровой язвы не пощадила даже папу. Новоизбранный понтифик Григорий, который позже получит прозвище Великий, не стал дожидаться церемонии коронации, отправился в крестный ход вокруг Рима с иконой Богородицы в руках. Три дня толпа римлян шла за своим первосвященником, громко молясь об избавлении от страшной эпидемии. Когда силы стали оставлять папу, он увидел над мавзолеем Адриана Ангела. Посланец Божий вложил меч в ножны и исчез. Видение было истолковано, как весть об избавлении от чумы. Эпидемия закончилась в несколько дней.

С тех пор мавзолей стали называть Замком Святого Ангела, из языческой гробницы он превратился в место паломничества и папское убежище. На крыше крепости установили скульптуру Ангела в память о чудесном видении.

Средневековая история замка изобилует кровавыми и жестокими схватками местной знати, попытками штурмовать цитадель прославились многие европейские монархи, но проникнуть в крепость не удавалось никому. Многие папы пережидали здесь долгие осады, не испытывая никаких лишений и трудностей.

Когда королевские амбиции поутихли, а местная знать присмирела и больше не рисковала ссориться с папой, здесь появились залы для пиров и прочих увеселений римских епископов. Особенно отличился папа Борджиа, его развратные оргии не были секретом ни для кого, несмотря на толстые и неприступные стены замка.

Средние века превратили Замок Святого Ангела в хранилище папской казны (эту функцию замок сохранил до наших дней!). Залы уставленные огромными сундуками, полными золота и драгоценностей, куда заходить имели право исключительно понтифики с доверенными лицами, хранили казну Церкви.

Постепенно подземелье замка «заселили» теми, кто имел наглость усомниться в истинности Веры, безгрешности пап, устройстве мира — еретиками. Начинается тюремная история замка. Среди известных заключенных были: Галилео Галилей, Джордано Бруно, граф Калиостро, Бенвенутто Челлини. Последний «сидел» по откровенно уголовному делу, его обвинили в краже драгоценностей. Челлини же стал единственным узником замка, которому удалось бежать из этой тюрьмы для важных преступников. Далеко он не убежал, но сам факт впечатляет! Во время второй «отсидки» Челлини от скуки выцарапал на стене своей камеры рисунок «Христос Воскресший» — сегодня это один из самых ценных экспонатов музея.

От казармы до музея за сто лет

С началом эпохи промышленности и социальных революций, замок Святого Ангела перестал быть тюрьмой. Ватикан неохотно уступал укрепление светским властям, но вынужден был оставить себе только малую часть здания. В остальных помещениях разместился римский гарнизон. Солдаты, конюшни, штаб и командование — эти «насельники» пребывали здесь около ста лет. В конце XIX века замок был реконструирован и с наступлением XX века здесь открыли для посещения первую оружейную выставку, выросшую со временем в Национальный музей.

Увидеть больше! Рима

Рим
Колизей

Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени.

Рим

1

Самый большой фонтан в Риме, расположен на площади Треви.

Рим

Храм, посвящённый богам разных религий, также его называют «храм всех богов».

Рим
Пьяцца Навона

Самая элегантная площадь в столице Италии, в античные времена на этом месте располагался стадион, на котором проходили атлетические состязания.

Рим

Римский форму – это одна из главных площадей Рима с прилегающими к ней зданиями, находится она рядом с Колизеем.

Рим
Площадь Испании

Одно из самых посещаемых мест туристами в Риме. Название этой площади появилось из-за расположенного на ней посольства Испании.

Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения

«Белокурый Тибр», как называли его римляне из-за цвета осадочных пород, что вымывает его приток Аниен недалеко от Рима. Тибр никогда не был особенно широк, но был весьма коварен во время весенних и осенних паводков. Еще два столетия назад река могла превратить нижние части города в обширное болото, во время катастрофического наводнения 1598 года запросто можно было утонуть около Пантеона и на Пьяцца Навона, а в древнем Риме часть Форума затоплялась после каждого ливня.

Чтобы избежать подобных бедствий, своевольный Тибр в XIX веке заключили в тюрьму из массивных насыпных стен, идущих вдоль берегов.

Но мосты через реку в качестве связующего звена появились еще в античные времена. Сегодня Тибр пересекают 25 мостов, самый старый из них от современности отделяет 2300 лет истории. Многие из древних мостов облицованы травертином, который — удивительный факт! — с возрастом становится все белее. Под прямыми солнечными лучами такая белизна производит впечатление ослепительной.

Мост Сант-Анджело — самый красивый из мостов Рима и более прочих овеянный легендами. На сегодня он — единственный пешеходный мост. С пятью каменными арками, шириной 9 метров и длиной 130 метров от одного до другого берега — того, на котором нас ждет Замок Святого Ангела. Конечно, как же тогда еще мосту называться, как не Ponte Sant'Angelo!

Я склоняюсь над белым парапетом, в желтовато-мутной глади воды отражаются ангелы. Немало таких, кто полагает, что свое название мост получил в честь статуй. Но не стоит спешить с выводами, ангелы не всегда стояли здесь…

Две тысячи лет назад эту излучину реки облюбовал император Адриан для своего мавзолея. Это сейчас Тибр протекает по центральным кварталам Рима, а тогда правый берег реки был пуст — гробницы не допускались в пределы города. Неугомонный император, чье полное имя было Публий Элий Адриан, чтобы проложить путь к своему будущему мавзолею, построил мост Элий. И он все еще исправно служит римлянам. Прочность этого каменного моста действительно необыкновенная: ни одному потопу Тибра не удалось сломать или повредить его.

В четвертом веке нашей эры была построена базилика Святого Петра, главный путь к которой проходил через Элийский мост. И мост получил новое имя, став мостом Святого Петра. А потом в 590 году произошло чудесное явление архангела на вершине бывшего мавзолея, после чего величественная гробница стала Замком Святого Ангела, а ведущий к нему мост переименовали в Понте Сант-Анджело.

Впоследствии мост сочли подходящем местом, где можно в назидание горожанам выставлять трупы казненных преступников. Так в 1500 году состоялась первая «экспозиция». Тогда на мосту покачивались 18 тел повешенных — по девять с каждой стороны. Идея понравилась, и весь XVI век мост демонстрировал тела казненных и отрубленные головы.

Здесь рассталась с жизнью жертва несправедливости — юная Беатрис Ченчи. Говорят, что ночью, накануне каждой годовщины смерти бедняжки, по мосту проходит призрак женщины в белом платье. Фантом держит в руках свою голову с длинными волосами и подметает ими каменную мостовую.

Есть еще один трагический эпизод, связанный с историей моста. Произошел он в 1450 году, во время так называемого «святого» или «юбилейного» года. Подобное событие в католической церковной жизни происходит редко — раз в четверть века. По этому случаю в Риме собралась невероятная масса народа, желающего получить на льготных условиях полное отпущение грехов.

Празднование близилось к концу, когда случилась ужасная катастрофа. В субботу 19 декабря воодушевленные людские толпы, пополнив доходы папской казны и получив полное отпущение грехов плюс благословение папы Николая V, возвращались из собора Святого Петра. И вдруг под напором паломников рассыпался парапет моста… В образовавшейся давке и в холодной воде Тибра погибли без малого двести человек.

В 1527 году на мосту разместились мраморные апостолы Петр и Павел, а десять ангелов, что украшают мост, появились позже — в 1668 году по заказу папы Климента IX. Их создал великий скульптор Джан Лоренцо Бернини со своими учениками. Каждый ангел держит один из символов страстей господних: гвозди, терновый венец, кнут для бичевания и так далее. Даже в самый тихий день, когда нет ни малейшего шевеления воздуха, одежду этих ангелов словно обдувает какой-то средневековый ветер…

https://youtube.com/watch?v=v80Y7IMvK6I

Рим — интересный город, но его Замок Святого Ангела способен ошеломить каждого. Не правда ли, друзья? До скорой встречи!

Рубрика: Италия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: