Гора искушения в палестинском иерихоне и мои хождения по ней

Упоминание Иерихона в Библии

Считается, что самым важным историческим событием для города является битва при Иерихоне, которая подробно описана в Библии (Ветхий Завет). Есть две версии паденя стены, окружающей населенный пункт. Первая гласит, что стена рухнула по причине слишком громких восклицаний воинов и игры в трубы армии, а вторая говорит о том, что евреи штурмом взяли город, разрушив стену «по кирпичику».

Подробно в Библии описано и пребывание в Иерихоне Иисуса Навина, который приказал уничтожить всех его жителей и пощадил только блудницу с ее детьми. Именно Иисус наложил проклятие на все богатство города, запретив пользоваться медью и золотом, серебром – начался период упадка населенного пункта.

В Библии описываются случаи, когда цари пытались брать штурмом город, отстраивать его заново и сразу же испытывали на себе заклятье – их армия была разбита более слабыми противниками, их одолевали страшные болезни. И только отдельные евреи отказались подчиниться Иисусу Навину, отвергли его попытки выселения народа из Иерихона и остались в нем, начав новую историю населенного пункта.

Раскопки в городе Израиля

Первые раскопки велись в середине 19 века. Тоблер и Робинсон активно изучали холм неподалеку от Иордана, полагая, что именно в нем скрывается город Иерихон, упоминающийся в Библии. Но все труды были напрасными, никаких остатков не было обнаружено.

Вдалеке виднеется монастырь Каранталь

Вторая попытка провести раскопки на холме состоялась в 1894 году, и ученые нашли осколки посуды, относящейся к древнееврейской культуре. Это был настоящий успех, но исследование местности было приостановлено и возобновилось только в 1904 году немцами Гельшер и Тирш. Они вновь побывали на холме и подтвердили догадки своих предшественников о том, что под холмом скрыт древний город.

Но «первооткрывателем» стал совсем другой человек – Зеллин, который в 1907 году нашел материальные подтверждения гипотез и предположений.

Дом, обитатели которого жили примерно за 3 тысячи лет до нашей эры

В ходе активных раскопок были отрыты и жилые дома, и защитная стена города, и места для ритуальных обрядов. Благодаря деятельности археологов был уточнен «возраст» города.

Особое внимание ученых привлекла защитная стена – было точно установлено, что она реально развалилась на две стороны (тут сразу же вспомнились библейские предания). Встал вопрос, как вообще можно было разрушить подобное сооружение точно на две стороны – внутреннюю и наружную? Споры по этому поводу ведутся до сих пор, потому что вручную создать такие разрушения просто невозможно

Плетеный византийский орнамент с места раскопок в ИерихонеФрагменты широкогорлых амфор из раскопок в Иерихоне

Последние результативные раскопки проводились на месте древнейшего города в 1958 году. Сейчас ведется подготовка к продолжению подобных работ, в которых будет принимать участие и Россия.

Безопасность в палестинском Иерихоне

Безопасно ли в Палестине? Мы себя чувствовали прекрасно в этой стране. Арабы относятся к туристам с гораздо большим участием и добродушием, чем евреи. А Иерихон мне показался самым милым и душевным городом в регионе. Стоит опасаться поездок в Палестину, в том числе и в Иерихон, только в период обострения политических конфликтов. Сколько бы мы ни путешествовали, я всегда убеждаюсь, что нет «хороших» и «плохих», но есть политика. А обычные люди просто желают жить и радоваться мирному небу над головой.

Палестинские ребята

С искренней любовью к Иерихону,

Марина и Константин Саморосенко

Статьи из путешествия по Израилю:

  • Стоимость авиабилетов в Израиль из Минска =>>

Иерихон в Новом Завете

В Евангелии точно не указано, в каком именно месте пустыни постился Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения, но традиция связывает это место с горами, возвышающимися над Иерихоном. Это связано с уточнением, которое дает Евангелист Иоанн: «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды» (Иоан.3:23).

Место, где крестил Иоанн, находится вблизи от Иерихона

Сразу же после Крещения, как сообщают евангелисты, Иисус Христос был приведен Духом в пустыню.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:1-11)

На горе к западу от Иерихона расположен греческий православный монастырь Искушения. Уже с IV века на Сорокадневной горе селились подвижники. Пещеры, вырубленные ими в отвесных скалах, сохранились по сей день.

Храм монастыря, по преданию, находится на месте пещеры, в которой укрывался Господь во время Своего поста.

И. Н. Крамской «Христос в пустыне»

Подъем к монастырю для многих труден, но нам он дался легко: мы шли по благословению духовника с Иисусовой молитвой, читая ее неспешно и вдумчиво, по слову на каждую ступеньку, и готовы были идти так еще выше, до вершины горы. Но монастырь расположен на середине склона и дальше пути нет.

Постройки тесно прилепились к скале.

 
Монастырский храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
 

 

 
Нам очень понравились необычные кронштейны для лампад — в виде руки, держащей за хвост птицу.
 

 
Эта редкая икона изображает искушение Христа дьяволом.
 

 
Еще одна икона искушения — на стене пещеры напротив иконостаса.
 

 
У камня, где, по преданию, Господь был искушаем от дьявола, мы прочитали Евангелие, а затем приложились к камню искушения.
 

 
Окружающие горы настолько крутые и отвесные, что страшно подумать, как сюда издавна поднимались отшельники. На балкончике, висящем над пропастью, даже находиться страшно.
 

 

 
 
 

Развлечения и достопримечательности Иерихона

Главная достопримечательность города — археологические раскопки Телль эс-Султан на месте Древнего Иерихона. Правда, за исключением груды камней, некогда бывших частями башен, лестниц и других сооружений, насчитывающих по меньшей мере 7 тыс. лет, здесь мало что сохранилось до нашего времени.

Неподалеку от раскопок находится источник, в котором, согласно библейским преданиям, пророк Елисей опреснил воду. К северу от источника стоит древняя синагога Шалом аль-Исраэль с мозаичным полом — его нашли случайно во время строительства частного дома. На мозаике изображена менора и арка завета — арон а-кодеш, а на полу можно различить надпись на иврите: «Мир народу Израиля».

Менее чем в 3 км от Старого Иерихона расположен дворец халифа Хишама, построенный в 7 веке. Предполагают, что его проектировали как зимнюю резиденцию, однако еще до начала использования дворец был разрушен землетрясением. Ворота украшены сложной витиеватой резьбой и арабесками, за ними располагаются сидения — лежанки с каменными подголовниками. Далее простирается огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора ведет спуск под землю, где значительно прохладнее — там когда-то находились комнаты отдыха. Во дворце полностью сохранилась гостевая комната с мозаикой, стенами и крышей, а также мечеть с михрабом и бассейн с фонтаном. Найденные на территории дворца скульптуры сейчас можно увидеть в музее Рокфеллера в Иерусалиме.

На северо-западной окраине Иерихона находится Сорокадневная гора (другие названия: гора Каранталь, гора Искушения) — место искушения Иисуса Христа дьяволом. На вершине горы расположен древний греко-православный мужской монастырь, во дворе которого, по преданию, находится смоковница, куда взобрался Закхей, чтобы увидеть Спасителя. Напротив помещен аналой с иконой, а рядом растет современная смоковница, своей густой кроной покрывающая древнюю.

Йерихо и Иерусалим

Еврейские мудрецы в своих высказываниях подчеркивали связь между Иерусалимом и Иерихоном. Иерусалим — город Храма, столица Земли Израиля. Йерихо — первый город покоренный в Земле, где росли первые плоды Святой Земли, приносимые в Храме:

«… И будет когда пойдешь с нами и будет то благо…» – что же за благо которое свершили с ним? Сказали, когда разделял Израиль (еврейский народ) Землю (Израиля), отложили тучность (лучшую часть) Иерихона 500 на 500 локтей. Сказали, что тот, кто построит Храм в своем наделе, возьмет взамен тучность Иерихона. (Сифри Бамидбар, 81).

Сказал Раба бар бар Хана: «От Иерусалима до Иерихона десять парсаот (парса = 4 мили, около 4-ех километров), но звук осей (при открытии) дверей Храма был слышен на расстоянии восьми субботних наделов. Козы в Иерихоне чихались из-за запаха благовоний Храма. Женщины в Иерихоне не нуждались в благовониях из-за запаха благовоний Храма. Невеста в Иерусалиме не нуждалась в украшениях из-за запаха благовоний Храма. (Вавилонский Талмуд, Йома 39:).

Из Иерихона был слышен звук открытия Больших ворот Храма … из Иерихона слышали голос Песни (левитов), из Иерихона слышали голос шофара, а есть кто сказал что даже голос первосвященника произносившего Имя (В-севышнего) в День Искупления, из Иерихона обоняли запах приготовления благовоний Храма. (Мишна, Тамид 3, 8).

Сказал мой учитель … что все что сказали «было слышно из Иерихона» – это были чудеса. И именно в Иерихоне слышали, а не с других сторон, ибо Иерихон был как Иерусалим, ибо он начало завоевания Земли Израиля. И поэтому его сжег Йеошуа, сделав святым (приношением Б-гу), поэтому он как Иерусалим и там были слышны все эти (голоса), чтобы люди ощущали что в Иерихоне есть немного святости как в Иерусалиме. (Комментарий Райве»да к Мишне Тамид 3,8).

Иерихон в Ветхом Завете

В Библии Иерихон именуется также «городом пальм». Пальмы сохранились тут и в наши дни.

Город расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Крылатое выражение «труба иерихонская» связана с историей взятия Иерихона евреями под предводительством Иисуса Навина после исхода из Египта.

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды ; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и народ пойдет каждый с своей стороны.
 И призвал Иисус, сын Навин, священников и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. Таким образом ковчег Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом Господня и идучи трубили трубами. Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. 

В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
(Иис.Нав.6:1-19)

древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о взятии города Иисусом Навином, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, о котором рассказывается в 4-ой книге Царств:

И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
(4Цар.2:19-22)

Место Крещения Иисуса Христа

Рекомендовать место

Место крещения Иисуса Христа находится в 8 километрах от Иерихона, неподалеку от города Бейт-ха-Арава в Израиле. Именно здесь прошло крещение Сына Господнего Иоанном Предтечи. Сегодня святое место находится в пограничной зоне с Иорданией. Со стороны Израиля паломников пускают только на праздник Крещения Господня, но если подойди к месту со стороны Иордании, то без всяких преград можно искупаться в водах, где крестили Иисуса Христа.

Подтверждением святости данного места является находка археологов в виде основания греческой колонны, о которой шлось в сочинениях, написанных паломниками. Она была обнаружена в конце XX века на суше восточнее нынешнего берега Иордана, что объясняется изменением его русла. Историки утверждают, что именно на этом месте Израиль вступил в Землю Обетованную, именно через эту часть реки переправлялся царь Давид, когда убегал от восставшего Авессалома, и именно здесь проходил путь пороков Ильи и Енисея. Также через это место проходила Мария Египетская, уходя за Иордан оплакивать грехи. Много событий впитало в себя место крещения Иисуса Христа, сегодня в праздник Крещения Господня здесь проводится праздничное богослужение.

Древний город Лахиш

Рекомендовать место

1

1

Важное место в мировом культурном достоянии занимает «Каменная летопись мира», в которой воплотились ведущие идеи прошлого и современности. Войны вызвали гибель многих городов и сооружений

К этому числу принадлежит израильский древний город Лахиш. Укрепленный царем Иудейского царства Ровоамом город был трижды варварски разрушен: во время набега воинов фараона Шешонка, ассирийского царя Синаххериба и правителя Нововавилонского царства Навуходоно'сора.

До наших времен свидетельством этих войн дошли «лахишские письма», которые проливают свет на жизнь эпохи времени древнего города Лахиша. Сейчас это место принадлежит израильскому народу и является археологическим парком национального значения.

Координаты: 31.56603100,34.84892700

Монастырь св. Феодосия Киновиарха

Рекомендовать место

4

Монастырь святого Феодосия Киновиарха расположен в Палестинской национальной администрации, по дороге из монастыря Мар Саба в Бейт Сахура. Основал этот монастырь святой Феодосий Великий (424-529) в 476 году, чье имя он впоследствии и получил. Феодосий организовал новую форму монашеского уклада.

Местность, которую избрали для возведения монастыря, не шла ни в какое сравнение с территорией, на которой возводились другие палестинские лавры – здесь нет каменных пустынь, а есть горная возвышенность и прекрасная почва, причем, весьма плодоносная. В монастыре было четыре церкви, объяснялось это тем, что братия монастыря была многонациональная, и поэтому для них возводились разные церкви. Также на территории монастыря имелся приют для малоимущих.

Посредине Монастыря разместился храм с кругловидной крышей. В пещере под храмом в гробу покоятся останки Святого, рядом с ней склепы с останками Святых. Спускаясь ступенями пещеры, вы увидите, что сбоку находилась еще одна пещера. В ней по повелению Святого устроил себе гробницу его ученик Василий. Феодосий нашел свое пристанище навечно в той же пещере, в которой он впервые поселился отшельником.

Примечания

  1. ↑  (англ.). Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS). Дата обращения: 5 октября 2020.
  2. Ливан, Израиль, Палестинские территории // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Г. В. Поздняк. — Испр. в 2003 и 2007 гг. — М.: ПКО «Картография»: Изд-во Оникс, 2010. — С. 196. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография), ISBN 978-5-488-02507-3 (1-е оформления, Оникс), ISBN 978-5-488-02508-0 (2-е оформления, Оникс).
  3. Иерихон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Mithen, Steven (2006). After the ice : a global human history, 20,000-5000 BC (1st Harvard University Press pbk. ed. ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Значение слова

Название его звучит на древнееврейском как «Йерихо» или «Арихо». О значении этого слова нет единого мнения.

Наиболее распространенная версия – «благовонный», «благоухающий», так как здесь производили различные «ароматы», масла из растений, которые во множестве произрастали близ города. 

Некоторые думают, что «Йерихо» могли называть Луну, которой, возможно, покланялись первые жители этого места с незапамятных времен. 

Где находится

Место расположения города – северная часть так называемой Иудейской пустыни, местности к западу от священной реки Иордан, с древности принадлежавшей потомкам одного из израильских патриархов – Иуды, сына Иакова (отсюда название).

От Иерихона:

  • 7 км до Иордана;
  • 12 км до Мертвого моря;
  • 22 км до Иерусалима.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: