Ступаем на путь скорби

Виа Долороза: описание маршрута

Чтобы иметь представление о пути, вам не обязательно вводить в поиске «Виа Делороза крестный путь Иерусалим». Просто прочитайте этот раздел моей статьи. В нем я подробно описывают маршрут со всеми 14-тью остановками.

Стартует маршрут от Львиных Ворот. Далее краткое описание каждой остановки.

ОстановкаNo1

Согласно повериям, именно на этом месте Иисусу Христу был вынесен приговор Понтием Пилатом. Сегодня здесь – мусульманская школа Эль-Омария. Посетить ее можно с понедельника по субботу с 14:30 до 18:00 (в пятницу вход закрывается чуть раньше – в 16:00). Вход – бесплатный.

Остановка No2

Она розпологается в непосредственной близости от первой. Считается, что именно тут на Иисуса был надет терновый венок и дан крест. Эта станция находится рядом с монастырем Бичевания. Его можно посетить совершенно свободно в любой день, начиная с 8 утра и до 11:45, а также с двух часов дня до шести часов вечера.

Кстати! Улица Виа Делороза фото которой представлены на моем сайте, привлекает и оригинальными витражами на окнах монастырей и храмов. Например, на монастыре Бичевания представлены витражи с изображением сцены бичевания Иисуса.

Остановка No4

Через 20-ть метров – следующая станция. Рядом с небольшой армянской церквушкой. Здесь Иисус увидел свою мать – Деву Марию.

Остановка No5

На перекрестке с улицей Эль-Вад находится пятая. Именно здесь Римские легионерыпри принудили Симона забрать у Иисуса крест. Сегодня здесь размещена францисканская часовня.

Остановка No7

Она расположена на пересечении улиц Сук Хан аз-Зейт и Эль-Ханка. Здесь в настоящее время возвышается небольшая францисканская часовня. Считается, что в этом месте Иисус упал второй раз.

Остановка No8

Через 30-ть метром распологаеться следующая станция. На нее показывает соответствующая мемориальная табличка. Считается, что именно здесь Христос обращается к плачущей женщине.

Остановка No9

Чтобы попасть на нее, нужно отойти немного назад и свернуть на улицу. Сук Хан аз-Зейт. Примерно через пять десятков шагов вы увидите небольшую лестницу, которая ведет в часовню. Это и есть станция No9. В этой молельне до сих пор стоит колонна римских времен. Считается, что около нее Иисус упал в третий раз.

Остановка No10-14

Эти станции находятся непосредственно в Храме Гроба Господня. Каждая из них имеет свое значение и показывает на то, где именно:

  • Иисуса раздели;
  • его распяли;
  • где он умер на кресте;
  • где был положен в гроб и воскрес.

Пройдя по улице Виа Долороза, вы проникнетесь давней атмосферой этого места. Скорбный путь никого не оставляет равнодушным. Даже убежденные атеисты пересматривают свои взгляды, проникаются уважением к вере.

В заключении хочу от себя добавить. Побывав в Израиле и не посетить эту улицу — невозможно. Иначе придется с уверенностью говорить, что вы не были на Земле Обетованной!

Начало: суд и приговор

Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:

  • Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
  • Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
  • Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
  • Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
  • Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».

Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.

Путь Христа

На донском «Пути Спасителя» были сделаны остановки, которые позволяют и сейчас соотнести галерею с Иерусалимским путем Господа: это преторий Понтия Пилата, место встречи Спасителя с Богородицей, встреча с Симоном Кириянином, встреча с плачущими женщинами, место, где римские легионеры кидали жребий об Его одеждах, Голгофа и Кувуклия.

Например, Голгофа изображена как подъем в 13 ступеней, которая выводит на небольшую площадку, где в стене вырублен киот для распятия, а потом снова спускается. Именно 13 ступеней вели на Голгофу, по описаниям паломников Василия Позднякова и Трифона Коробейникова: «А подъем на святую гору Голгофу по лестнице в тринадцать ступеней».

К югу от «Голгофы» находится копия Кувуклии — пещеры, где был положен Спаситель. Это шестиугольное помещение с погребальным ложем. Ранее в ней находилась икона Воскресения Христова. Остальные «станции» обозначены поворотами галереи, часовнями, а начало пути — арка Ecce Home совершенно четко обозначена помещением с вырезанным арочным киотом для иконы, изображающей суд над Спасителем.

Странно, но уже через сто лет в XVIII веке смысл галерей был совершенно утрачен. В 1823 году в книге «Меловые пирамиды. Отечественные достопамятности» галереи вокруг храма описывались как «оригинальный ход в виде спирали», что свидетельствует о том, что сакральное значение построек внутри горы было потеряно. И лишь у местных жителей остались смутные предания об иноках-малороссах, выкопавших в горе неведомые ходы.

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель. Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой

Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей

Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Несколько интересных фактов об Иерусалиме

Иерусалим стал столицей Израиля совсем недавно (в 1950 году), хотя история этого древнего города насчитывает более 4000 лет.

Иерусалим имеет 70 (!) названий и переводится как «город мира». Но по иронии судьбы ни одно другое место на свете не пережило столько войн и разрушений!

Кто только не завоевывал и не разрушал Иерусалим за две тысячи лет! И Навуходоносор II, и Александр Македонский, и Ирод Великий, и римские императоры, и арабский халиф Омар, и крестоносцы, и египетские мамелюки, и сами же евреи в периоды восстаний и даже… английские войска.

А еще этот уникальный город называют «местом трех религий»: ислама, христианства и иудаизма. Представьте, в одном-единственном городе хранятся священные реликвии ТРЕХ совершенно разных вероисповеданий!

Иерусалим

Локализация пути Господня в Иерусалим

Теперь, поразмышляв о празднике, отметим одну интересную деталь. Библейская история оживает, когда соприкасаешься с географией и археологией Святой земли. Несколько лет назад мне повезло пройти той самой дорогой, по которой Иисус ехал на ослике в Иерусалим, и с тех пор я непременно привожу сюда паломников. Речь идет о раскопках в иерусалимском музее-заповеднике «Город Давида».

Как правило, показывая величественную панораму Иерусалима со смотровой площадки на Елеонской горе, православные гиды обращают внимание паломников на заложенные камнем «Золотые ворота» в восточной стене города. Золотые ворота в восточной стене Иерусалима

Вид от церкви Всех Наций в Гефсиманском саду

Золотые ворота в восточной стене Иерусалима. Вид от церкви Всех Наций в Гефсиманском саду

Говорят, что, мол, в эти врата и входил Иисус в Иерусалим во время царского входа на ослике. Однако на самом деле это не так. Восточные ворота ведут непосредственно на территорию Храмовой горы, к участку, который был близок ко святилищу и Святому святых. Эти ворота не использовались для входа в город. Раз в году, согласно Закону, в Йом Киппур, среди жертвенного скота в Иерусалимский Храм приводили двух козлов. Первосвященник бросал жребий, и один козел приносился в жертву за грех, над другим же козлом совершался особый обряд очищения. «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев 16:20-22). Во времена Второго Храма через восточные ворота и выводили козла отпущения: за ними через Кедроскую долину возвышается холм Елеонский, а дальше за холмом уже начинается иудейская пустыня.

Центральный же вход в Иерусалим, которым проходили паломники во времена Иисуса, приходившие на поклонение в Храм, находился с южной стороны города. Сразу у входа была расположена знакомая нам по Евангелию купальня Силоам, куда по подземному тоннелю подавалась вода из единственного в Иерусалиме источника пресной воды — Гихона. Иерусалимляне ценили и ценят каждую каплю воды. Дождевая вода тут тоже не пропадала даром, но собиралась в подземные каменные резервуары — цистерны. Омывшись в купальне, как предписывалось Законом, паломники поднимались центральной улицей к Храму. Ее мостовая была выложена каменными плитами, а вокруг располагались многочисленные лавки. Какого только люда здесь не было! Благочестивые исполнители закона фарисеи, пастухи, галилейские рыбаки, сборщики налогов, торговцы разными снедями и товарами, тут же сновали карманники и выглядывали клиентов проститутки… Одним словом, бурлила жизнь восточного города. Как всегда, в гуще людской смешивались благочестие и грех…

Центральная улица Иерусалима, ведущая к Храму

Этим же путем проследовал и Иисус Христос, сидя верхом на ослике во время Своего последнего Входа в Иерусалим. Под плитами мостовой находился водосточный канал, по которому дождевая вода из разных районов города стекала в Силоамскую купель. Улица с водостоком была раскопана археологами совсем недавно, и теперь у нас есть уникальная возможность пройти путем Спасителя. Наверху — арабская деревушка, а мы идем под землей по достаточно просторному водосточному каналу, и над головой у нас — те самые плиты, по которым ходил Иисус.

Раскопанная дорога под центральной улицей Иерусалима времен Иисуса

Вот этим, подлинным путем Спасителя, и следовало бы водить наших православных паломников почаще! Ведь тот «Крестный путь» (Via Dolorosa), которым любят водить гиды в современном Старом городе — даже не реконструкция пути Христа, а молитвенный путь монахов-францисканцев, сформировавшийся в нынешнем виде только с XVIII века. У нас же есть возможность проходить подлинным путем Христа, стоит только купить входной билет в «Город Давида».

Остатки ступеней, ведущих в Иерусалимский Храм

Пройдя путем Иисуса, мы выходим к территории Храма. Так называемая «Стена плача», которая так называется лишь у нас, а во всем мире известна просто как «Западная стена», — это подпорная стена холма, на котором стоял Храм Иерусалимский. У нас же есть возможность побывать на месте лавок менял и продавцов жертвенных животных, которые разогнал Иисус, выйти к ступеням времен Иисуса, ведущим в Храм, и подойти к его центральному входу. Но это уже, как говорится, другая история…

Символическое значение или почему крест нес Симон?

Священник Андрей Чиженко говорит в проповеди: «Симон буквально исполнил слова Христовы «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Отец Александр Мень объясняет, что это означает: «раздели со Мной Мое страдание… и желание умереть за мир», чтобы оживотворить его. «Бог призывает нас испить горькое лекарство Голгофы, чтобы исцелиться в Воскресении Христовом» (свящ. Андрей Чиженко). «Недаром мы носим на груди крест» – пишет иерей Филипп Парфенов, «он означает служение миру, людям и Господу».

Преп. Иероним Блаженный, Спиридонский пишет, что несение Симоном креста за Иисусом Христом символически значит, что искупительную жертву Господа и Его Крест принимают языческие народы, раз чужестранец послушно понес крест Спасителя.

(28 оценок, среднее: 4,43 из 5)

Локализация пути Господня в Иерусалим

Теперь, поразмышляв о празднике, отметим одну интересную деталь. Библейская история оживает, когда соприкасаешься с географией и археологией Святой земли. Несколько лет назад мне повезло пройти той самой дорогой, по которой Иисус ехал на ослике в Иерусалим, и с тех пор я непременно привожу сюда паломников. Речь идет о раскопках в иерусалимском музее-заповеднике «Город Давида».

Как правило, показывая величественную панораму Иерусалима со смотровой площадки на Елеонской горе, православные гиды обращают внимание паломников на заложенные камнем «Золотые ворота» в восточной стене города. Золотые ворота в восточной стене Иерусалима

Вид от церкви Всех Наций в Гефсиманском саду

Золотые ворота в восточной стене Иерусалима. Вид от церкви Всех Наций в Гефсиманском саду

Говорят, что, мол, в эти врата и входил Иисус в Иерусалим во время царского входа на ослике. Однако на самом деле это не так. Восточные ворота ведут непосредственно на территорию Храмовой горы, к участку, который был близок ко святилищу и Святому святых. Эти ворота не использовались для входа в город. Раз в году, согласно Закону, в Йом Киппур, среди жертвенного скота в Иерусалимский Храм приводили двух козлов. Первосвященник бросал жребий, и один козел приносился в жертву за грех, над другим же козлом совершался особый обряд очищения. «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев 16:20-22). Во времена Второго Храма через восточные ворота и выводили козла отпущения: за ними через Кедроскую долину возвышается холм Елеонский, а дальше за холмом уже начинается иудейская пустыня.

Центральный же вход в Иерусалим, которым проходили паломники во времена Иисуса, приходившие на поклонение в Храм, находился с южной стороны города. Сразу у входа была расположена знакомая нам по Евангелию купальня Силоам, куда по подземному тоннелю подавалась вода из единственного в Иерусалиме источника пресной воды — Гихона. Иерусалимляне ценили и ценят каждую каплю воды. Дождевая вода тут тоже не пропадала даром, но собиралась в подземные каменные резервуары — цистерны. Омывшись в купальне, как предписывалось Законом, паломники поднимались центральной улицей к Храму. Ее мостовая была выложена каменными плитами, а вокруг располагались многочисленные лавки. Какого только люда здесь не было! Благочестивые исполнители закона фарисеи, пастухи, галилейские рыбаки, сборщики налогов, торговцы разными снедями и товарами, тут же сновали карманники и выглядывали клиентов проститутки… Одним словом, бурлила жизнь восточного города. Как всегда, в гуще людской смешивались благочестие и грех…

Центральная улица Иерусалима, ведущая к Храму

Этим же путем проследовал и Иисус Христос, сидя верхом на ослике во время Своего последнего Входа в Иерусалим. Под плитами мостовой находился водосточный канал, по которому дождевая вода из разных районов города стекала в Силоамскую купель. Улица с водостоком была раскопана археологами совсем недавно, и теперь у нас есть уникальная возможность пройти путем Спасителя. Наверху — арабская деревушка, а мы идем под землей по достаточно просторному водосточному каналу, и над головой у нас — те самые плиты, по которым ходил Иисус.

Раскопанная дорога под центральной улицей Иерусалима времен Иисуса

Вот этим, подлинным путем Спасителя, и следовало бы водить наших православных паломников почаще! Ведь тот «Крестный путь» (Via Dolorosa), которым любят водить гиды в современном Старом городе — даже не реконструкция пути Христа, а молитвенный путь монахов-францисканцев, сформировавшийся в нынешнем виде только с XVIII века. У нас же есть возможность проходить подлинным путем Христа, стоит только купить входной билет в «Город Давида».

Остатки ступеней, ведущих в Иерусалимский Храм

Пройдя путем Иисуса, мы выходим к территории Храма. Так называемая «Стена плача», которая так называется лишь у нас, а во всем мире известна просто как «Западная стена», — это подпорная стена холма, на котором стоял Храм Иерусалимский. У нас же есть возможность побывать на месте лавок менял и продавцов жертвенных животных, которые разогнал Иисус, выйти к ступеням времен Иисуса, ведущим в Храм, и подойти к его центральному входу. Но это уже, как говорится, другая история…

Начало: суд и приговор

Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:

  • Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
  • Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
  • Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
  • Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
  • Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».

Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.

Голгофа

Оставшиеся пять остановок пути расположены непосредственно под крышей Храма Гроба Господня:

  • Часовня разоблачения — стоит на месте, где с Христа сорвали одежды перед казнью;
  • Место прибития к Кресту — обозначено алтарем;
  • Место распятия — обозначено отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь же можно прикоснуться к самой Голгофе;
  • Снятие с креста и помазание благовониями — каменная плита, на которой тело Христа было подготовлено для погребения после смерти на Кресте;
  • Гроб господень — самое святое и почитаемое место всех христиан, часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия.

В храме Гроба Господня заканчивается Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

Голгофа

Оставшиеся пять остановок пути расположены непосредственно под крышей Храма Гроба Господня:

  • Часовня разоблачения — стоит на месте, где с Христа сорвали одежды перед казнью;
  • Место прибития к Кресту — обозначено алтарем;
  • Место распятия — обозначено отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь же можно прикоснуться к самой Голгофе;
  • Снятие с креста и помазание благовониями — каменная плита, на которой тело Христа было подготовлено для погребения после смерти на Кресте;
  • Гроб господень — самое святое и почитаемое место всех христиан, часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия.

В храме Гроба Господня заканчивается Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

Крестный путь. 14 стояний Крестного Пути

В первые века христианства многие верующие хотели почтить страдания Христа. В Иерусалим двинулись паломники. Они шли путём Спасителя на Голгофу и переживали его земные страдания. Но пусть в Иерусалим был долог и дорог. Не все христиане могли себе позволить путешествие на Святую Землю. Поэтому, во многих местах стали устраивать символический путь на Голгофу со стояниями. Крестные стояния представляют собой Страсти Христовы – от осуждения Христа на смерть до Его погребения. Совершая 14 стояний, верующие мысленно сопровождают Христа на Голгофу, размышляют о Его крестных муках и прославляют его подвиг.

Вспомним Крестный путь Христа и все 14 стояний. 1.Иисуса Христа осуждают на смерть. 2.На Иисуса Христа возлагают крест. 3.Иисус падает под бременем креста. 4.Иисуса Христос встречает свою Пречистую Матерь. 5.Симон Кириниянин помогает Христу нести крест. 6.Святая Вероника отирает Лик Спасителя. 7.Христос второй раз падает под бременем креста. 8.Христос утешает плачущих женщин. 9.Иисус падает под бременем креста в третий раз. 10.Иисуса Христа обнажают. 11.Иисуса Христа пригвождают ко кресту. 12.Христос умирает на кресте. 13.Иисуса Христа снимают с креста. 14.Погребение Иисуса Христа.

А теперь рассмотрим изображения. Мы сфотографировали их на внешней стороне костёла Непорчного Зачатия Пресвятой Богородицы в Москве.

Собор Непорчного Зачатия Пресвятой Богородицы в Москве

Иисуса Христа осуждают на смерть.

На Иисуса Христа возлагают крест.

Иисус падает под бременем креста.

Иисуса Христос встречает свою Пречистую Матерь

Симон Кириниянин помогает Христу нести крест

Святая Вероника отирает Лик Спасителя

Христос второй раз падает под бременем креста

Христос утешает плачущих женщин

Иисус падает под бременем креста в третий раз

Иисуса Христа обнажают

Иисуса Христа пригвождают ко кресту

Христос умирает на кресте

Иисуса Христа снимают с креста

Крестный путь в искусстве

Мы не собираемся углубляться в теологические рассуждения католического и православного толкования. Нас интересуют 14 стояний Крестного Пути с точки зрения изобразительного искусства. Ведь они встречаются не только в церквях. Подобные барельефы и картины нередко можно найти в собраниях знаменитых европейских музеев.

Уже больше двух тысяч лет художники обращаются к изображениям 14 стояний Крестного Пути. Современные мастера также не проходят мимо библейских сюжетов. Причём, католическая церковь благосклонно относится к весьма свободному изображению Крёстного Пути и вольной манере мастеров.

Мы не сильно подкованы в богословских вопросах. Каждый раз, рассматривая изображения 14 стояний, мы мучительно припоминаем – что означает тот или иной сюжет. Поэтому, небольшие пояснения к картинам нас чрезвычайно заинтересовали. Спешу поделиться с читателями нашим небольшим открытием.

История обители

Как давно на территории современной обители, расположенной в Лискинском районе Воронежской области, жили монахи — неизвестно. Рисунки в катакомбах внутри горы по начертанию схожи с рисунками первых христиан в римских катакомбах. Предание гласит, что монастырь основали греки-схимонахи Иоасаф и Ксенофонт, которые приехали с Сицилии, привезли чудотворную икону Богородицы и начали жить в местных пещерах, обустроив скит.

Развитие обители началоcь в XVII веке, когда сюда из-за Днепра, вытесненные поляками, переселились казаки атамана Ивана Дзиньковского. С ними приехали и монахи, которые и занялись обустройством обители. В 1653 году были выстроены кельи для монахов, деревянные стены и первый храм. В это время здесь подвизалось 15 монахов во главе с настоятелем Гурием. В 1658 году монахи построили пещерный храм в честь Предтечи Господня — Иоанна. Правительство России выделило обители содержание и прикрепило к монастырю мельницу и покосы. Так на Дону появилась первая пещерная обитель.

В XVII веке в обители были две «брусчатые» церкви. Одна — во имя Святого Николая-Угодника, вторая — во имя Успения Божьей Матери. Но духовная жизнь монастыря вращалась вокруг пещерного храма Предтечи; в 1693 году его перестроили и заново освятили. Одновременно обустройство храма шло и в горе вокруг него, где расширялись и углублялись галереи.

История

Три часовни Веркяйской Голгофы

Станция Креста в Храме Богоматери Фатимы , Португалия

«Крестный путь» Геннадия Ершова — 15 рельефных изображений (бронза) Базилика Вознесения Девы Марии . Гданьск , Польша

Открытая станция в Йиржетин-под-Едловой

Типичное внутреннее размещение вдоль нефа ( Гонконгский католический собор Непорочного зачатия )

Станции Креста возникли в результате паломничества в Иерусалим и желания воспроизвести Виа Долороза . Подражание святым местам было не новой концепцией. Например, религиозный комплекс Санто-Стефано в Болонье , Италия, скопировал Храм Гроба Господня и другие религиозные объекты, включая Масличную гору и Долину Иосафата .

После осады 1187 года Иерусалим пал перед войсками Саладина , первого султана Египта и Сирии. Сорок лет спустя францисканцам разрешили вернуться в Святую Землю . Их основатель, святой Франциск Ассизский , особо почитал Страсти Христовы и, как говорят, был первым человеком, получившим стигматы . В 1217 году Святой Франциск также основал Кустодию Святой Земли, чтобы охранять и поощрять преданность святым местам. Их усилия были признаны, когда францисканцы были официально объявлены хранителями святых мест Папой Климентом VI в 1342 году. Хотя несколько путешественников, посетивших Святую Землю в 12–14 веках (например, Рикколдо да Монте ди Кроче , Бурхард с горы Сион , Яков Веронский) ), упоминают «Via Sacra», то есть установленный маршрут, по которому следовали паломники, в их отчетах нет ничего, что могло бы отождествить его с Крестным путем, как мы его понимаем. Самое раннее использование слова «станции» применительно к привычным местам остановки на Священной дороге в Иерусалиме встречается в рассказе английского паломника Уильяма Вея , посетившего Святую Землю в середине 15 века, и описал паломников, идущих по стопам Христа на Голгофу. В 1521 году была напечатана книга под названием Geystlich Strass (нем. «Духовная дорога») с иллюстрациями станций на Святой Земле.

В течение 15 и 16 веков францисканцы начали строить ряд открытых святынь в Европе, чтобы дублировать их аналоги на Святой Земле. Количество станций варьировалось от семи до тридцати; семь было обычным явлением. Обычно их размещали, часто в небольших зданиях, у входа в церковь, как в наборе 1490 года Адама Крафта , ведущем к Йоханнискирхе в Нюрнберге . Ряд сельских примеров были созданы как самостоятельные достопримечательности, как правило, на красивых лесистых холмах. К ним относятся Сакро Монте-ди-Домодоссола (1657 г.) и Сакро-Монте-ди-Бельмонте (1712 г.) и являются частью Сакри-Монти в Пьемонте и объекте Всемирного наследия Ломбардии , вместе с другими образцами на различные религиозные темы. В них скульптуры часто приближаются к натуральному размеру и очень сложны. Остатки их часто называют холмами Голгофы .

В 1686 году в ответ на их прошение Папа Иннокентий XI предоставил францисканцам право устанавливать станции в своих церквях. В 1731 году папа Климент XII распространил на все церкви право иметь станции при условии, что их построил отец-францисканец с согласия местного епископа. При этом число было зафиксировано — четырнадцать. В 1857 году английским епископам было разрешено возводить станции самостоятельно, без вмешательства францисканского священника, а в 1862 году это право было распространено на епископов всей церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: