История
Модель виллы Адриана
План виллы Адриана
Воссозданный на вилле Канопус, курорт недалеко от Александрии, вид из храма Сераписа.
Вилла была построена в Тибур (современный Тиволи ) как отступление от Рима для императора Адриана во второй и третьей декадах века нашей эры 2. Говорят, что Адриану не понравился дворец на Палатинском холме в Риме , что привело к строительству убежища. Традиционно римский император построил виллу как место для отдыха от повседневной жизни. Предыдущие императоры и богатые римляне, такие как Траян , также строили виллы. Многие виллы также были самоокупаемыми с небольшими фермами и не нуждались в импорте продуктов питания.
Живописные пейзажи вокруг Тибура сделали этот район популярным выбором для вилл и уединения в сельской местности. По общему мнению, он был популярен среди жителей испанского полуострова, проживавших в Риме. Возможно, это поспособствовало выбору Адриана недвижимости — хотя он родился в Риме, его родители приехали из Испании, и он, возможно, был знаком с этим районом в молодости.
Также могла быть связь через его жену Вибию Сабину (83–136 / 137), которая была племянницей императора Траяна. Семья Сабины владела большими земельными участками, и предполагается, что собственность Тибура могла быть одной из них. Вилла республиканской эпохи легла в основу постройки Адриана.
В последние годы своего правления Адриан фактически управлял империей с виллы. Адриан начал использовать виллу в качестве своей официальной резиденции примерно в 128 г. н.э. Таким образом, здесь постоянно проживал большой двор, и большое количество посетителей и бюрократов пришлось бы развлекать и временно размещать на территории. Почтовая служба поддерживала связь с Римом в 29 километрах (18 миль), где находились различные правительственные ведомства.
Неизвестно, жила ли на вилле жена Адриана на временной или постоянной основе — его отношения с ней были явно натянутыми или отдаленными, возможно, из-за его неоднозначной сексуальности. Родители Адриана умерли, когда он был молод, и он и его сестра были усыновлены Траяном. Возможно, что двор Адриана на вилле был преимущественно мужским, но вполне вероятно, что там проживала медсестра его детства Германа, к которой он глубоко привязался (она фактически пережила его).
После Адриана вилла время от времени использовалась его преемниками ( на территории были найдены бюсты Антонина Пия (138–161), Марка Аврелия (161–180), Луция Вера (161–169), Септимия Севера и Каракаллы ) . Зенобия , свергнутая королева Пальмиры , возможно, жила здесь в 270-х годах.
Во время упадка Римской империи в 4 веке вилла постепенно вышла из употребления и была частично разрушена, так как ценные статуи и мрамор были вывезены. Обе стороны использовали этот объект как склад во время разрушительной готской войны (535–554 гг.) Между остготами и византийцами . Были обнаружены остатки печей для обжига извести , где мрамор из комплекса обжигался для извлечения извести для строительных материалов. Строительный материал также использовался христианами для строительства базилик и других зданий.
В 16 веке кардинал Ипполито II д’Эсте убрал большую часть оставшегося мрамора и статуй на вилле Адриана, чтобы украсить свою собственную виллу д’Эсте, расположенную поблизости. С того периода в ходе раскопок время от времени находили новые фрагменты и скульптуры, некоторые из которых хранились на месте или размещались на месте в выставочных зданиях.
История создания
Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить, другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.
Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно. Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.
Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.
Интересные факты
Одно из уникальных античных сооружений – Морской театр частично восстановили на средства богатого итальянца
Предприимчивый бизнесмен использует фото удивительной виллы на острове в рекламных целях, привлекая внимание туристов. Остов круглого строения, в центре которого видны остатки фундаментов небольших помещений и колонн, омываемый водами канала, выглядит очень романтично
Чтобы величайший памятник Римской эпохи продлил свою жизнь, архитекторы, инженеры и скульпторы создали реконструкцию виллы в виде объёмного макета, максимально точно воспроизведя все объекты шедевра. Сегодня можно посмотреть мини-копию виллы Адриана, макет которой установлен в небольшом домике рядом с автопарковкой. В 2010 г. здесь снимали документальный фильм «Новости о раскопках». Но ещё осталось немало тайн, скрытых поросшей оливами забвения землёй.
Сооружения виллы
Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса. Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus), остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.
Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин. Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.
Печиле
Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м, расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона. К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.
Подземная дорога
В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.
В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании. Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.
Претория
Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.
Канопа
Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м, украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.
Музей Канопы
Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.
Золотая площадь
Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.
Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.
История
Вилла была построена между 118 и 134 годами на краю известняковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.
Мозаика из виллы Адриана
Вилла построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем. Названия многих частей виллы даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано. Однако только Канопа может быть достоверно опознана, а все другие соответствия придуманы в более позднее время.
Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя. Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.
Современное значение
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО ) включила виллу Адриана в список Всемирного наследия в 1999 году. В обозначении были указаны границы объекта и создана буферная зона вокруг него, в которой не разрешалось новое строительство. В 2011 году муниципальное правительство Тиволи объявило о планах, которые позже были отменены, по строительству свалки отходов поблизости от виллы и одобрило строительство государственного жилья на 120 000 кв. Метров в буферной зоне. На своем 36-м ежегодном совещании ЮНЕСКО официально рассмотрела эти посягательства на объект. Хотя они поблагодарили правительство Италии за его решение отказаться от строительства свалки в районе Корколле, комитет просил правительство «своевременно информировать Центр всемирного наследия о любом крупном проекте развития, запланированном в буферной зоне объекта. , включая жилищную застройку в Компренсорио ди Понте Лукано, для которой должна быть включена оценка воздействия на наследие в соответствии с параграфом 172 Руководства по эксплуатации до принятия каких-либо необратимых обязательств ». ЮНЕСКО также попросила «государство-участник представить. . . обновленный отчет о состоянии сохранности собственности »к февралю 2014 года, отражающий обеспокоенность по поводу ухудшения состояния обнаженных руин.
Причины включения виллы в список Всемирного наследия: это шедевр, который объединяет материальную культуру средиземноморского мира, он вдохновил эпоху Возрождения и барокко, он также вдохновляет современный мир, а вилла представляет собой исключительное выживание. ранней Римской империи.
В 2016 году в рамках реорганизации Министерства культуры и культуры, вилла Адриана, соседняя Вилла д’Эсте и храм Геркулеса в Тиволи были переданы в ведение недавно созданного Автономного института виллы Адриана. .
Accademia Adrianea di Architettura ed Archeologia1 объявила о приеме документов для конференции под названием «Создание буфера ЮНЕСКО в Aobe».
Академия на вилле была помещена в список 100 наиболее подверженных угрозе исчезновения мест 2006 года Всемирного наблюдения за памятниками из-за быстрого ухудшения состояния руин.
В 2019 году ЮНЕСКО определило виллу Адриана как объект с особым иммунитетом от военных действий в связи с ее огромной символической ценностью. Этот дополнительный уровень безопасности запрещает членам ООН атаковать объект или использовать его в военных целях в случае войны.
В феврале 2021 года археологи во главе с исследователем Рафаэлем Идальго Прието из Университета Пабло де Олавиде объявили об обнаружении останков комнаты для завтрака Адриана, которые раньше демонстрировали его имперскую власть. Они обнаружили структуру в виде водяного триклиния и отдельную столовую, которая послужила моделью для известного Серапеума .
«Император хотел показать то, что поразило бы посетителя, то, чего не видели больше нигде в мире и что есть только на вилле Адриана», — сказал Прието.