Природные достопримечательности
Заповедники и Национальные парки, гроты, пещеры, водопады, долины и тропы
В Италии есть несколько охраняемых территорий разных типов: природные, горные и морские, региональные и муниципальные парки, природные и зоологические заповедники. В дополнение к этому – множество доступных каждому природных красот. Горные хребты и долины, морские гроты и скальные пещеры, заливы и водопады. Активные любители природных достопримечательностей найдут для себя пешеходные и велосипедные тропы, а желающие принять термальные ванны – природные источники.
Самый старый национальный парк Италии – Парадизо, раскинувшийся между Валле д’Аоста и Пьемонтом. Он был создан в 1922 году. Парк Стельвио простирается в сердце Альп на территории 24 муниципалитетов и 4 провинций. Многие путешественники слышали или посещали удивительный национальный парк Чинкве Терре в Лигурии, Венецианскую лагуну и дельту реки По. Вдоль Тирренского моря в Лацио тянется национальный парк Чирчео, на севере страны особой популярностью пользуются Доломитовые Альпы.
Дворец Дожей (Венеция)
Одно из самых уникальных зданий Венеции, да и всей Италии – Дворец Дожей.
Дворец Дожей /фото Fred Romero
Это готическое строение как будто смеется над законами физики и перспективы. Массивную верхнюю часть, которая выглядит монолитом, держит аркада из тонких колонн и ажурных каменных украшений.
Облицованный светлым мрамором, дворец кажется парящим над площадью и морем.
Роскошно оформленные залы с расписанными лучшими венецианскими художниками потолками, со стенами, завешанными картинами и аллегорическими изображениями, расскажут вам всю историю морской республики в ее лучшие годы. Вы узнаете о государственном устройстве Светлейшей Республики, посмотрите выставку средневекового оружия, побываете в тюрьмах, куда пройдете через Мост Вздохов.
Дворец Дожей, как красивая книга с яркими картинками, поделится с вами тайнами венецианской жизни и истории.
Как попасть во Дворец Дожей, смотрите здесь
Какие галереи искусств в Италии обязан посетить каждый? Развиваемся культурно и духовно
На протяжении всей своей многовековой истории Италия неустанно дарила миру талантливых художников, имена которых не забыты и по сей день. Некоторые из творений великих мастеров находятся в Сикстинской Капелле в Ватикане. Однако Венеции, Милану и Флоренции также есть чем похвастать. Мы подготовили десятку самых известных и поражающих воображение галерей искусств.
К сожалению, площадь здания галереи современного искусства (Galleria d’Arte Moderna) небольших размеров, необходимых для размещения огромного количества творений знаменитых художников, поэтому многие экспонаты мало-помалу «перекочевывают» в другие музеи. Эта галерея интересна тем, кто восхищается искусством 18-21 веков.
Национальная галерея современного искусства в Риме
Истоки римского современного искусства уходят в те времена, когда творили такие мастера как Болдини (Boldini), Сегантини (Segantini) и Фаттори (Fattori). Национальная галерея современного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Moderna e Contemporanea) была основана в далеком 1883 году.
Амфитеатр (Anfiteatro)
В центре сада (за задней частью фасада дворца Питти) расположен Амфитеатр Боболи (на карте №7). Эта часть парка предназначалась для летних представлений, пьес и спектаклей. Это один из самых старых придворных театров Флоренции.
Местом под строительство амфитеатра послужил карьер, используемый для снабжения материалом при возведении дворца Питти. Во время работ по расширению дворца Козимо II решил превратить карьер в амфитеатр со стенами. Работы длились с 1550 по 1551 года по проекту Никколо Триболо. В 1599 году к амфитатру пристроили ступеньки.
При правлении Фердинанда II Медичи, в период с 1630 по 1634 года, были достроены ниши для статуй из мрамора в античном стиле. Работвми рководил Джулио Париджи.
В 1790 году в центре амфитеатра установили египетский обелиск (1500 год до н. э.). Позднее, в 1840 году, там же установили большую гранитную ванну, вырезанную из единого блока (вероятное происхождение – термы Нерона в Риме).
Капитолийские музеи (Рим)
В этом грандиозном музейном комплексе обязательно нужно побывать.
Капитолийские музеи /фото Roma 2010
Богатейшая коллекция римской скульптуры, прекрасное собрание живописи, отделка залов музея заслуживает отдельного рассказа. В подземном зале – образцы мраморной отделки древнеримских зданий и примеры каменной кладки древних строений. С балкона – завораживающий вид на Римские форумы
Да и само место, где расположились музеи, исторически важное и знаковое
Капитолийских холм был священным местом для римлян всех времен. Здесь стоял Храм Юпитера, здесь заседал Сенат.
Сегодня музейный комплекс возвышается над площадью, спроектированной Микеланджело, к которой ведет роскошная лестница, придуманная им же.
Именно здесь находится знаменитая скульптура Капитолийской волчицы, которая кормит молоком двух братьев – Ромула и Рема.
Палаццо Питти (Флоренция)
Семейство Медичи владело во Флоренции немалым количеством дворцов. Но Палаццо Питти занимает верхнюю строчку в их рейтинге.
Палаццо Питти /фото Emmanuel Milou
Огромный дворец роскошно отделан. Он вмещает сразу 3 музея с богатыми коллекциями:
- Палатинскую галерею с работами Тициана, Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, Рубенса, Ван Дейка и других мастеров,
- Галерею современного искусства – это полотна мастеров XIX века,
- музей серебра, собрание которого составляют коллекция античных ваз, собранная Лоренцо Великолепным, коллекция ваз династии Сасанидов, произведения, созданные из золота, серебра, слоновой кости и драгоценных камней.
Миланский музей современного искусства XX века
Для ностальгирующих по бурному XX веку создана прекрасная «машина времени» – музей современного искусства в Милане. В нём можно найти недавние жизненные реалии глазами по большей части итальянских художников.
История Миланского музея
Миланская галерея прошлого века открылась сравнительно недавно. Мечта городских властей объединить коллекции искусства прошлого века в одном месте воплотилась в 2010 году открытием Museo del Novecento.
Реализация проекта началась с выбора наиболее полно отражающих дух века произведений искусства. Над этим работала специальная научная комиссия. В итоге собрали более 400 шедевров. Их решили поместить во Дворце Аренгарио, в то время преданном забвению.
Итало Рота и Фабио Форназари создали проект по реконструкции комплекса для музея. Согласно ему, был сохранён старинный фасад, добавлено панорманое остекление и произведены глобальные интерьерные изменения.
История этого здания достаточно интересна. Его построили в 1956 году и представляет он собой комплекс из двух зданий с монументальными башнями. Своим фасадом дворец смотрит на главную городскую площадь. Планировалось, что данный комплекс станет резиденцией и местом выступлений Бенито Муссолини. Задумка провалилась, а сооружение стало ассоциироваться с фашистским режимом.
Экспонаты
Первый этаж галереи представляет работы классиков и авангардистов. Среди них – картины Амадео Модильяни. Его искусность в передаче лирических образов олицетворяет портрет «Поль Жульем». Здесь же размещены работы Пикассо, Матисса, Кандинского и т. д.
Второй этаж музея знакомит посетителей с самой большой в мире коллекцией футуристического жанра. Здесь много необычностей, разрывающих все шаблоны. Например, в картине Дж.
Баллы «Девочка, бегающая по балкону» мир показан со многих точек времени. Произведение передаёт ощущения движения, словно киноплёнка. Футурист Боччони помещает зрителей в центр своих сюжетов.
Такова картина «Под перголой в Неаполе», полностью создающая эффект присутствия в ней.
Третий этаж отдан под экспонаты концептуального искусства. Верх башни венчает комната творений мастера Лучо Фонтана. Здесь находится одна из главных его работ – инсталляция «Структура в неоне».
Стену галереи при входе украшает внушительное полотно «Четвёртое сословие» художника Пелицца да Вольпедо, созданное им на рубеже веков. На нём изображены рабочие, шагающие впереди. Они словно движущая сила, толкающая развитие человечества.
Все уровни башни соединяет спиралевидная лестница. Поднимаясь по ней, люди видят, как шаг за шагом разворачивается перед ними вся история XX века.
Билеты и контакты
Добраться до музея можно на метро. Ближайшая к нему станция — «Duomo». Галерея находится по адресу: Via Marconi 1, 20122 Milano.
Телефон Museo del Novecento: +39 02 8844 4061.
Музей работает:
- По понедельникам с 14.30 до 19.30;
- По вторникам, средам, пятницам, воскресеньям с 9.30 до 19.30;
- По четвергам и субботам с 9.30 до 22.30.
Билеты стоят 5 евро, для студентов и других льготных категорий – 3 евро. Ежедневно, кроме пятницы, после 14.00 вход свободен. В пятницу посещение бесплатно с 15.30.
Академия и ее галерея
Первоначально Академия изящных искусств, открытая в 1562 г., расположилась в здании церкви Сантиссима-Аннунциата. А сама Галерея Академии во Флоренции (как один из учебных залов) появилась аж два века спустя.
Во-первых, потому, что в помещениях небольшой приходской церкви для нее попросту не было места. Во-вторых, студентам, и в самом деле съезжавшимся во Флоренцию со всей Европы, работы и без того хватало.
В количестве «наглядных пособий» даже на улицах города никогда не было недостатка. Лучшие ученики привлекались впоследствии к реставрационным работам, и уже в 1588 г. в Академии возникло и реставрационное отделение. В стенах заведения обучались также и музыканты: это отделение стало в дальнейшем Консерваторией Керубини (1849).
Во Флоренции находится треть всех культурных ценностей Италии
Первыми преподавателями и академиками стали «отцы-основатели»: Вазари, Амманати и Бронзино. К середине XVIII века Академии искусств были уже во многих городах Италии, Франции и даже в России. И все-таки первыми были «хитрые» флорентийцы, которым удалось таким образом заложить основы любого искусства по собственным образцам.
Но этих образцов, как и желающих обучаться только во Флоренции, становилось все больше. И в 1784 г., по указу тогдашнего герцога Тосканы Пьетро Леопольда, учебное заведение было перемещено в просторное здание бывшего госпиталя при монастыре Св. Матфея и Св. Николая на улице Риказоли. В этих же стенах появилась и Галерея Академии, где студенты могли бы изучать творения великих мастеров прошлого.
Прато-делла-Валле (Падуя)
Прато-делла-Валле – самая большая и самая оригинальная площадь в Италии.
Прато-делла-Валле /фото Gary Bembridge
Место, на котором раскинулась площадь, было и Марсовым полем, и полем для скачек, здесь стоял театр и проводились ярмарки. К XVIII в. эта территория заболотилась, и за дело взялся архитектор Доменико Черато, который создал визитную карточку Падуи.
Прато-делла-Валле – овальная площадь, по которой проходит большой эллипс канала с перекинутыми через него мостиками. По берегам канала в два ряда стоят статуи знаменитых падуанцев.
Прато-делла-Валле – изысканное место для прогулок и знакомства с историей Падуи, да и всей Италии.
Картины галереи
В Галерее Академии изящных искусств представлена живопись XIV-XVI веков: от Джотто до интернациональной готики и маньеризма. Среди наиболее важных работ Ренессанса в экспозиции представлена коллекция шедевров XV и XVI веков выдающихся флорентийских художников.
Среди них:
- Паоло Учелло
- Доменико Гирландайо
- Сандро Боттичелли
- Андреа дель Сарто.
От периода Высокого Возрождения осталась оригинальная гипсовая модель Джамболоньи к его знаменитой скульптуре «Похищение сабинянок». А также ряд флорентийских картин готического периода, собранных Великими Герцогами Дома Лотарингии. Это род, к которому принадлежал Великий Герцог Леопольдо.
В одном из залов можно увидеть полиптих Андреа Орканьи и серию панно, рассказывающих о жизни Иисуса Христа и Святого Франциска, созданных итальянским художником Таддео Гадди.
В отдельном зале представлены живопись и скульптура членов Академии XIX века. В том числе работы скульптора Лоренцо Бартолини.
Помимо того, в Галерее есть обширная коллекция русских икон, написанных в XVI–XVIII веках. Из недавних пополнений можно назвать коллекцию старинных музыкальных инструментов из консерватории им. Керубини.
Милан: Тьеполо, впервые в Милане
Наконец работам Тьеполо посвящена выставка в Милане. Это будет первая в своем роде персональная выставка художника. Музей искусства Галереи Италии посвящает главному герою живописи восемнадцатого века большую ретроспективную выставку по случаю 250-летия со дня его смерти. Так, город, где Тьеполо создал великолепные фрески, прославившие его по всей Европе, соберёт более 40 работ венецианского художника, а также шедевры его современников.
Выставка проведёт Вас по всему пути великого мастера искусства фресковой живописи — от Венеции первых лет, до Милана и до дворов Европы: Вюрцбурга, Дрездена и Мадрида.
Работы Тьеполо в городе станут сердцем выставки, на которой, среди других, будут представлены фрески базилики Сант-Амброджио и фреска, выполненная для Палаццо Галларати Скотти. Так же будут показаны подготовительные этапы фресок для Палаццо Клеричи, в виде рисунков и эскизов, хранящихся в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уорте, США. Выставка продлится до21 марта 2021 года.
История садов Боболи во Флоренции
История садов Боболи неразрывно связана с историей палаццо Питти — большого дворца, который строил для своей семьи флорентийский банкир Лука Питти. Историки считают его сподвижником Козимо Медичи — основателя знаменитой династии, правителя Флоренции. При этом считается, что дворец Питти задумал так, чтобы он превосходил дворцы Медичи. По иронии судьбы сто лет спустя семья Питти разорилась, а знаменитый палаццо продали семье Медичи.
Сделка состоялась в 1549 году. Обустройством дворца, который должен был стать главной резиденцией Медичи, занималась Элеонора Толедская, жена тогдашнего правителя Флоренции и всей Тосканы герцога Козимо I. В том же году у семьи Боголи была выкуплена земля, расположенная позади палаццо Питти. Искажение их фамилии и дало название территории. Герцогиня Тосканская задумала там обустроить парк и поручила его проект придворному садовнику-декоратору Никколо Триболо.
Триболо проработал над проектом всего несколько месяцев до своей смерти, но он успел заложить основные идеи: парк заложить по оси, рассадку деревьев и цветов осуществить в геометрических формах, соблюсти симметрию, а за палаццо расположить амфитеатр, оформленный живыми изгородями. Закончил проектирование и реализовал задуманное Бартоломео Амманати — архитектор, который строил палаццо Питти.
Поскольку участок не имел естественного водоема, для полива насаждений проложили водопровод. Вода поступала из реки Арно. Она использовалась и для оформления гротов, возведенных Джорджо Вазари и Бернардо Буантоленти. Несмотря на то, что сады были закрыты для посещения не только всеми желающими, но и гостями Медичи, в зеленом амфитеатре с 1476 давались оперные представления. По-видимому, на них присутствовали только члены знаменитой семьи.
Столетие спустя территория садов увеличилась в несколько раз, протянувшись в западную сторону на 700 метров до Римских ворот флорентийской крепостной стены. Ее основной осью стала аллея Виоттолоне, отходящая под прямым углом от главной оси, спроектированной Триболо и Амманати. В эти годы — первая треть XVII века — над парком работал ученик Буантоленти Джулио Париджи, также получивший должность придворного архитектора Медичи.
елена сариева
Париджи обустроил террасы в расширенной версии садов Боболи и создал примечательные водные объекты, в том числе Изолотто — искусственный остров в центре большого бассейна, на котором в свою очередь располагается фонтан «Океан». И скульптурная группа фонтана, и соседствующие с ним статуи Андромеды и Персеи — плоды творчества скульптора-маньяриста Джамболоньи.
В 1631 году Париджи перестроил амфитеатр, сохранив проект, но заменив растительный материал на камень. Позднее в его центре был установлен египетский обелиск из Луксора, хранившийся в коллекции произведений искусства Медичи. Так сады Боболи к концу XVII века обрели тот облик, который знаком туристам и сегодня. В XVIII столетии парк дополнили здания Кофейного и Лимонного домов, а также многочисленные садовые скульптуры.
Академия искусств во Флоренции? Конечно, где же еще!
К середине XVI в. Флоренция была уже не республикой, а столицей Тосканского герцогства. Но искусство все еще в какой-то мере принадлежало народу. Вот и «Давид» Микеланджело – символ республики и свободного духа Возрождения – все так же стоял на Площади Синьории. Правда, по соседству с неоднозначным, по мнению горожан, фонтаном Нептуна Бартоломео Амманати…
Впрочем, флорентийцам, с головой погружавшимся в заботы о хлебе насущном, было все меньше и меньше дела до изящных искусств. Гордость за великих сынов Флоренции – это неплохо, но камнем-то сыт не будешь…
«Давид» Микеланджело долгое время стоял на Площади Синьории
«…Но ведь сохранять и поддерживать в приличном виде статуи, картины, здания тоже кому-то надо. Да еще и из-за бесконечных военных походов французов в сторону италийских земель центр культурной жизни Европы постепенно переместился во Францию. И художники с архитекторами, не успев опериться в родной Флоренции, уезжают навсегда либо туда, либо, в лучшем случае, в Рим. А папская казна, несмотря на Реформацию – это папская казна… И венецианцы, несмотря на препирательства с Турцией из-за господства в торговле на Средиземноморье, не бедствуют, переманивая богатыми заказами лучших флорентийских творцов… Хотя у них и своих немало…»
Так или примерно так рассуждал художник, архитектор, писатель Джорджо Вазари (между прочим, уроженец Ареццо), желая несколько изменить существующий порядок вещей.
Конечно, в те годы во Флоренции творил не только великий Вазари, но и не менее великий Аньоло Бронзино и уже упоминавшийся Бартоломео Амманати. Но то уже было не Высокое Возрождение, а маньеризм (раннее барокко), постепенно, но неуклонно утрачивавший в своей стилистике ренессансную гармонию между телом и духом.
Да и время было другое: религиозные войны охватили всю Европу, и человеческое существование перестало казаться чем-то незыблемым.
Оскудение бюджета, упадок города, отсутствие единой школы в искусстве и вызвало к жизни у Вазари и «компании» эту идею – открыть во Флоренции первую в мире Академию изящных искусств – учебное заведение, куда бы приезжали учиться художники, архитекторы, скульпторы со всей Европы. Почему именно во Флоренции? Странный вопрос… А где же еще? Замысел, разумеется, был горячо поддержан герцогом Козимо I Медичи…
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции /фото Keith Zhu
Собственно, говорить тут нужно сразу о трех строениях: о соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольне Джотто и баптистерии Сан-Джованни. Это единый архитектурный комплекс, расположенный на центральной площади Флоренции.
Кафедральный собор (Дуомо) главного города региона Тоскана строился чуть больше 100 лет, что для церкви таких габаритов не так уж и много. Это один из самых больших храмов в Италии, а знаменитый купол Брунеллески давно стал своеобразным гимном архитектурному и инженерному искусству итальянских мастеров и символом Флоренции.
Фасад флорентийского Дуомо окончательно оформлен лишь в XIX веке. Но сегодня уверенно можно сказать, что Санта-Мария-дель-Фьоре – одна из самых красивых церквей в Европе.
На купол собора можно подняться. Оттуда открываются самые лучшие виды на Флоренцию, холмы и долины Тосканы. Изнутри купол украшен чудесными фресками XV века. Побывав в соборе, обязательно найдите и познакомьтесь с уникальной коллекцией музея Дуомо. Он находится с левой стороны от главного входа в собор.
Справа от собора возвышается красивейшая Колокольня Джотто.
Великий мастер был одно время архитектором на строительстве Дуомо. Он спроектировал колокольню и начал ее строить.
Джотто успел завершить только нижний ярус.
Строительство башни продолжалось 60 лет под руководством других архитекторов, которые старались точно следовать чертежам Джотто, чье имя колокольня носит все столетия своего существования.
Со своего верхнего яруса колокольня Джотто подарит вам возможность увидеть превосходную панораму города и холмов вокруг. Чтобы насладиться этими видами, нужно преодолеть 414 ступенек, поднявшись на высоту более 80 м.
Прямо перед входом в собор стоит самое старое здание на Пьяцца Дуомо – баптистерий Сан-Джованни.
Романское здание V века облицовано мрамором в XI-XII вв. Из главных художественных ценностей баптистерия выделю две – византийские мозаики внутри баптистерия и Врата Рая (Восточные врата) работы Лоренцо Гиберти. 10 позолоченных панелей с изображениями на библейские темы привели в восхищение Микеланджело. Он и назвал эти ворота Вратами рая.
Всю информацию о времени работы собора, колокольни и баптистерия и стоимости билетов вы найдете в статье Флоренция: путеводитель по сокровищнице Ренессанса.
Изобразительные искусства
Напоенные средиземноморским солнцем картины, буквально живые статуи, скрупулёзно проработанные до мельчайших деталей, изящные изделия из стекла, бронзы, керамики — всё это великолепие выставлено в музеях изобразительных искусств Италии. И как вы уже, без сомнения, догадались, таких музейных собраний здесь абсолютное большинство.
Знакомство с лучшими музеями стоит начинать, пожалуй, со столицы. Лучшие из лучших удобно сосредоточились на территории мини-государства Ватикан: здесь расположено аж 19 зданий с более чем полутора тысячами выставочных помещений. Это и музей Кьярамонти, и Пинакотека, и Ватиканская библиотека, и Бельведер, и Сикстинская капелла. К слову, ошибочно предполагать, что здесь экспонируются только картины, покрытые сединой веков — в выставочных залах Ватикана хватает и современных произведений (конечно, в рамках политкорректных тем).
Один из самых древних музеев не только самой Италии, но и всей Европы, находится во Флоренции — это Галерея Уффици. Здесь хранится наиболее полное собрание работ итальянских художников. Ещё одна жемчужина города — музей Сан-Марко с изобилием работ средневековых художников, скульпторов, архитекторов.
В выставочных залах Ватикана хватает и современных произведений (конечно, в рамках политкорректных тем).
Работы Микеланджело
Истинная слава галереи — это собрание скульптур Микеланджело. В галерее академии хранится богатейшая коллекция скульптур: «Пьета Палестрина», незавершенная статуя святого Матфея, «Евангелист Лука» и «Четыре Раба», предназначавшиеся для собора Святого Петра в Риме. Это скульптурная группа, созданная в 1521-1523 годах для украшения надгробия папы Юлия II.
С 1873 года здесь находится оригинал «Давида», которого Микеланджело создал в 1504 году. Статуя высотой 5,5 м была изваяна во Флоренции по заказу строительной комиссии cобора Санта Мария дель Фьоре из огромной глыбы мрамора, над которой уже раньше работал предшественник Микеланджело — Агостино ди Дуччо, что усложняло задачу мастера. Работа длилась с 1500 по 1504 год.
Первоначальный замысел поместить фигуру Давида и еще ряд других статуй на крыше собора оказался неосуществимым. Статуя была передана городу и установлена перед Палаццо Веккио, где размещалось правительство флорентийской республики.
Статуя «Давида» – жемчужина коллекции Галереи Академии изящных искусств во Флоренции
Республика Сан-Марино (около Римини)
Сан-Марино – древнейшая на сегодняшний день республика. Она расположена на вершине горы Монте-Титано. Раз уж начали с Римини, то перед тем как переходить к Риму, расскажу про это место.
Замок в Сан-Марино
Огромная средневековая крепость взирает на раскинувшуюся внизу Италию с IV века нашей эры. Карликовое государство делится на 9 городов-замков. Но деление это условно.
Обойти всю страну можно очень быстро.
Но старинные дворцы и замки, мощеные улицы и маленькие площади, лавки и таверны, смотровые площадки и 3 главных башни, музеи Сан-Марино удержат вас от соблазна промчаться по территории республики галопом.
Здесь, в горной выси, можно отдохнуть от летней итальянской жары, а в торговых рядах вы поймете, что Сан-Марино – единственное в Италии место, где можно торговаться.
Теперь перебираемся в Рим и к его достопримечательностям.