Федор Рокотов (1735-1808)
Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.
Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.
Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.
Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.
Рокотов – это наше русское «сфумато». Как и творения Леонардо да Винчи, портреты живописца пленяют загадочными полуулыбками, мягким светом и лёгкой размытостью.
На счету Рокотова создание нового жанра, которому суждено стать чуть ли не национальным «ноу-хау» в искусстве – камерный интимный портрет.
К числу самых известных картин относят «Неизвестную в розовом платье».
Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.
Это признанный шедевр, который просто поразил современников. Художник с помощью мельчайших градаций цвета: от лёгкого, тёплого до насыщенного, создаёт эффект мерцания света и трепетания воздуха. И все это довершается «вишенкой на торте» в виде любезной улыбки и глубокого взгляда героини.
А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.
Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.
Фёдор Рокотов. Алексей Бобринский. Середина 1760х годов. Русский музей, Санкт-Петербург.
В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.
В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.
Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.
Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.
Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.
Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.
Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.
***
Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства.
Француз Ватто стал «певцом» аристократического общества.
Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.
Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.
Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.
Немец Менгс стал основоположником «неоклассики».
А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Изобразительные искусства
Напоенные средиземноморским солнцем картины, буквально живые статуи, скрупулёзно проработанные до мельчайших деталей, изящные изделия из стекла, бронзы, керамики — всё это великолепие выставлено в музеях изобразительных искусств Италии. И как вы уже, без сомнения, догадались, таких музейных собраний здесь абсолютное большинство.
Знакомство с лучшими музеями стоит начинать, пожалуй, со столицы. Лучшие из лучших удобно сосредоточились на территории мини-государства Ватикан: здесь расположено аж 19 зданий с более чем полутора тысячами выставочных помещений. Это и музей Кьярамонти, и Пинакотека, и Ватиканская библиотека, и Бельведер, и Сикстинская капелла. К слову, ошибочно предполагать, что здесь экспонируются только картины, покрытые сединой веков — в выставочных залах Ватикана хватает и современных произведений (конечно, в рамках политкорректных тем).
Один из самых древних музеев не только самой Италии, но и всей Европы, находится во Флоренции — это Галерея Уффици. Здесь хранится наиболее полное собрание работ итальянских художников. Ещё одна жемчужина города — музей Сан-Марко с изобилием работ средневековых художников, скульпторов, архитекторов.
В выставочных залах Ватикана хватает и современных произведений (конечно, в рамках политкорректных тем).
-
Флоренция
-
Рим
-
Флоренция
- Показать еще места
Время работы и стоимость билетов
Музей работает ежедневно с 8:15 до 19.15, за исключением понедельника, когда закрывается в 14:00. Кроме того, выходными днями являются 25 декабря (в связи с празднованием католического Рождества) и 1 января (встреча Нового года). Стоимость билета: 15 евро (+ 1,50 евро за уплату налога). Однако, молодые европейцы в возрасте от 18 до 25 лет и учителя (путешествующие без студентов) могут приобрести билеты по сниженной цене – 7, 5 евро.
Также некоторые граждане, например журналисты или переводчики, имеют шанс попасть бесплатно. Акции и нулевые тарифы действуют в определенные дни и меняются в зависимости от сезона, поэтому не лишним будет иметь при себе рабочие удостоверения и международные студенческие билеты. К тому же, если не считать Рождества, в остальные праздники администрация музея также щедра на скидки. Так, например, 14 февраля, влюбленные нередко пропускаются без очереди и взимания оплаты.
Галерея Академии – место весьма популярное, поэтому не лишним будет подойти за полчаса до открытия (хотя и в этом случае есть риск простоять в очереди довольно долго). Продажа входных билетов прекращается за час до закрытия музея.
Экспозиции музея
Время от времени в Галерее Академии экспонируются такие произведения искусства, которые больше нигде не увидишь. Например, всего на пару месяцев один раз в несколько лет проходит в музее демонстрация знаменитого рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», чья фигура известна абсолютно всем, а не только экспертам в области изящных искусств. Великий живописец, рисуя это изображение, использовал «Золотое сечение», принцип которого использовался еще в античные времена и при постройке некоторых древнеегипетских сооружений. После Леонардо да Винчи многие художники старались осознанно использовать в творчестве этот принцип. Сама же иллюстрация да Винчи, по мнению исследователей и художественных критиков, помогает лучше понять природу человека и то, какая роль ему отведена природой в окружающем мире.
Иллюстрация да Винчи
Еще в музее Галереи Академии можно увидеть монументальное полотно «Распятие и апофеоз десяти тысяч мучеников на горе Арарат», принадлежащее кисти Карпаччо; творение Тициана – «Введение Марии во храм»; великолепный ряд полотен из цикла «Чудо святого Марка», написанный Тинторетто. С удивительной картиной «Пир в доме Левия» связан исторический анекдот, автор картины Веронезе назвал свое творение «Тайной вечерей», но название по настоятельному требованию святейшей инквизиции пришлось сменить, так как по их мнению на картине за столом были изображены слишком уж непотребные фигуры «пропойц».
Экспозиция музея
Интересна и серия картин Карпаччо «Жизнь святой Урсулы», ну а вообще, пересказывать сюжеты великих живописцев дело неблагодарное, здесь уж как в известной пословице – лучше один раз увидеть…
Если на ознакомление с шедеврами Тициана, Тинторетто и других гениев есть возможность затратить более двух часов драгоценного туристического времени, которого как всегда на все не хватает, то можно посоветовать туристам сочетать посещение Галереи Академии с посещением церкви Салюте – Санта Мария дела Салюте, которая построена в барочном стиле. Церковь, расположенная рядом с музеем считается одной из самых красивых в городе, к тому же здесь также располагаются полотна Тициана и Тинторетто, если вдруг любознательным любителям искусства не хватит того, что они увидели в Галерее Академии.
Стив МакКарри
Другой выдающийся фотограф – Стив МакКарри. Именно он сделал одну из самых знаменитых фотографий в истории журнала “National Geographic”.
Фотограф Стив МакКарри
Карьера Маккарри в “National Geographic” началась с момента, когда он пробрался в Афганистан перед советским вторжением.
Фотограф Стив МакКарри, афганская девочка
Как фотограф, он умудрялся вывезти из страны целые рулоны пленки, вшив их в свою одежду. И эти фотографии прославили такие журналы как “New York Times” и “Time”.
Его самая известная фотография под названием “Афганская девушка” представляет собой простой портрет молодой девушки.
Фото Стив МакКарри
Трудно описать, насколько невероятна фотография афганской девушки, но в ней есть что-то очень захватывающее
Афганская девушка привлекла внимание всего мира и стала одной из самых ярких фотографий, когда-либо появлявшихся на обложке “National Geographic”
- 11 способов экономии на технике для фотографа
- Как обрабатывать фото из путешествий
- Видеокурс для начинающих “Моя первая зеркалка”
Стив МакКарри попытался через много лет повторить эту фотографию. Но, сфотографировав ту же девушку спустя годы, не смог получить тот же эффект.
Фото Стив МакКарри
Маккарри по-прежнему работает фотографом и большую часть своей карьеры провел за границей, снимая потрясающие портреты простых людей.
Академия и ее галерея
Первоначально Академия изящных искусств, открытая в 1562 г., расположилась в здании церкви Сантиссима-Аннунциата. А сама Галерея Академии во Флоренции (как один из учебных залов) появилась аж два века спустя.
Во-первых, потому, что в помещениях небольшой приходской церкви для нее попросту не было места. Во-вторых, студентам, и в самом деле съезжавшимся во Флоренцию со всей Европы, работы и без того хватало.
В количестве «наглядных пособий» даже на улицах города никогда не было недостатка. Лучшие ученики привлекались впоследствии к реставрационным работам, и уже в 1588 г. в Академии возникло и реставрационное отделение. В стенах заведения обучались также и музыканты: это отделение стало в дальнейшем Консерваторией Керубини (1849).
Во Флоренции находится треть всех культурных ценностей Италии
Первыми преподавателями и академиками стали «отцы-основатели»: Вазари, Амманати и Бронзино. К середине XVIII века Академии искусств были уже во многих городах Италии, Франции и даже в России. И все-таки первыми были «хитрые» флорентийцы, которым удалось таким образом заложить основы любого искусства по собственным образцам.
Но этих образцов, как и желающих обучаться только во Флоренции, становилось все больше. И в 1784 г., по указу тогдашнего герцога Тосканы Пьетро Леопольда, учебное заведение было перемещено в просторное здание бывшего госпиталя при монастыре Св. Матфея и Св. Николая на улице Риказоли. В этих же стенах появилась и Галерея Академии, где студенты могли бы изучать творения великих мастеров прошлого.
Palazzo Fortuny
www.fortuny.visitmuve.it
За скромными стенами Палаццо Фортуни скрывается фантастический мир. Дворец, принадлежавший дизайнеру ХХ века Мариано Фортуни, — одно из самых удивительных мест в мире. Здесь хранится наследие самого Фортуни, блестящего фантазера и изобретателя, здесь же проходили выставки, организованные современным дизайнером и антикваром Акселем Вервордтом, с ловкостью жонглера смешивающего стили и эпохи. В постоянной экспозиции — картины Фортуни, текстильный и театральный дизайн, новаторская фотография. Среди изобретений Фортуни — плиссированный шелк, набивной бархат по рисункам тканей Возрождения, абажуры из шелка, украшенные бусинами и шелковыми шнурами. Дизайнер изобрел и систему смены театральных декораций, «панорамный купол Фортуни», которую использовали в постановках театра Ла Скала в Милане.
Пол Никлен
Пол Никлен – это канадский фотограф и морской биолог в одном лице. Его фотографии известны по всему миру. Поскольку он документировал красоту нашей планеты более двадцати лет.
Фотограф Пол Никлен
Также, Никлен получил награду “BBC Wildlife Photographer of the Year” и престижную награду “World Press Photo” за фотожурналистику.
Фотограф Пол Никлен
Пол также выступает с докладами на TED и получил почетную докторскую степень в Университете Виктории.
Фотограф Пол Никлен
Его фотография оказала огромное влияние на борьбу с изменением климата. Перед вам тот редкий факт, когда фотографии фотографов вносят свой вклад не только в сферу искусства, но и в сохранение природы.
Ca’ Rezzonico
www.carezzonico.visitmuve.it
Дворец Ка-Реццонико — образец роскошной венецианской архитектуры барокко, главным сокровищем которого стали фрески Джамбаттисты Тьеполо. Проект дворца по заказу патриция Филиппо Бона был создан именитым архитектором Бальдессаре Лонгеной на пороге XVII–XVIII веков, а закончен Джорджо Масари в 1745 году. В 1751-м дворец приобрел состоятельный предприниматель Джамбаттиста Реццонико, отец папы Климента XIII. По его заказу непревзойденный мастер оптической иллюзии Тьеполо расписал потолок нескольких залов в честь свадьбы Лудовико Реццонико. Головокружительные ракурсы Тьеполо, на долгие годы вышедшие из моды, вновь вызывают восхищение. Колесницы, путти и прекрасные юноши и девушки будто спускаются с небес, за что теперь рокайльные истории Тьеполо принято сравнивать с 3D картинами. Помимо фресок Тьеполо во дворце хранится коллекция живописи художников XVIII века, среди которых Франческо Гварди, Пьетро Лонги.
Питер Линдберг
Фотограф Питер Линдберг был мастером своего дела, оставившим яркий след в истории фотографии. Особенно, благодаря таким заслугам, как фотосессия для первой обложки американского журнала Vogue.
Фотограф Питер Линдберг
В мире, где все проходит постобработку в Фотошопе и где цифровые манипуляции стали неотъемлемой частью фотографии, есть несколько фотографов, которые отказываются “полировать” свои снимки.
Фото Питер Линдберг
Питер Линдберг был одним из них. Он известен своими аутентичными, проникновенными и естественными портретами.
Фото Питер Линдберг
Его фотоработы представили новую концепцию красоты: грубую и реалистичную. Благодаря этому достижению он считается одним из пионеров современной фотографии.
Питер Линдберг категорически запрещал ретуширование коммерческих снимков.
Фото Питер Линдберг
В течение многих лет он стоял на своем и даже заставлял журналы подписывать контракт, в котором они соглашались не делать никакой ретуши.
Фото Питер Линдберг
Неважно, это яркие одиночные портреты или драматические сюжеты с фигурами и декорациями, в каждом кадре видно кинематографические штрихи фотографа и его провокационную игру с женскими типажами
Фото Питер Линдберг
Когда модели принимают обличье танцоров, актрис, героинь и роковых женщин. Необработанные и соблазнительные одновременно, фирменные монохромные снимки Линдберга также переопределяют стандарты красоты, подчеркивая дух и индивидуальность.
Фото Питер Линдберг
А также внешний вид, показывая элегантность и чувственность пожилых женщин, отдавая предпочтение естественной и аутентичной красоте в эпоху повсеместного ретуширования.
Галерея академии сегодня
Галерея Академии по-прежнему находится на улице Риказоли и занимает помещения бывшего госпиталя. Сейчас она переименована в Академию Изящных Искусств Флоренции.
Сегодня это, пожалуй, один из самых посещаемых музеев Европы. Галерея Академии изящных искусств во Флоренции возглавляет национальную классификацию Travelers’Choice Attractions «Музеи 2014», одержав верх над столичной Галереей Боргезе, флорентийской галереей Уффици, Музеями Ватикана и Коллекцией Пегги Гуггенхайм в Венеции.
Кроме того, на международном уровне галерея Академии изящных искусств занимает почетное третье место по популярности у туристов, посещающих Европу. Что касается музейных экспонатов, то золотую медаль в Академии изящных искусств получил «Давид» Микеланджело — главная достопримечательность галереи.