Дворец дожей в венеции

Тюрьма

В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.

Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.

Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс.

Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.

Побег Казановы

Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).

Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.

Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).

Особенности фасада

Фасад включает три уровня:

  • Первый – крытый коридор с остроконечными арками.
  • Второй – открытый балкон с балюстрадой.
  • Третий – каменная стена с большими ассиметричными арочными окнами неодинаковой высоты.

В основании 36 колонн, которые держат на себе здание и образуют сквозной проход. Нижняя часть выстроена, как портик. По трем углам – массивные колонны, поддерживающие мощную конструкцию и одновременно символизирующие могущество Венецианской республики. Открытая галерея первого этажа – место, где приятно отдохнуть, укрывшись от палящего солнца.

На площади Сан-Марко казнили преступников. 9-я и 10-я колонны в колоннаде здания красного цвета, и это не случайно. Здесь стоял глашатай, объявляя приговоры, а правитель наблюдал за тем, как приговоры исполняются.

Верхнюю часть второго яруса поддерживают тонкие вытянутые колонны, расположенные в два ряда. Стрельчатые арки, выполненные в готическом стиле, декорированы изящным узором из мрамора, что делает строение воздушным.

Зубчатый карниз, богато оформленные капители колонн и стен, украшенные изображением общественных деятелей, мудрецов и ученых, символизируют величие резиденции.

На центральной части фасада – балконы, обрамленные вытянутыми и заостренными башенками. Над одним – статуя Правосудия, второй венчает скульптура, олицетворяющая Венецию. На балконы выходил дож для встречи с народом.

В наружном оформлении дворца – барельефы и скульптуры с изображением львов и книг, это символы города на воде, атрибуты святого Марка, покровителя Венеции. В пасти хищников, распахнутых в оскале, жители Венеции бросали письма-доносы для тайной канцелярии.

Зал Совета Десяти

Зал Четырех Дверей соединен другими комнатами, которые показывают другую сторону внутренних процессов Венецианской республики.

Совет Десяти, заседавший в Зале Совета Десяти (Sala del Consiglio dei Dieci), был тайным государственным судом, отвечающим за работу тайной полицией и контролирующим все аспекты общественной и частной жизни. 

Решения этого Совета не могли быть обжалованы. Зал выглядит очень элегантно — с деревянными панелями, позолотой и картинами, такими как полотна Веронезе «Юпитер, изгоняющий пороки» и «Юнона, осыпающая дарами Венецию».

Рядом с дверью в Зал Компаса (Sala della Bussola), где ожидали допроса те, кого вызвали на Совет Десяти, находится ящик – «Львиная Пасть» (Bocca di Leone). У этого ящика имеется специальное отверстие, куда можно было кидать тайные доносы.

Инквизиторы, которые встречали осужденных в Зале Инквизиторов (Sale dei Inquisitori), были следственными судьями. В их задачу входило допрашивать правонарушителей, при необходимости с помощью «определенных стимулов», побуждающих к признаниям. Посередине потолка находится картина – «Возвращение блудного сына» работы Тинторетто.

Площадь Сан Марко

Настоящим сердцем Венеции является знаменитая площадь Сан-Марко, единственная площадь в лагуне, всегда заполненная тысячами туристов и голубей. С трех сторон площадь окружена так называемыми прокурациями, портиками, где ранее заседали прокуроры. Сегодня же под ними расположены магазины, кафе и рестораны.

На площади находятся самые важные исторические символы города. Главный вход украшен Часовой башней с астрономическими часами, обозначающими ход времени ударом колокола. Над ней торжественно возвышается Лев Святого Марка и Колокольня, высотой почти сто метров, с вершины которой открывается захватывающий дух вид на всю лагуну. По традиции, каждый год с этой колокольни начинается полет Коломбины, который открывает знаменитый Венецианский карнавал.

Собор Святого Марко

Главным героем площади является величественный собор Святого Марка (Basilica di San Marco), с его высокими куполами и великолепной мозаикой из золотых листьев, веками завораживающий своих посетителей.

Первоначально собор должен был стать частью Дворца дожей для принятия в нём тела Святого Марка, привезённого сюда из Александрии. Строительство его началось в 828 году, но на протяжении веков здание неоднократно перестраивалось, а современный его вид относится к XI веку. Собор построен по плану латинского креста с пятью куполами и стал главной городской церковью в 1807 году.

В интерьере собора доминирует золотой цвет. Мозаики Вознесенского купола, главного купола собора относятся к началу XIII века, на них изображены сцены из Нового Завета. Мозаики в атриуме были сделаны из стекла и золота, и изображают сцены из Ветхого Завета. Под алтарем, поддерживаемым четырьмя алебастровыми и мраморными колоннами, покоится тело Святого Марка.

Вход в базилику Святого Марка бесплатный, а за дополнительную плату можно посетить Музей собора, Сокровищницу и Пала д’Оро,(Pala d’Oro), золотой алтарь с 250 миниатюрами из византийской эмали.

Дворeц дожей

Дворец дожей — символ власти и процветания Венецианской республики. Его стены рассказывает об истории её правителей, венецианских дожей, о былом великолепии города и об увлекательных интригах, окружающих государство Святого Марка.  В здании необычайной красоты одновременно представлены элементы византийского, готического и романского стилей. Оно украшено работами таких великих художников как Тициан, Тинторетто и Беллини. Более тысячи лет поколения дожей вершили здесь судьбу Венеции.

Главная позолоченная лестница, Scala d’Oro, ведёт на второй этаж дворца, где находятся залы дожей, залы голосования, оружейный зал, внутренние дворики и тюрьма. Интерьер апартаментов дожей уникален собранием лучших работ представителей венецианской школы живописи. А в зале Большого совета, Sala del Maggior Consiglio, где более 1000 человек вершили судьбу Светлейшей республики, находится «Рай» Тинторетто, самое большое полотно в мире. В оружейном зале хранятся доспехи и различные виды оружия, от самого классического до сложного огнестрельного. В конце находится тюрьма, с её ужасающими камерами и колодцами, из которой всё же удалось бежать, её знаменитому пленнику Казанове в 1756 году.

Библиотека Марчиана

Библиотека Марчиана, la Biblioteca Marciana, т.е. Библиотека Сан-Марко, святого покровителя и символа Венецианского государства, находится на площади Святого Марка напротив Дворца Дожей. Это одна из самых больших и самых важных библиотек в Италии.

Она обязана своим происхождением покровительству кардинала Бессарионе, который в 1468 году пожертвовал свою коллекцию из 750 кодексов, 250 рукописей и некоторых печатных работ. В основе её строительства лежит проект Франческо Петрарки, а архитектором был Якопо Сансовино, которому замечательно удалось гармонизировать благородный классический стиль архитектуры эпохи Возврождения с живописной венецианской средой. Потолки библиотеки украшены фресками Веронезе и Скьявоне.

Caffé Florian

Caffè Florian — одно из старейших в Италии и один из символов Венеции, открытое 29 декабря 1720 года Флориано Франческони, Флориан для друзей. Кафе быстро превратилось в место встречи литераторов и политиков. Здесь собирались так же местные дон жуаны в поисках новых сердец. Кроме того, Кафе Флориан также сыграло свою роль в истории эмансипации женщин — это было первое кафе, в которое стало допустимым заходить дамам. Самым же эмблематичным посетителем заведения был профессиональный соблазнитель, Джакомо Казанова — будуарный философ, распутник, шарлатан и азартный игрок.

В течении XIX веке за его столами сидели Чарльз Диккенс, лорд Байрон, Гёте, Марсель Пруст, Жан Жак Руссо, Игорь Стравинский и Амедео Модильяни.

История

Рисунок Дворца Дожей, конец 14 века

В 810 году дож Аньелло Партиципацио перенес резиденцию правительства с острова Маламокко в район современного Риальто , когда было решено построить palatium duci ( латинское «герцогский дворец»). Однако от этого здания 9-го века не осталось никаких следов, поскольку дворец был частично разрушен в 10-м веке во время пожара. Следующие работы по реконструкции были выполнены по приказу дожа Себастьяно Зиани (1172–1178). Великий реформатор, он коренным образом изменил всю планировку площади Сан-Марко . Новый дворец был построен из крепостей, один фасад обращен к площади Пьяцетта, а другой — к бассейну Сан-Марко. Хотя лишь немногие следы остаются от этого дворца, некоторая византийская-венецианской архитектура характеристики все еще можно увидеть на первом этаже, с основанием стены в Истрии камня и некоторой елочки картины кирпич мощением.

Политические изменения в середине 13 века привели к необходимости переосмысления структуры дворца в связи со значительным увеличением числа членов Великого совета. Строительство нового готического дворца началось примерно в 1340 году и было сосредоточено в основном на стороне здания, обращенной к лагуне. Только в 1424 году дож Франческо Фоскари решил расширить реконструкционные работы до крыла с видом на Пьяццетта, служащего судами, с аркадой первого этажа снаружи, открытыми лоджиями на первом этаже, идущими вдоль фасада, и внутренним двором. сторона крыла, завершенная постройкой Порта делла Карта (1442 г.).

В 1483 году вспыхнул сильный пожар на стороне дворца, выходящей на канал, где находились Покои Дожей

И снова возникла необходимость в важной реконструкции, заказанной Антонио Риццо, который привнесет новый язык Возрождения в архитектуру здания. Рядом с каналом была возведена совершенно новая структура, простирающаяся от моста Понте делла Каноника до моста Понте делла Палья , с официальными помещениями правительства, украшенными работами по заказу Витторе Карпаччо , Джорджоне , Альвизе Виварини и Джованни Беллини .

Еще один сильный пожар в 1547 году уничтожил некоторые комнаты на втором этаже, но, к счастью, не повредил структуру в целом. Ремонтные работы проводились во дворце, когда в 1577 году третий пожар уничтожил Зал Скрутинио и Зал Большого Совета вместе с работами Джентиле да Фабриано , Пизанелло , Альвизе Виварини , Витторе Карпаччо , Джованни Беллини , Порденоне и Тициана . В ходе последующих восстановительных работ было решено уважать оригинальный готический стиль , несмотря на то, что влиятельный архитектор эпохи Возрождения Андреа Палладио представил альтернативные неоклассические проекты . Однако есть и некоторые классические черты — например, с XVI века дворец был соединен с тюрьмой Мостом вздохов .

Помимо герцогской резиденции, во дворце размещались политические учреждения Венецианской республики до наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция была подчинена сначала французам, затем австрийцам и, наконец, в 1866 году стала частью Италии. В течение этого периода во дворце размещались различные административные помещения, а также размещалась Biblioteca Marciana и другие важные культурные учреждения города.

К концу 19 века структура демонстрировала явные признаки разрушения, и итальянское правительство выделило значительные средства на ее восстановление, и все государственные учреждения были перенесены в другое место, за исключением Государственного управления по охране исторических памятников. который до сих пор находится на этаже дворцовой лоджии. В 1923 году итальянское государство, владелец здания, передало управление венецианскому муниципалитету в качестве музея. С 1996 года Дворец Дожей входит в сеть венецианских музеев, которые с 2008 года находятся в ведении Fondazione Musei Civici di Venezia .

Апартаменты во Дворце Дожей

Эти комнаты на втором этаже восточного крыла удивительно маленькие. Каждый дож сам обставлял свои апартаменты. В свое время, когда Наполеон бежал из Венеции, он прихватил с собой все, что было в этих комнатах, но даже скудно обставленные, апартаменты интересны своими произведениями искусства и декором. 

Самый вычурный — Зал Скарлатти (Sala degli Scarlatti) с резным потолком, с камином 1501 года архитекторов Антонио и Туллио Ломбардо и двумя фресками, одна из которых работы художника Тициана. 

В Зале Голосований (Sala dello Scrutinio) вы увидите картину «Завоевание Зары» Тинторетто, а в Зале Эриццо (Sala Erizzo), названного в честь дожа Франческо Эриццо, — потолок 16-го века и мраморный камин с лепниной.

В небольшой картинной галерее в задней части апартаментов находятся работы Джованни Беллини, Боккаччо Боккаччино, Тьеполо и Тинторетто.

История

Дворец Дожей, рисунок 14 век

Когда Дож Анджело Партечипацио сменил место правительства с острова Маламокко, в район нынешнего Риальто, было принято решение построить дворец Дожей. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окруженной водой, но в 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.

Последующие работы по реконструкции проводились по приказу Дожа Себастиано Цьяни (1172-1178). Как великий реформатор, он радикально изменил всю планировку площади Святого Марка. Новый дворец хоть и был построен из крепости, но имея хороший флот и защищенный с одной стороны морем, необходимость строить крепость отпала. Один фасад дворца выходил к Пьяцетте, другой смотрел на площадь Сан-Марко. Сегодня осталось мало следов Византийско-Венецианской архитектуры — это стена на первом этаже из Истрийского камня и мощеный кирпич в виде елочного узора.

Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.

Политические перемены в середине 13-го века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца, в связи со значительным ростом числа членов Большого Совета. Строительство нового готического дворца началось приблизительно в 1340 г. и было сосредоточено на стороне здания, стоящего перед лагуной.

Порта делла Карта — «Бумажная дверь»

Только в 1424 году, Дожем Франческо Фоскари было принято решение по перестройке крыла с видом на Пьяцетту, в котором находился Дом правосудия, открытой галерейной аркады первого этажа, открытой лоджии на втором этаже, идущей вдоль фасада и внутренний двор бокового крыла, завершив строительство Порта делла Карта (Porta della Carta) в 1442 г.

В 1483 году, сильный пожар вспыхнул на стороне дворца с видом на канал, где находятся апартаменты Дожей. Вновь стала необходима реконструкция и планировку поручили Антонио Риццо, который добавил новый, Ренессансный архитектурный стиль дворцу. Полностью новое строение, с рельефной стеной, проходило вдоль канала, от Понте Делла Каноника (ponte della Canonica) до Понте Делла Палья (Ponte della Paglia), с официальными помещениями для правительства, украшенные работами Витторе Карпаччо, Джорджоне, Альвизе Виварини и Джованни Беллини.

Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)

Еще один большой пожар 1547 года, уничтожил несколько комнат на втором этаже, к счастью, без особого ущерба для здания. Ремонтные работы также проводились во дворце, когда в 1577 г. третий пожар уничтожил помещение Scrutinio и палаты Большой Совета, вместе с произведениями Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне, и Тициана.

В дальнейших восстановительных работ, в знак уважения, было решено придерживаться первоначального готического стиля, вопреки альтернативе неоклассического проекта, предложенным великим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Мост Вздохов и стена Дворца Дожей

Однако есть некоторые классические особенности — к примеру, в 16 веке, дворец был связан Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri) с тюрьмой. Также будучи герцогской резиденцией, во дворце размещались политические учреждения Республики Венеции, вплоть до Наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция подвергалась сначала французскому правлению, затем австрийскому, и только наконец в 1866 году стала частью Италии. За этот период дворец был занят различными административными офисами, библиотекой Марчиана и другими важными общественными учреждениями города.

Мост Вздохов

К концу 19-го века, здание пришло в упадок и итальянское правительство выделило значительные средства для его реставрации. Все государственные учреждения были переведены в другие места, за исключением государственного ведомства по охране исторических памятников, которое по-прежнему размещается на втором этаже с лоджией. В 1923 году, Италия поручила муниципалитету Венеции, открыть дворец в качестве музея. Начиная с 1996 года, дворец Дожей стал частью Венецианской сети музеев, а начиная с 2008 года, перешел под управление Fondazione Musei Civici di Venezia.

Дворец Дожей, детали

Экскурсия по Дворцу

Купить билет в Дворец дожей непросто, для этого придется отстоять большую очередь к кассам. Более опытные туристы предпочитают бронировать билеты заранее онлайн. Основной билет позволяет осмотреть главные залы и внутренний двор. Экскурсия с осмотром всех помещений занимает около 2 часов. Чтобы посетить тюремные камеры или Мост Вздохов, необходимо оплатить отдельную экскурсию. Стоимость полного билета для взрослого составляет 19 евро. Есть отдельные программы для несовершеннолетних, всей семьи или группы школьников. Ознакомиться с ценами и забронировать билеты удобно на официальном сайте: palazzoducale.visitmuve.it. Дворец дожей работает по следующему графику:

  • 8.30-19.00 (в летнее время);
  • 8.30-17.30 (в зимний сезон).

Дворец Дожей

Знаменитая резиденция венецианских правителей расположена на Пьяцца Сан Марко. В Палаццо Дукале размещались политические инстанции Республики, проводились заседания Сената, Большого совета и Верховного суда. Здесь нашла свой приют Тайная полиция, а на первом этаже находились конторы морского ведомства, юристов, цензоров и различных канцелярий. После падения Серениссимы дворец стал административным центром, резиденцией Апелляционного суда и библиотеки Марчианы.

Палаццо Дукале Kasa Fue / Wikimedia Commons

Строительство первого дворца началось в IX веке на земле дожа Аньелло Партечипацио. В дальнейшем на том же месте возвели другое величественное здание. Оно подверглось многочисленным реконструкциям, в том числе после пожаров XV-XVI вв. Сегодня в шикарных интерьерах дворца располагается музей Палаццо Дукале.

Sala del Collegio в Палаццо Дукале Ricardalovesmonuments / Wikimedia Commons

Комнаты дожей располагались на первом благородном этаже с основным доступом по Золотой лестнице. Часть комнат отводилась под личные апартаменты дожа и второстепенные помещения. Кроме того, были залы для советников, оруженосцев, аудиенций и банкетов. Несколько залов сегодня носят имена дожей Лоренцо Приули, Франческо Эриццо, сразу трех Гримани.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Найти и сравнить!

Дата последнего обновления: 09.05.2021

Автор статьи: Италия для италоманов unitalia.ru

Атрибут власти

Главным символом власти венецианского дожа был специальный головной убор (Corno Ducale), напоминающий по форме шапку с рогом.

Своеобразный колпак традиционно шили из тяжёлой парчи с золотыми нитями, иногда его обивали роскошным бархатом. Головной убор дожа часто украшался россыпью крупных драгоценных камней: рубинами, изумрудами, алмазами и жемчугом. Правитель Венеции получал шапку во время церемонии вступления в должность, и обязан был носить символ власти не снимая. Для торжественных мероприятий предусматривался нарядный вариант головного убора, в обычных ситуациях дож навевал более скромный колпак, сшитый из бархата.

Ежегодно, в день празднования Пасхи, настоятельница женского монастыря Сан-Заккариа (San Zaccaria) преподносила правителю города очередной головной убор, сделанный для него послушницами.

Как все начиналось…

Нынешний дворец нисколько, ни малейшей деталью не напоминает тот, самый первый, который был построен на заре IX века. В 810 году на центральной площади Сан-Марко стал строиться шикарный дворец, окруженный со всех сторон водой и крепкими стенами.

Однако, при первом же народном восстании в 976 году особняк был разрушен воинственно настроенными венецианцами.

После того, как восстановительные работы были завершены, резиденцию дожей постигла новая кара – он сгорел почти полностью при разрушительном пожаре в 1106 году.

Но и на сей раз палаццо было восстановлено. А уже в том виде, в котором мы его знаем сейчас, Дворец дожей появился в середине XV века (работы вел архитектор Себастьяно Дзиани).

Поскольку отпала надобность в обороне и защите от нападений, дворцу при восстановительных работах придали изящный и торжественный вид.

Так как строительство шло довольно продолжительное время, в работе принимали участие мастера из разных стран. Отсюда и смешение стилей – строгий готический, округлый романский, изящный арабский.

В 1577 году случился еще один крупный пожар, который практически до основания уничтожил левое крыло здания. И это единственные помещения, которые воссозданы точно такими же, какими были и до пожара. В реставрационных работах принимали участие крупнейшие художники и архитекторы того времени – Тинторетто, Веронезе.

В соответствующие периоды своей истории Палаццо Дукале успел побывать в роли места для заседаний сенатского комитета, совета Республики, Верховного суда, инквизиции, морского ведомства, Совета Десяти (тайная канцелярия).

Внешний фасад здания – это ряды строгих колонн на втором ярусе и ажурные арки, которые придают строению некую воздушность. И лишь в одном месте на фасаде дворца две колонны выделяются среди других; в отличие от остальных эти колонны имеют красный цвет, поскольку именно здесь, между 9-ой и 10-ой колоннами оглашались смертные приговоры.

Со стороны фасада есть затейливо украшенный балкон, с которого в дни великих празднеств венецианский правитель обращался к горожанам.

Внутренний двор – это несколько галерей. Раньше попасть во дворец можно было через «Порта дела Карте» («Бумажные ворота»). Название это дано было из-за того, что здесь писцы оформляли всевозможные бумаги и разрешения. Сегодня «Порта дела Карте» работают только на выход.

Вход же начинается с лестницы Гигантов во внутреннем дворе Палаццо. Гиганты – это статуи Марса и Нептуна. Взгляните на фото этого места во Дворце дожей в Венеции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: