Сант-аполлинаре-нуово

История базилики[править | править код]

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в -526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis». Агнелл приводит текст надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» (эта надпись не сохранилась). Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в -1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta mater ecclesia Ravennas, vera mater, vera orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик, заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в и 1986 годах) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).

Архитектура и декор

Вид на апсиды

На верхней полосе левой боковой стены размещено 13 небольших мозаик, изображающих чудеса и притчи Иисуса; а на правой стене 13 мозаик, изображающих Страсти и Воскресение. Однако бичевания и распятия нет. Они описывают отрывки из Библии, которые читались вслух в церкви во время Великого поста во времена правления Теодориха Великого . Слева Иисус всегда изображается молодым безбородым человеком, одетым как римский император. Справа Иисус изображен с бородой. Для ариан это подчеркивало, что Иисус стал старше и стал «человеком скорбей», как говорил пророк Исайя. Эти мозаики разделены декоративными мозаичными панно с изображением ниши в форме раковины с гобеленом, крестом и двумя голубями. Эти мозаики были выполнены как минимум двумя художниками.

Следующий ряд мозаик представляет собой схему с изображением ореолов святых, пророков и евангелистов, по шестнадцать с каждой стороны. Фигуры выполнены в эллинисто-римской традиции и демонстрируют определенную индивидуальность выражения по сравнению с другими фигурами базилики. Каждый изображенный человек держит книгу в формате свитка или кодекса, и, как и у многих других фигур в базилике, на каждой из их мантий есть знак или символ. Эти мозаики чередуются с окнами. Их казнили во времена Теодориха.

В нижнем ряду представлены большие мозаики в византийском стиле, лишенные какой-либо индивидуальности, имеющие все идентичные выражения. Они были казнены примерно через 50 лет после епископа Агнелла (ум. 570), когда церковь уже стала православной. Слева — процессия 22 Девственниц византийского периода во главе с тремя волхвами , движущаяся из города Класса к группе Мадонны с младенцем, окруженной четырьмя ангелами. (Волхвов на этой мозаике зовут Бальтазар, Мельхиор и Гаспар; это считается самым ранним примером того, как эти три имени были присвоены волхвам в христианском искусстве.) Справа изображена аналогичная процессия из 26 мучеников во главе со Святым Мартина, включая святого Аполлинария, движущихся из дворца Теодориха к группе, представляющей Христа на троне среди четырех ангелов. Эта нижняя полоса, содержащая схематическое изображение дворца Теодориха на правой стене и порта Класса с тремя кораблями на левой стене, дает нам определенное представление об архитектуре Равенны во времена Теодориха . В другой части церкви — грубая мозаика с портретом императора Юстиниана .

Панорама мозаики левой боковой стены

Панорама мозаики правой боковой стены

Входу в церковь предшествует мраморный портик, построенный в 16 веке. Рядом с церковью, с правой стороны портика, стоит круглая колокольня IX или X веков.

Когда ЮНЕСКО включило церковь в Список всемирного наследия , ее эксперты отметили, что «как внешний вид, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние западного и восточного стилей, характерное для конца 5-го — начала 6-го веков. Это один из них. важнейшие постройки периода критического культурного значения в европейском религиозном искусстве ».

Некоторые искусствоведы утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение Сатаны в западном искусстве. На мозаике синий ангел появляется слева от Иисуса за тремя козлами (упомянутыми в рассказе святого Матфея о Судном дне).

История базилики[править | править код]

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в -526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis». Агнелл приводит текст надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» (эта надпись не сохранилась). Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в -1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta mater ecclesia Ravennas, vera mater, vera orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик, заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в и 1986 годах) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).

Внешний дизайн

Сегодня на фасаде представлена ​​простая мраморная колоннада XVI века. Наружные стены проходов структурированы арочными окнами, безоконными панелями и прочными пилястровыми лентами. Карниз, состоящий из трехъярусной кирпичной ленты, соединяет оконные арки с пилястрами — элементом, который все чаще используется в зданиях на севере Сирии.

На цилиндрической колокольне высотой 38 метров расположены одноарочные окна на нижних этажах, двухарочные окна на верхних этажах и трехарочные романо-оттонские окна на верхних этажах. Это делает башню более узкой. Форма башни восходит к римской военной архитектуре; Здесь такие башни в основном интегрировали в укрепления городской стены.

Архитектурные особенности

Внешний вид храма является типичным для ломбардской постройки:
кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад,
имевший ранее квадрипортик (замкнутую со всех сторон паперть) в
настоящее время украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму
цилиндрическая колокольня является типичной для равеннских
кампанил: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной
до трёх.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колонадой из 24-х мраморных
колонн с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры
базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство
боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий
шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой,
предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986
году.


Vkontakte User @ Vkontakte

Примечания

  1. Король Теодорих создал эту церковь от основания во имя Господа нашего Иисуса Христа (лат.).
  2. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  3. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 82. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  4. Святая матерь-церковь Равенны, матерь истинная, матерь православная (лат).
  5. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 8
  6. ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 30. — 144 с.
  7. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 96. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  8. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  9. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 43. — 264 с.
  10. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59—61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  11. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  12. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 66—67. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  13. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34. — 144 с.
  14. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34—38. — 144 с.
  15. Отто Демус. . Дата обращения: 1 июля 2009.
  16. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38. — 144 с.
  17. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  18. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38—43. — 144 с.
  19. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 43—50. — 144 с.
  20. Титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло, офицеры римской армии, принявшие мученический венец при Юлиане Отступнике
  21. Им может быть Панкратий Римский, легендарный мученик начала IV века, или священномученик Панкратий Тавроменийский, епископ Таормины, ученик апостола Павла
  22. В оригинале IAWVINIUS
  23. ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 52. — 144 с.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июня 2009.
  25. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72—73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  26. Grabar. La peinture byzantine, 61-62.
  27. Лазарев В.Н. . Дата обращения: 30 июня 2009.
  28. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 70. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  29. В оригинале EVIALIA
  30.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июня 2009.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Мавзолей Галлы Плацидии

По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.

Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.

Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.

Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать.Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.

Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби

Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.

Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.

На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.

Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.

Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.

Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.

Как доехать

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово расположена в историческом центре Равенны, на улице Via di Roma, 53. Недалеко от нее есть Городской музей искусств. В центре также расположены другие религиозные сооружения, посещение которых включено в стоимость общего билета:

  • Архиепископский музей,
  • баптистерий Неониано,
  • базилика Сан-Витале,
  • мавзолей Галлы Плацидии.

Ближайшая остановка V. Di Roma St Apollinare Nuovo, к ней идут автобусы маршрутов 1, 3, 4, 5, 8, 18, 70, 80, 154, 155.

Время работы: с марта по октябрь с 9:00 до 19:00, с ноября по февраль с 10:00 до 17:00. Касса закрывается в 18:30. Телефон (+39) 0544 541688. 

Вход: цена билета 9,5 евро, льготного 8,5 евро. Льгота действует для студентов, групп от 20 человек. Для детей младше 10 лет и лиц с ограниченными возможностями вход бесплатный. Данные о стоимости и времени работы могут меняться.

Дизайн интерьера

Мозаика

Когда-то весь интерьер был украшен мозаикой. Сегодня остались только мозаики в центральном нефе. В основном они происходят из времен Теодориха. На южной стене центрального нефа изображено шествие из 26 мужчин- святых , чье шествие св. Цитируется Мартин. В уменьшенных святые носят простые белые туники, но St. Мартин — пурпурное платье, а св. Лаврентий получил золотую одежду, потому что его очень почитали в Равенне. Мученики несут венки и мученическую ладонь в покрытых покрывалом руках . Надпись над их головами идентифицирует их. Они движутся с запада — дворец — на восток, к восседающему на троне Христу, которого окружают два ангела.

На противоположной стене изображено шествие из 22 девственниц-мучеников, движущихся из класса к Богородице на троне с младенцем в окружении четырех ангелов . Девы носят расшитые золотом туники и белые покрывала и, подобно мученикам- мужчинам , несут в своей покрытой покрывалом руке венок победы. Во главе святых дев мудрецы идут с Востока.

В верхнем проходе между окнами можно увидеть 32 изображения апостолов и пророков. Над ним чередуются изображения чудес и Страстей Христовых, а также навесы в прямоугольных полях. Изображения расположены не в соответствии с хронологией Библии, а в порядке литургического чтения .

Христос носит скипетр после восстановления в 1860 году . Изначально у него была открытая книга, в которой читалось « Ego sum rex gloriae» («Я Король Славы»). Также заслуживают внимания мозаики, на которых изображены дворец Теодориха и городской порт Классис возле входа в церковь . После завоевания Равенны войсками Восточной Римской империи в 540 г. изображения Теодориха и его придворных были удалены с них и заменены изображениями занавесей; Однако, если вы присмотритесь, вы все равно можете увидеть руки фигур, когда-то изображенных в нескольких местах.

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Сант аполлинаре нуово мозаики

Мы продолжаем рассказ о раннехристианских мозаиках Равенны. Сегодня мы представляем еще одну старинную церковь – базилику Сант-Аполлинаре Нуово. Ее мозаики датированы VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал италийские земли и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом (арианским) и находилась рядом с дворцом Теодориха. После завоевания Равенны императором Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Современное название получила значительно позже – около 1000 г. – когда сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему ранее церкви в порту (ин Классе). Тогда базилика вновь была переименована.

Снаружи небольшой храм имеет вид типичной ломбардской постройки: гладкие кирпичные стены расчленены строгими пилястрами и сдвоенными окнами, имеется просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширная апсида. Нартекс имеет вид открытой аркады.

Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соединенных арками колонн.

Ряды колонн в базилике не длинные; это в сочетании с большой высотой нефов (особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и легкость.

Мозаики базилики, составляющие единый ансамбль, располагаются в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене).

Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающих на престолах с двух сторон базилики.

Фрагмент дворца императора Теодориха

В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников.

Изображение мучеников и мучениц намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия – все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон.

На изображении отсутствуют тени – фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны.

Во главе процессии мучеников изображен св. Мартин Турский – и не случайно: именно в честь этого святого первоначально была освящена базилика.

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах.

Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов.

Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.

Наш словарик

Базилика (от греч. basilike – царский дом) – первоначально – жилище царя (базилевса); позднее продолговатое здание, которое рядами колонн разделялось на нечетное число пролетов или нефов (3 и 5); средний неф был самый широкий и высокий и заканчивался эстрадой (абсидой). В базиликах производился суд, происходили совещания граждан и пр. При императоре Константине Великом большинство базилик было отведено для христианских богослужений; с тех пор многие храмы стали именоваться базиликами, и образовался особый стиль церковных построек в форме базилик.

Нартекс (позднегреч. nárthex) – притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной нартекс – внешний (экзонартекс) и внутренний. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть помещения: базилики, крестово-купольного храма, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Читайте далее:

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Баптистерий православных в равенне мозаики

Сан витале в равенне мозаики

Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

Кастель нуово неаполь

Билеты и время работы

Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:

  1. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
  2. Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
  3. Basilica di San Vitale, via Argentario 22

Детям до 10 лет вход бесплатный.

Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.

Время работы: 09.00-19.00 с марта до 1 ноября и 09.00-17.00 с 2 ноября до марта. Выходные в Рождество и Новый год. В июле и августе Basilica S.Vitale и Mausoleo di Galla Placidia открыты по четвергам и пятницам с 21:00 до 22:45.

История базилики

?азилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI
века на месте захоронения Аполлинарий Равенского. Строительство
велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который
финансировал также строительство другой равеннской базилики —

Сан-Витале). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом
Максимианом. Главной реликвией церкви являются мощи святого
Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В 856 году из-за
угроз вражеских набегов их перенесли внутрь городских стен в
базилику
Сант-Аполлинаре-Нуово. В 1748 году мощи вернулись в базилику,
их поместили в главном алтаре храма, а не в крипте где они
изначально находились.

В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики.
В X веке к ней были пристроены придел, нартекс и
ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449
году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

Basilica di Sant’Apollinare in Classe, Ravenna — copetan @ Flickr

Архитектурные особенности

?остроена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.),
скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину
4-х см. Фасад декорирован ломбардской аркатурой: между плоскими
пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание
проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные
окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает
пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают
прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения).
Апсида приподнята над уровнем пола центрального нефа, к ней ведёт
широкая лестница, построенная в 1723 году (отреставрирована в 1909
году).

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра. Внутренне
пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет
колоннада из 12 колонн в каждом ряду. Они установлены на квадратные
базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с
развевающимися ажурными листьями в форме бабочек. Серый мрамор с
белыми прожилками для колонн был привезён из каменоломен горного
массива Гиметт (Греция)
или острова Проконессос (Мраморное море). Колоннада поддерживает
аркаду над которой в медальонах в хронологическом порядке помещены
фресковые изображения равеннских епископов, сделанные в XVIII веке.
Нижний уровень стен базилики был изначально облицован мрамором,
который был снят в XV веке по указанию Сиджизмондо Малатеста и
использован при строительстве храма в
Римини. На полу базилики сохранились фрагменты оригинального
наборного мозаичного пола.


S. Apollinare in Classe — main nave and abse — Lanfranch @ Flickr

К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5
метров и диаметром 6,17 метров. Она является типичной равеннской
кампанилой: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной
до трёх.

Мозаики храма

Главная ценность базилики – мозаики. Большинство из них были создано в начале 6 века, некоторые уже позже. Центральный неф имеет 3 группы мозаик, которые разделены и имеют разную тематику.

  1. Изображения верхней части иллюстрируют различные сцены из жизни Христа. Эта группа состоит из 26 различных историй.
  2. Средняя группа мозаик размещена в квадратах между окнами. Здесь фигурируют 32 изображения святых и пророков, по 16 с каждой стороны. Они призваны показать роль этих людей в истории христианства и составления священного писания.
  3. Нижняя группа мозаик самая большая. С одной стороны изображено шествие святых, их всего 22 во главе со святой Евфимией. На противоположной стороне в таком же шествии запечатлены 26 мучеников-христиан в белых одеждах. Все они направляются к восседающему на троне Христу.

Кроме мозаик на религиозные темы церковь украшена также и другими. Среди них фигурируют изображения дворца Теодориха и древнеримского военного порта Классе.

Архитектурные особенности

План Сант-Аполлинаре-Нуово

Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Особенностью Сант-Аполлинаре-Нуово, отличающей её от большинства раннехристианских базилик, является то, что на колонны опираются пяты арок, а не антаблемент; при этом на капители уложены не сами пяты, а прокладки (пульваны), что является типично византийским мотивом в архитектуре. Капители имеют огрубленную корзинообразную форму, также типичную для византийского зодчества. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл. Интерес представляют две из них:

  • первая от главного алтаря капелла посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит статую этого святого, используемую для процессий,
  • первая от основного входа капелла посвящена памяти итальянских солдат, погибших в Первую мировую войну, и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена фресками, типичными для муссолиниевской пропаганды, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: