Санта мария делле грацие в милане

Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи

Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.

Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.

Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.

Тайная вечеря

Фреска «Тайная вечеря» была написана в конце XV века масляными красками на влажной стене. На написание работы у художника ушло три года. Большую часть времени он искал своих героев на улицах и в трактирах, изучал позы и жесты.

Сюжет взят из Евангелия от Иоанна. В отличие от традиционных икон, на которых изображается сцена после того как Иисус произнёс слова «один из вас предаст меня», и ученики уже задали свои вопросы, художник изобразил непосредственно момент произнесения слов.

В трапезной перед стеной был установлен длинный стол. Визуально он становился продолжением фрески с изображением Христа в центре, а духовно – частью евангельской сцены.

По заказу Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи использовал технику наслоения. Чтобы художник был свободен в своём творчестве, ему разрешили писать фреску темперной краской. Со временем этот факт, а также злосчастная  бомбардировка и климатические изменения создали специфические проблемы сохранения картины.

Из-за этого посмотреть на «Тайную вечерю» довольно непросто: пускают только тех, кто предварительно заказал экскурсию по телефону и явился за билетом за полчаса до назначенного времени, причем не больше 20 человек одновременно и не дольше чем на 15 минут.

Генри В. Мортон в своей книге «Прогулки по северной Италии» отметил, что в мире немного городов, где можно сказать таксисту название картины вместо адреса, и он безошибочно довезет Вас по знакомому маршруту до места.

Как посетить церковь

Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.


Чтобы беспрепятственно пройти на территорию, нужно записаться. Без предварительного соглашения не пускают. Очередь расписана на несколько недель вперед. Кроме того, в здание могут пройти не более 1000 человек в день. Полюбоваться снаружи на постройку вы, конечно, сможете, но попасть внутрь без сопровождения экскурсовода – нет. Многие туристы не знают этой особенности и уезжают ни с чем, так и не увидев знаменитую «Тайную вечерю» да Винчи.

Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.

Экспонаты

Музей Леонардо да Винчи занимает обширную площадь 50 000 квадратных метров и вмещает свыше 15 000 различных экспонатов, 50 000 видео- и фотоматериалов, 40 000 книг. Значительную часть представленных экспонатов составляют творения самого Леонардо да Винчи.

Экспонаты в музее располагаются по следующим семи разделам: Транспортные средства, Материалы, Энергия, Искусства Леонардо и наука, Средства сообщения, Новые научные области, Наука для детей.

Изобретения Леонардо да Винчи

Изобретения великого гения располагаются на отдельном этаже. Здесь хранится свыше 7 000 чертежей, сделанных великим гением, созданные им картины, скульптуры, а также написанные им научные трактаты.

Под многими чертежами находятся выполненные уже современными мастерами деревянные механизмы по эскизам Леонардо да Винчи.

Также в этой секции можно полюбоваться ювелирными изделиями, коллекцией музыкальных инструментов и часов, созданных знаменитым итальянцем.

При взгляде на такое изобилие творений, невозможно поверить в то, что все эти новшества были созданы одним человеком, на целые поколения опередившего свое время.

Морская техника

Любителям морской техники будет интересен отдельный ангар с экспонатами парусного судна в полную величину и надстройкой теплохода 20 века. Все детали здесь можно тщательно рассмотреть, даже палубное оборудование.

Наибольший интерес также представляет настоящая подводная дизель-электрическая лодка «Марина Милитаре» (Enrico Toti Submarine), изготовленная в Италии в 1968 году. Ее можно подробно осмотреть не только с наружной части, но и забраться внутрь!

Авиация

Большое внимание в музее уделено авиации. Здесь наглядно можно проследить за историей развития итальянской авиации, а на открытом пространстве осмотреть уже более современные модели авиационной техники военного назначения

Железнодорожный транспорт

В другом ангаре находятся образцы железнодорожного транспорта 19-20 века: паровозы, локомотивы и различные вагоны, даже реконструирована железнодорожная станция позапрошлого столетия.

Материалы

В секции материалов представлен процесс добычи различного рода сырья, его обработка, последующее использование и переработка. Примечательной является сталеплавильная печь, первая в мире, которая была изготовлена Эрнесто Стассано в 1898 году.

Энергетика

В секции энергетики особый интерес представляет теплоэлектростанция, изготовленная в 1895 году, и разнообразные приборы из нефтехимической промышленности.

Коммуникация

Огромное количество экспонатов представлено в секции коммуникации. В разделе астрономии можно увидеть топографические и различные астрономические приборы прошлых столетий. Чего только стоит телескоп Сальмойраги и земной глобус 17 века!

Аудиотехника

В разделе звука показаны основные технологии в сфере звукозаписи, а в разделе телекоммуникаций выставлены экспонаты от самых старинных телеграфов до современных телефонов.

Конь Леонардо да Винчи

Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.

Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.

Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.

Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)

Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.

Санта-Мария-делле-Грацие Luciano Mortula / Shutterstock.com

«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.

«Тайная вечеря» Wikimedia Commons

«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные  детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

 Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Анализ картины

Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

Эскиз

По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов

Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае,  не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

Реакция персонажей

Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине  представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина

На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

История создания

Монастырский комплекс появился на территории Милана в конце XV столетия. А началось все с подарка графа Вимеркати, он презентовал участок земли ордену доминиканцев, которые решили обосновать здесь свой монастырь.

Строилась церковь с 1469 г. по законам поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. В 1490 г. Лодовико Сфорца задумал разместить здесь усыпальницу герцогского дома Сфорца и поручил достройку церкви величайшему архитектору эпохи Возрождения Донато Браманте. Браманте спроектировал и построил базилику Святого Петра в Ватикане.

Этому мастеру и было суждено закончить строительство. Он изменил первоначальный чертеж доминиканского монастыря. Перестроил купол и хоры.

После завершения строительства самые богатые семьи Милана боролись за право патронажа часовен, чтобы получить право хоронить в них близких.Те, кто выиграл, начали украшать свои часовни, приглашая лучших мастеров того времени.

Леонардо да Винчи в Милане

«Да Винчи» может показаться титулом знатной семьи, как д’Артуа во Франции или фон Рихтофен в германском мире, но это не так. На самом деле фамилия самого великого в истории Леонардо указывает лишь на то, что он родился, в 1452 году, в тосканской деревне Винчи. Остался ребёнок возможно без фамилии в связи с тем, что отец и мать Леонардо не были законными супругами.

Спустя некоторый период жизни во Флоренции при дворе Медичи, вероятно по их же инициативе, Леонардо в возрасте тридцати лет переезжает в Милан. Правители Флоренции гордились тем, что направляли лучших своих творцов на работу в лучшие дворы в качестве, своего рода, культурных послов. Милан в то время был центром герцогства Сфорца и все последующие годы Леонардо будет работать непосредственно на правящую семью. Он отвечал за декор празднования свадьбы герцога Людовико Сфорца и Беатриче д’Эсте, украсил растительным мотивом один из залов замка Сфорца (Sala delle Asse — Castello Sforzesco), который сегодня является частью Музея античного искусства, и спроектировал колоссальный конный памятник герцогу. Кроме того, период в Милане стал апогеем расцвета разносторонних талантов великого гения Леонардо.

Начать знакомство с леонардовским наследием в Милане можно с его памятника, который находится напротив театра Ла Скала, недалеко от центрального собора, Дуомо ди Милано. Конечно же очевидно, что памятник Леонардо не поставил сам себе. Это работа миланского скульптора Пьетро Маньи и выполнена она из каррарского мрамора с гранитным основанием. Памятник был заказан Академии искусств в предвоенный период и торжественно открыт в присутствии короля Витторио Эммануила II. Миланцы в шутку называют его скульптурную композицию «литр на четверых» — фигура Леонардо напоминает большую бутылку вина, а четыре ученика у его ног — Марко д’Оджоно, Андреа Салаино, Чезаре да Сесто и Джован Антонио Болтраффио — четыре бокала.

Что нужно, чтобы увидеть фреску?

Единственное, что потребуется, чтобы увидеть уникальное произведение Леонардо да Винчи – это добраться до Милана. Фреска украшает трапезную монастыря. В любом туристическом путеводителе указано, как добраться до достопримечательности.

Как добраться

  1. «Тайная вечеря» находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, в 5 минутах на такси от железнодорожной станции и в 15 минутах ходьбы от Дуомо. Чтобы добраться до церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане на метро: красная линия до Conciliazione или зеленая линия до Cadorna.
  2. Адрес церкви Санта-Мария-делле-Грацие: Piazza Santa Maria delle Grazie 2 | Corso Magenta, 20123 (Centro Storico).

Церковь возвели в XV столетии. Изящное строение выполнено в готическом стиле. Архитектурное творение принадлежит Гвинфорте Солари. Позже черты Ренессанса придал зданию достраивавший его Браманте.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: от замысла к созданию

Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет.

Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато – легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.

Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне – линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году.

Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: Тайная вечеря Леонардо да Винчи, существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене. Размер фрески ‒ 460×880 см.

Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.

Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное – воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.

Миланский монастырь Санта Мария делле Грацие

По легенде, приор монастыря Санта Мария делле Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем.

Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду – как в материальном, так и во временном отношении.

Архитектура церкви

В 1492 году Браманте приступает к перестройке миланской церкви Санта-Мария делле Грацие.

Эта работа может оцениваться как попытка мастера найти новые формы и средства в архитектуре.

В основе церковь имеет правильную крестообразную форму с явно выраженным центрально-осевым решением. Браманте в этой церкви принадлежит лишь идея общего пространственного осуществления (лично им построены только хоры, огибающие купол снаружи, а также основная часть здания без купольных надстроек, включая полукруглые абсиды).

Общий архитектурный прием заключается в ступенчатом расположении отдельных частей сооружения, постепенное наращивание которых еще сильнее выявляет купол, служащий композиционным центром всего здания.

Это доминирование купола над основными массами сооружения уже само по себе является новым и необычайно важным акцентом.

Церковь Санта-Мария делле Грацие далека от спокойных, замкнутых в себе церковных сооружений раннего Ренессанса: в ней сказывается стремление сочетаться с окружающим пространством. Однако многое в ней родственно церкви Сан-Себастьяно в Мантуе, построенной по проекту Альберти.

В декоративных элементах церкви чувствуется стиль зодчего. Здесь уже нет и намека на какое-либо подражание античным образцам. Нетронутая гладь стены окончательно изжита: она вся покрыта орнаментацией, способствующей увязке воедино основных композиционных масс.

Следует обратить внимание на оформление Браманте внутренности церкви, особенно на капеллу делла Крокиера, представляющую собой нишу и являющуюся как бы дальнейшим развитием типа римской экседры. Введением круглых окон, огибающих архивольт, кессонированием сферической поверхности и прочими элементами усиливался декоративный эффект

Церковь Санта-Мария делле Грацие еще не является произведением высокого Ренессанса, но она ценна как определенный этап творческой эволюции Браманте на пути к более совершенным произведениям.

Одновременно с возведением самой церкви Браманте построил при ней трапезную, в которой впоследствии Леонардо да Винчи написал «Тайную Вечерю».

Строительство церкви Санта-Мария делле Грацие явилось как бы прологом к римским сооружениям Браманте; ее величественность отчасти подготавливает нас к восприятию позднейших грандиозных ансамблей мастера.

Из работ Браманте миланского периода отметим также следующие: галереи в Санто-Амброзио и двор в монастыре Санта-Мария делле Грацие.

Сама идея замкнутого двора, окаймленного со всех сторон лоджиями и галереями, была характерна еще для раннего Ренессанса, но здесь она получила принципиально новое архитектурное решение. Внутренние дворы флорентийских палаццо были холодны и мрачны. Они казались глубокими колодцами, доступ света в них был весьма ограничен.

Дворы же Браманте приветливы, просторны, наполнены солнцем и воздухом. Отсутствуют резкие световые контрасты. Тональные нюансы здесь несравненно нежней.

Эта особенность, весьма характерная для зодчего, получила еще более определенное выражение в его позднейших римских сооружениях (в том числе стоит вспомнить дворы Ватикана).

Деятельность Браманте в Милане совпадает с правлением покровительствовавшего ему герцога Лодовико Моро. Работу архитектора в этот период следует рассматривать как подготовительный этап к творчеству его в Риме.

В 1499 году, после падения Моро, Браманте переезжает в Рим и поступает на службу к папе Александру VI Борджа.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector