Храмы кхаджурахо в стране чудес

На каком транспорте осматривать Кхаджурахо

На выбор путешественника есть несколько вариантов:

  • Моторикша;
  • Пешком;
  • Велосипед;

Стоимость аренды велосипеда на целый день (в моем случае) составила 60 рупи, но изначально за велосипед просили сотню. Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то. К тому же ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.

Зачем-то к велику в нагрузку вручили велосипедный замок, сложно даже представить кому вздумается угонять такое транспортное средство в деревне, где каждый друг друга знает. Я игнорировал просьбы владельца велосипеда закрывать его на замок когда уходу, но не смотря на мой пофигизм, никаких инцидентов не было, к тому же на багажнике целый день ездил пакет с бананами, на бананы тоже никто не покушался.

Храм Чатурбудж

По арочному мосту мы переехали в посёлок и направились к пленившему меня, огромному, как сталинская высотка, храму Чатурбудж.

По легенде статуя Рамы, для которой храм и строился, отказалась перемещаться в новый храм (она вроде бы оказалась прикованной к своему месту, не смогли ее переместить). Думается, поэтому храм несколько запущен. Гид даже говорил, что нечего там делать, неинтересно. Но я всё же побежал смотреть.

Внутрь можно войти, там даже есть какое-то святилище. Но никто не требует снимать при входе обувь. Народу внутри почти нет. Нет и положенных в индуистском храме украшений. В общем, не уважаемое индусами место, как я понял. А напрасно. По мне — это одно из интереснейших зданий, которые можно посетить в туре по «Золотому треугольнику + Каджурахо».

Храм Чатурбхудж сооружён в форме креста. Построен в 1558-73 годах при радже Мадукаре по просьбе его жены Ганеш Кунвар.

Рядом высятся храмы Рам Раджа и Палка Махал. Но их из-за нехватки времени я только видел, но не внутрь не заходил.

Столица империи

Город Виджаянагар был основан в 1336 г., в очень подходящем месте: с одной стороны – река Тунгабхадра, а с трех других – валуны, используемые в древности виджаянагарскими мастерами для изваяния индуистских божеств. Империя была больше и богаче, чем Древний Рим. На базарах столицы торговали алмазами в килограммах, шелками в тоннах, ее дворцы были обиты чистым золотом, храмы проводили шумные праздники. Все это ушло в небытие одночасье, когда после поражения при Таликоте империя рухнула, а захватчики полгода грабили самый богатый город Индии.

От могущественной когда-то империи остались руины. Исламские завоеватели разрушали все, особенно храмы. Но кое-то все же осталось, и туристы вереницей едут в Хампу, чтобы поглядеть на дивные ландшафты и строения. В 1986 г. руины Хампи были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и теперь храмы Биг Шивлинга и Витхалахрамы Вирупакша, Лакшми Нарасимха, Хемакута Хими другие находятся под опекой всемирной комиссии.

Сама деревня – это каменное плато, на нем много больших валунов, а между ними – древневековые постройки. Одни из них сохранились хорошо, другие – на стадии восстановления, а многие совсем разрушены, и на их месте только камни с искусной резьбой.

Что можно увидеть в Хампи:

Самый известный – храмовый комплекс Вирупакша, посвященный Шиве. Среди всех памятников он самый большой и древний. Посетителей храма встречает богиня в обличье слона, которая поставит пуджу (точку на лбу) и благословит на добрые начинания.

Храм Витхала, датированный 16 столетием, посвящен божеству Витхала. Это шедевр архитектуры. В этом храме – так называемые поющие колонны – от легкого постукивания по ним исходят мелодичные звоны.

Лотос Махал. Свое название Дворец получил за схожестью форм куполов и потолков с почкой лотоса. Архитекторский план здания очень сложный, в нем переплелись одновременно индийский и исламский стили.

Монолит Нарасимхи. В 1528 году в инкаркации получеловека-полубога из скального монолита был высечен Вишну.

Храм Кришны. Воздвигнут в 1516 году.

Царство валунов и обезьян

На подъезде к Хампи бросается в глаза удивительный ландшафт. Холмы покрыты гигантскими круглыми валунами. Почему они такие мягкие, будто их веками омывал океан, никто не знает.

Между тем в мире Хампи мало что изменилось с древних времен: крестьяне работают на заливных рисовых полях, рыбаки ловят рыбу в таких же круглых лодках из бамбука, как и их предки.

Юные жители туристической деревни Хампи

Хампи, кстати, упоминается в «Рамаяне» как царство ванаров – человекоподобных обезьян. Современные фантастические фильмы черпают сюжеты из древней мифологии Индии. Первое известное поселение на этом месте возникло в I веке н.э.

Национальные блюда

Кухня Индии – одна из самых колоритных в мире. Для нее характерно использование большого количества специй: острого перца, кардамона, имбиря, куркумы, корицы, кориандра, мяты, кинзы. Национальными блюдами Индии принято считать:

  • Карри. Суп-рагу из овощей, бобовых и множества пряных приправ. Существует документальное подтверждение, что это блюдо было известно в Индии более тысячи лет назад.
  • Суп дал. Острое блюдо из бобов или гороха, по консистенции это суп-пюре. В состав супа добавляют помидоры, лук, чесок, куркуму, имбирь.
  • Палак Панир. Нежный вегетарианский суп из сыра панир и шпината. В него кладут молочные сливки, топленое масло гхи, смесь специй гарам масала и подают с вареным рисом.

  • Бириани. Индийский плов из обжаренного риса басмати, овощей и приправ.
  • Малай-кофта. Фрикадельки из картофеля, кисломолочного сыра панир и зелени.
  • Пакора. Овощи (любой вид капусты, лук, картофель, сладкий перец), обжаренные в кляре, приготовленном из нутовой или гороховой муки.
  • Чапати. Пресные лепешки из цельнозерновой муки, испеченные на сухой сковородке.
  • Нааны. Блины из дрожжевого теста с начинкой из сыра панир. Выпекают в индийской печи-жаровне «тандури».
  • Алу Гоби. Постное второе блюдо: картофель, цветная капуста, морковь, томаты и лук, тушеные с небольшим количеством масла. Подают с вареным рисом.
  • Навратан Корма. Овощное рагу в соусе из сливок и орехов.
  • Индийская сладость Джалеби. Обжаренные во фритюре и вымоченные в сахарном сиропе небольшие хрустящие крендельки. В жидкое тесто из добавляют порошок шафрана, поэтому печенье получается ярко-оранжевого цвета.

На что стоит посмотреть в Индии

Перечень наиболее популярных достопримечательностей, на который следует обратить внимание, при составлении плана экскурсий по Индии:

  • Базилика Бом Иисуса (Старый Гоа)
  • Башня Кутб Минар (Дели)
  • Водопад Дудхсагар (Панаджи)
  • Гокарна (Карнатака)
  • Гробница Хумаюна (Нью Дели)
  • Деревня Хампи (Карнатака)
  • Зал поющих колонн, Храм Шри Виттала (Хампи)
  • Зал слонов в Хампи
  • Исторический центр Старого Гоа
  • Индуистский золотой храм бога Шивы (Гокарна)
  • Каменная колесница в Хампи
  • Королевские ванны (Хампи)
  • Красный Форт в Дели
  • Кубана Клуб (Арпора)
  • Парк бабочек (Понда)
  • Музей принца Уэльского (Мумбаи (Бомбей))
  • Музей предков Биг Фут (Лутолим)
  • Остров Элефанта (Мумбаи (Бомбей))
  • Памятник «Ворота Индии» (Нью Дели)
  • Плантация по выращиванию специй (Понда)
  • Скульптура лицо Шивы на Вагаторе
  • Собор святой Екатерины (Старый Гоа)
  • Средневековая обсерватория Джантар Мантар (Джайпур)
  • Старый город Джайпура (Джайпур)
  • Старый город Панаджи
  • Статуя Ганеша в Хампи
  • Статуя Шивы (Гокарна)
  • Тадж-Махал (Агра)
  • Усыпальница Франциска Ксаверия (Старый Гоа)
  • Форт Агры (Агра)
  • Форт Амбер (Джайпур)
  • Хава-Махал (Джайпур)
  • Храм Акшердхам (Нью Дели)
  • Храм Вирупакша (Хампи)
  • Храм Виттала в Хампи
  • Храм Лакшми-Нарайан (Дели)
  • Храм Лотоса (Дели)
  • Храм Лотоса в Хампи
  • Мурдешвара (Гокарна)
  • Храм Нагеши (Понда)
  • Церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Панаджи)
  • Церковь святого Франциска Ксавьера (Старый Гоа)
  • Этнографический музей Гоа (Бенаулим)

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего,  – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кхаджурахо было бы обычной деревней, каких не счесть в Центральной Индии, если бы не его исключительное культурное наследие в виде храмового комплекса, который выдвигает это местечко на передний план мировой культуры и архитектуры.

При правлении царей из династии Чандела, которые владели этой местностью с IX по XIV века нашей эры, здесь процветала исключительная архитектурная школа, чьи идеи и мастерство нашли свое воплощение в храмах Кхаджурахо.

Комплекс, окружающий деревню, занимает территорию около 21 квадратного километра и представляет собой один из красивейших и загадочных памятников Индии. Считается, что 85 храмов, из которых в той или иной степени сохранилось всего 25, были построены за два с небольшим столетия, примерно с 900 г. до 1125 г. нашей эры.

Храмы Кхаджурахо – это кульминация североиндийского стиля культовой архитектуры нагара. Они богато украшены великолепными горельефами тончайшей работы, которые считаются шедевром индийского искусства. Стены храмов сплошь покрыты изображениями богов, богинь, божественных существ, украшенны растительными и символическими орнаментами. Здесь и стражи сторон света дикпалы, и небесные танцовщицы апсары, и небесные нимфы сурасундари, и добрые духи видьядхары, и музыканты гандхарвы, ганы – помощники Ганешы и влюбленные пары в процессе майтхуны – тантрического секса.

Совершенство скульптуры подчеркивается сочетанием мягкого цвета песчаника всевозможных оттенков от светло-желтого до розового, и глубины фона, что создает особую игру света и тени.

Стены храмов внутри и снаружи украшены фризами, где как в калейдоскопе сменяют друг друга сцены из жизни богов и простых смертных – религиозные ритуалы, музыкальные представления, воинские сражения, процессии, церемонии, придворная жизнь, животные, влюбленные пары и простые бытовые сюжеты. Это настоящий гимн жизни, запечатлевший в камне всю палитру ее красоты и многообразия.

Едем в Хампи

Доехать в Хампи, например, из наиболее туристического региона Гоа – вообще не проблема. Во-первых, есть экскурсии. Ехать около 7 часов. Для более самостоятельных путешественников ( привыкших к кое-какому комфорту) есть ночной автобус из Гоа в Хампи (около $10). Есть местный поезд ($2-3). Прокатиться в поезде с индусами, сделать тысячу фото на их телефоны, обрести полвагона новых друзей, наслаждаться видами на горы и водопады по-индуистки свесив ноги из вагона, это ли не настоящие эмоции от Индии? Поезд прибывает в деревушку Хоспет, в 10 км от Хампи, дальше автобус моторикша – домчит с ветерком.

На краю света

В нашем представлении деревня – это небольшое сельское поселение, где люди зарабатывают на жизнь тяжелым трудом, обрабатывая землю и выращивая скот. Мадхапар – не исключение. Местные жители не чураются ручного труда, «Майбахам» и «Теслам» предпочитают скутер и повозку. При этом совокупное состояние коммуны составляет сотни миллионов долларов.

Поселение расположено в округе Кач штата Гуджарат на крайнем западе Индии. Это засушливая местность на краю пустыни Тар, периодически страдающая от землетрясений. В окрестностях нет полезных ископаемых, туристы обходят регион стороной. Так как же общине удалось достичь завидного процветания со средним ВВП, превышающим 130 000 долларов на человека?

Деревня Орчха

В Агре я расстался со своими товарищами по туру «Золотой треугольник» (изначально нас было пятеро, но Каджурахо был только у меня в программе) и на поезде поехал в город Джханси. К сожалению, был сильный туман, и по дороге из поезда ничего не было видно.

На станции меня встречал гид. Мы сели в машину и отправились в Орчху, которая находится в 16 км от Джханси.

Когда приехали, туман рассеялся, но всё равно в воздухе висела дымка. (Всем, кто собирается в Индию зимой, нужно иметь ввиду, что в это время года в Индии часто бывают сильные туманы. Зато зимой не жарко).

Первым делом мы отправились в комплекс дворцов. Билет туда стоит 250 рупий и фотосъемка 25 рупий. По этому же билету я проходил в храм Лакшми Нарайян и в Кенотафы, действителен билет 1 день.

Фон

Умная деревня Индия берет свое начало от Махатма Гандивидение Адарш Грамм (модельная деревня) и Грам Сварадж (Деревенское самоуправление / независимость). Ганди в двух текстах, Хинд Сварадж и Грам (Деревня) Сварадж, продвигает концепцию комплексного развития сельских районов, чтобы повлиять на большинство населения, в качестве основной инициативы после Независимость Индии в 1947 году.Фонд Eco Needs инициировал концепцию «Умной деревни». В рамках этого проекта Фонд принимает деревни и прилагает усилия для устойчивого развития, обеспечивая основные удобства, такие как санитария, безопасная питьевая вода, внутренние дороги, плантации деревьев, сохранение водных ресурсов. Фонд также работает над воспитанием в обществе моральных ценностей и повышением уровня жизни жителей села. В концепции «Умная деревня» развитие поселка будет основано на пяти направлениях: Модернизация, Редевелопмент, Зеленые поля, Электронная панорама, Средства к существованию. В рамках концепции Smart Village Фонд принял Village Dhanora, Teh. Бари, округ Дхолпур, небольшая и удаленная деревня в штате Раджастхан, чтобы превратить ее в первую «умную деревню» в Индии. Деревня расположена в 30 км от центрального района Дхолпур и в 248 км от Джайпура. Население села составляет около 2000 человек. Деревня была лишена основных потребностей, таких как канализация, внутренние дороги. Он также сталкивался с различными другими аналогичными проблемами, такими как отсутствие доступа к питьевой воде, отсутствие системы водосбережения, вторжение на дороги, колебания мощности, отсутствие образования, ориентированного на занятость, безработица и бедность и т. Д. И т. Д. . Проф. Приянанд Агале, основатель фонда Eco Needs Foundation, и доктор Сатьяпал Синг Мина (IRS), совместный комиссар по подоходному налогу, воплотили эту идею в жизнь, и теперь Дханора стала образцом для подражания в развитии сельских районов. Деревня Дханора также была удостоена награды от премьер-министра Индии г-на Нарендры Моди в 2018 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: