Пещерные храмы индии

Аджанты: наши дни

В 1983-м году ЮНЕСКО причислило пещеры Аджанты к уникальным культурным памятникам мира. Сейчас храмы Аджанты являются музеем, открытым для всех кто хочет приобщиться к буддистской культуре.

Однако даже несмотря на то, что люди добились существенного прогресса в науке, до сих пор остается много неразгаданных вопросов, ответы на которые можно найти лишь в самих пещерах. Например, ученые так и не смогли выявить причину, по которой краски, с помощью которых украшали стены, светятся.

Пещеры пронумерованы последовательно с востока на запад. Те пещеры, которые считаются самыми старыми, располагаются в центре горного массива. Периоды их создания (хинаянский и махаянский) – это время, когда буддизм только начинал приобретать известность. В этих пещерах нет изображений Будды, потому что тогда это было не принято. В 9 пещере находится гигантская звучащая ступа, рядом с которой, как уверяют археологи, пели мантры монахи. В 4-ой можно увидеть самый большой храм, который есть в Аджанте. Наибольшей популярностью среди туристов пользуются 1 и 2 залы. Они сохранились лучше остальных, что позволяет путешественникам в подробностях изучить их.

Посетив это уникальное место, гости получат незабываемые эмоции и яркие воспоминания, которые запомнятся на всю жизнь.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) – под общежития монахов или святилища Будды. Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам. Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них – самые старые. Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы. В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах. Особенность пещеры 26 – огромная статуя лежащего Будды. Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

История пещер Аджанты

Монахи в Аджанте

Всю историю пещер в Аджанте можно разделить на несколько периодов жизни пещерного комплекса:

  • Первые пещеры на берегу реки Вагхоры появились примерно во во II веке до нашей эры, на протяжении нескольких столетий пещерный комплекс рос и в скале над рекой появлялись новые пещерные храмы и монастыри;
  • Примерно во времена с V до IX века нашей эры народ начал покидать пещеры, причины по которым это произошло так и не установлены;
  • Второе открытие пещер, произошло совершенно случайно, во время охоты британские военные набрели на каменный утес, в овраге которого бежала река Вагхора. Внимательно обследовав место, британцы обнаружили несколько удивительно красочных буддистских пещер;
  • Пещеры Аджанты в наши дни. Сегодня храмовый комплекс является одним из самых посещаемых туристических мест в Индии, весь комплекс пещер находиться под охраной ЮНЕСКО.

Пещеры-монастыри (вихара) Аджанты

Пещера-монастырь в Аджанте
Из тридцати древних пещер Аджанты, большая часть из которых являются пещерами-монастырями. Многие пещеры имеют очень красочное и запоминающееся оформление, особенно те что построены в поздней период.

Из 30 пещер в Аджанте, 25 являются буддистскими монастырями (вихара), многие из них построены в первом столетии нашей эры.

Большинство пещер-монастырей (вихара) представляют квадратный зал с плоским потолком, в некоторых случаях могут быть колонны, а по бокам могут располагаться небольшие кельи монахов. Как правило, пещеры-монастыри были местом собрания, трапезы и отдыха буддистских монахов. В поздних пещерах, стены и столбы покрывались рельефами, скульптурой и рисунками.

Общие положения

1.1.  Политика в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) направлена на защиту прав и свобод физических лиц, персональные данные которых обрабатывает ООО «Подземный эксперт», далее именуемая в тексте  — Оператор.

1.2. Политика разработана в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»).

1.3. Политика содержит сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», и является общедоступным документом.

1.4. Политика устанавливает:

  • цели обработки персональных данных;
  • основания обработки персональных данных;
  • категории субъектов персональных данных;
  • сроки обработки и хранения персональных данных;
  • передачу персональных данных третьим лицам;
  • сведения об обработке и обеспечении безопасности персональных данных;
  • права субъектов персональных данных.

1.5. Оператор ведет свою деятельность по адресу: 192102, г. Санкт-Петербург, Фучика улица, д.4, лит. К, помещение 16Н.

Питхалкора

Будучи еще одним комплексом Махараштры, он находится в 80 километрах от Аурангабада, примерно в одинаковом отдалении от Эллоры и Аджанты.

Так же, как и последняя, Питхалакора начала создаваться во 2 веке до нашей эры,а ансамбль добавлялся украшениями в виде скульптур и фресок, датируемых 5-6 столетием.

Комплекс составлен из тринадцати пещер и полностью относится к тхеравадинскому направлению. Таким образом, это самые крупные из пещерных монастырей тхеравады, которые сохранились до нашего времени.

Архитектура Питхалкоры более проста в исполнении, но не менее изящна и тем более не менее ценна.

«Это — фантастика!»

Я сидел в полупустом кафе у самого берега живописного непальского озера Пева Талл. По бамбуковой крыше уныло барабанил мелкий дождик. Был декабрь, с гор тянуло холодом. Я согревался чаем с молоком и раздумывал о путешествии в тёплую Индию. Ко мне подсел завсегдатай кафе — пожилой шотландец, исколесивший всю Индию. Узнав о моих размышлениях — куда податься? — он закатил глаза и произнёс: «Езжай в Аджанту! Это — фантастика!». На следующее утро я уже спускался в автобусе по серпантину горной дороги к теплу индийских равнин. А дальше на поезде вторым классом через всю Индию — к побережью Аравийского моря. За окнами мелькали тропические ландшафты, обмелевшие реки, маленькие деревни с искусственными прудами, в которых прохлаждались буйволы с огромными рогами. Целые леса банановых пальм. И поля, поля, поля. Я утолял жажду чаем, который разносил в огромном алюминиевом чайнике босоногий мальчуган, а голод — тонкими лепёшками чапати, обмакивая их в соус с варёным горохом. На второй день путешествия стало совсем жарко — мы заехали за градус северного тропика, в вечное тепло. В зону саванн, где волнуется море трав, на котором застыли островки деревьев со светло-зелёными зонтичными кронами. Индийцы стали ещё темнее кожей, чем те, которых я привык видеть на северо-востоке страны. А белки их глаз, казалось, были сделаны из слоновой кости. «О, Аджаита! Это — фантастика!» — убедительно говорили они мне. Хотя сами, как я понял, никогда там не были. Я сошёл в Джалгаоне, маленьком, на удивление уютном для Индии городке. Было уже темно. Я быстро устроился в гостиницу у вокзала. А наутро на местном старом автобусе затрясся по разбитой дороге, бегущей среди плантаций пушистого хлопка прямиком в Аджанту. Наконец вдали показались поросшие джунглями горы. Их выветренные склоны походили на древние полуразрушенные города с гигантскими статуями то ли полулюдей-полуживотных, то ли каких-то богов. Мы подъезжали. Моё сердце радостно забилось. Ещё один поворот — и мы на месте.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: