8 самых красивых фонтанов рима

Церковь

Фонтан Тибр расположен в нише здания церкви Св. Карло у Четырёх фонтанов — Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane. Сооружение церкви было начато в 1638 г. по проекту архитектора Francesco Borromini. Однако строительство церкви было закончено почти 30 лет спустя — в 1667 г., и Борромини не увидел церковь в её завершённом виде. Фасад в форме волны полон движения, в нишах над входом расположены скульптуры (среди них скульптура Карла Борромини). Церковь уникальна. Она имеет восемь углов, спроектирована в форме эллипса. Это своеобразный ответ Борромини на церковь его конкурента Лоренцо Бернини — Sant’Andrea al Quirinale.

церковь Св. Карло у Четырёх фонтанов — Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane

Площадь Четырех фонтанов на карте. А мы сворачиваем на via delle Quattro fontane, и впереди нас ждет еще одна римская площадь — площадь Республики.

Италияотдыхплощади РимаРимфонтаны Римафотоотчет

История создания

Акведук был сооружен под руководством семьи Памфили. Именно они, завершая строительство своего собственного имения, задумали воздвигнуть рядом что-то красивое и грандиозное. Уже тогда у главы семейства, бывшего кардинала Иннокентия Х, появилась мысль соорудить обелиск, вершину которого увенчивал бы голубь, держащий в клюве ветку оливы.

Строительство этого произведения искусства, которое позже прозвали «Фонтаном четырех рек», после непродолжительного конкурса поручили одаренному архитектору Джованни Лоренцо Бернини.

Строительство водного источника было непозволительно затратным. Однако это ничуть не остановило его создателей. Дабы закончить грандиозный проект, местным властям приходилось неоднократно повышать налоговые выплаты.

У Бернини существовало уйма недоброжелателей, некоторые из которых даже утверждали, что в фонтан четырех рек не будет поступать вода из-за неправильных математических расчетов. Тем не менее, в тот день, когда состоялся его первый запуск, эти сомнения рассеялись. На данный момент вода сюда доставляется из Аква Вирго, старинного античного акведука.


Фонтан четырех рек и обелиск на площади Навона

Как Бернини удалось получить заказ на фонтан


Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме

Гениальный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был замечен еще в те далекие времена и по достоинству оценен многими поклонниками искусства, в числе которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские. Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.


Герб Папы Иннокентия X

Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему.Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось. Где остановиться рядом с Пьяцца Навона

Говорят, для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.

Это интересно!

Средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб.

Советуем почитать:


ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ

Как добраться до площади Пьяцца Навона

Одна из самых живописных площадей Рима находится в районе Парионе (Parione) — это старый город, где сосредоточены лучшие достопримечательности. Отсюда можно за 15-20 минут самостоятельно дойти до Колизея, Римского форума и Большого цирка.

Как добраться от вокзала Термини:

Точный адрес:

Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия.

Вариант 1Автобус:от Roma Termini маршрутом №70 ехать до остановки Rinascimento или маршрутом № 40 до остановки Argentina, в пути 15 минут.
Пешком:от остановки Rinascimento идти 100 метров, от Argentina — 400 метров.

Как добраться от аэропорта Фьюмичино:

Вариант 1Поезд:региональным рейсом FL1 R 22093 ехать до ж/д вокзала Roma Ostiense около 30 минут.
Автобус:от вокзала Roma Ostiense маршрутом №30 ехать до остановки Senato, в пути 16 минут.
Пешком:от остановки Senato идти 60 метров.

Также из аэропорта до площади Навона можно добраться через ж/д вокзал Roma Termini, куда ходит несколько региональных поездов и экспресс «Леонардо».

Неподалеку от площади расположены остановки автобусов № 30, 81, 87, 492, 628, С3 и других. Ближайшая станция метро Spagna расположена на расстоянии 1,2 километра.

Архитектор Бернини

Жизнь Бернини вряд ли можно было назвать безмятежной. В ней были и взлеты и падения. А главное долгое соперничество с собратьями по искусству. Талантливыми мастерами художниками, скульпторами и архитекторами Италия обделена не была, но главным соперником все же для Бернини был его сверстник Борромини. Особенно трудно пришлось Бернини после смерти его покровителя папы Урбана VIII, который скончался в 1644 году на 77 году жизни.

Бернини стал испытывать серьезное беспокойство. Новый папа — Иннокентий X, помня о его оплошности во время постройки башен церкви Святого Петра, одна из которых дала трещину, назначает расследование, а спустя два года башни решено снести. Папа избирает в качестве главного архитектора Борромини. Бернини остается без заказов.

Иннокентий X, как все его предшественники и последователи, начинает с постройки дворца для семьи Памфили — фамилия, которую папа носил до избрания. Дворец для папы строил архитектор Борромини. Расположился он на площади Навона в Риме.

Легенды фонтана

Есть несколько историй, связанных с фонтаном «Четырех рек», насколько они верны — судите сами:

Одна из них рассказывает о том, что Бернини специально разместил три фигуры богов таким образом, чтобы они не смотрели в сторону стоящей напротив фонтана церкви Сан Аньезе, построенной по проекту Борромини. А фигура бога реки Ла-Плата изображает ужас от нечаянно увиденного зрелища — верхней части фасада этой церкви.

Другая легенда рассказывает о том, что перед открытием фонтана «Четырех рек», папа Иннокентий X в сопровождении того же Борромини пришел поглядеть, как проходят работы. Он обходил его, взирая на композицию с восхищением, более часа. Завистливый соперник Борромини едко заметил, что при такой конструкции фонтана, вода никогда не будет бить. Папа спросил у Бернини о том, когда фонтан заработает. Бернини ответил, что «на все воля божья» и попросил папу благословить фонтан. Иннокентий X исполнил просьбу и собрался удалиться, как вдруг фонтан «Четырех рек» забил. Бернини вздохнул с облегчением. Папа был до глубины души растроган сюрпризом, подготовленным великим скульптором и архитектором специально для него.

После установки фонтана «Четырех рек», отношения между папой и Бернини стали теплыми, и гений скульптуры занял место главного архитектора папства.

Боги четырех рек, украшающие фонтан в Риме

За свою многовековую историю фонтан «Четырех рек» не претерпел изменений, но оброс множеством историй и легенд, став от этого еще интереснее. И сегодня сотни тысяч туристов стремятся на площадь Навона, чтобы полюбоваться творением великого мастера.

История создания

История создания многочисленных фонтанов на территории итальянской столицы уходит корнями в историю Древнего Рима, когда 11 акведуков давали возможность полностью обеспечивать римлян водой. Уже в те далекие времена начинали создавать большие и малые фонтаны, призванные утолять жажду и заодно украшать площади древнего города. В эпоху ренессанса на новой волне возрождения Рима папы принялись восстанавливать заброшенные акведуки и обустраивать новые фонтаны, которые украшали не только римские площади, но и благородные дворцы знатных особ.

Большинство этих архитектурных сооружений, из которых струится и капает вода Тибра, представляют собой мифические образы, а также олицетворяют обитателей морей и их глубин. Фонтаны Рима вдохновляют своей красотой поэтов и музыкантов, режиссеров и художников, скульпторов и архитекторов. Под впечатлением журчащих струек воды и сверкающих в лучах средиземноморского солнца падающих капель итальянский композитор Отторино Респиги в 1916 году создал симфоническую поэму «Фонтаны Рима».

Колизей, Римский форум, Палатинский холм с одним билетом – 20 €Вход ко времени в собор Святого Петра с аудиогидом – 19,50 €Быстрый вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу – 30 €Без очереди: музеи, Сикстинская капелла, собор Святого Петра – 47,10 €Обзорная экскурсия на автобусе hop-on hop-off – 14 €Билет на автобус по Риму: на 24, 48 или 72 часа – от 28 €Собор Святого Петра с подъемом на купол и посещением крипты – 45 €

Фонтан Треви

Рекомендовать место

17

3

Путешественники, которым довелось воочию созерцать это великолепное произведение искусства, в буквальном смысле замирают от восхищения, пораженные его невероятной красотой и монументальностью. Фонтан Треви — самый знаменитый фонтан Вечного города. Размеры этой массивной композиции составляют 20 метров в ширину и 26 в высоту, занимая практически все пространство площади. Он был создан на основе эскизов Бернини, одним из основных увлечений которого было создание театральных эффектов. Фонтан Треви настолько популярен у жителей Рима и туристов, что небольшая площадь напоминает заполненный до отказа зрителями амфитеатр, сценой которого является удивительная композиция фонтана, в центре которой находится бог Океан в запряженной двумя морскими коньками раковине-повозке. Тритоны указывают им путь между скалами. Дно фонтана усеяно монетами — предание гласит, что желающие вернуться в Рим, непременно должны бросить монетку правой рукой через левое плечо, стоять нужно повернувшись к фонтану спиной. Еще одна туристическая традиция заключается в том, чтобы выпить воды из расположенных в правой части фонтана “трубочек влюбленных”.

Фонтан четырех рек

Адрес: Piazza Navona, 107

Одно из самых знаменитых творений архитектора Бернини, которое возникло в середине 17 века. Египетская стела, которая венчает фонтанное сооружение, имеет древнюю историю и относится к 309 году. В эпоху средневековья она была частично разрушена и позже восстановлена и приведена в соответствующий вид.

Фонтан символизирует воды четырех рек — Нила, Ганга, Дуная и Ла-платы. Украшен статуями речных богов и пейзажами стран, по которым протекают реки.

Около фонтана всегда много уличных художников, музыкантов и мимов, а зимой проходит рождественская ярмарка. Прогулка по площади Навона оставит приятное впечатление и погрузит в атмосферу местного колорита.

Экскурс в историю

«Пьяцца» в переводе с итальянского и есть площадь. А что касается названия, то одни историки пришли к выводу — название «навона» трансформировалось из первоначального «агона» — в переводе с греческого означает «состязания». Другие же уверяют — название произошло от древнеримского «in agone» — «на арене», которое позже переделали в «навона».


Своим появлением Пьяцца Навона обязана любителю зрелищ Цезарю. На месте нынешней площади в Риме располагался стадион Цезаря, построенный еще в 46 году до н.э. Стадион этот был временным сооружением, где атлеты демонстрировали свою мощь и преимущество перед соперниками –кулачные бои, соревнования по бегу, метание диска. Вскоре, учитывая популярность состязаний, стадион из временного стал постоянным, был расширен и украшен статуями и барельефами. Иногда арену специально затапливали водой и разыгрывали морские сражения – они пользовались не меньшей популярностью среди любителей «зрелищ».

В дни гонений на христиан эта арена превращалась в место для показательной казни и бойни: на верующих выпускали зверей, и тысячи зрителей с упоением наблюдали за смертельной схваткой.

Позже, в 86 году нашей эры император Домициан, который был большим любителем различных спортивных состязаний, велел расширить стадион (теперь его ширина была 105 метров, длина – 275 метров, а вместимость составила 15 тысяч человек), а также обустроить в нем торговые лавки и увеселительные заведения (в том числе и бордели).

К XV веку вместо стадиона площадь превратилась в огромную торговую площадку – множились торговые лавки, развивалась торговля между городами и странами. Часть стадиона (где находились трибуны) была застроена домами. Появляются дворцы, храмы, фонтаны, был проведен акведук Девы. Площадь постепенно набирала популярность среди римлян, став со временем местом народных праздников и гуляний.

История возникновения фонтана Треви

Создание фонтана осуществлялось на протяжении 30 лет, в период с 1732 по 1762 год, по эскизам знаменитого Бернини. Творцом этого прекрасного произведения архитектуры является Николай Сальви.

Фото: crystaltmc / Shutterstock.com

Акведук Агриппы

Примечательно, что до сооружения фонтана на площади находился всего лишь небольшой ключ, из которого можно было утолить жажду. Этот водопровод был проложен еще во времена правления императора Октавиана Августа (Octavianus Augustus) в 20-е годы до н.э.

Организация очистки городской канализации и устройство акведука выполнял Марк Випсаний Агриппа (Marcus Vipsanius Agrippa). Так римляне получили чистую воду в центре города, а новый 12-километровый водопровод стали называть Аква Вирго (Aqua Virgo), что в переводе означает «Вода девы».

Эскизы фонтана

Строительство фонтана на месте небольшого ключа на площади Треви (Piazza di Trevi) началось с того, что папа римский Урбан III решил сделать центр столицы более помпезным и впечатляющим.

Создание эскиза будущего фонтана было поручено знаменитому Джану Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который выполнил изначальный проект сооружения в стиле барокко.

После смерти папы римского Урбана III работы по проектированию фонтана пришлось отложить, но к ним вернулись с 1700 года, когда эскиз продолжил разрабатывать Карло Фонтана (Carlo Fontana), учившийся у Бернини.

Он добавил образности и символичности первоначальному эскизу, сделав его более классическим и расположив в его центральной части фигуру бога Нептуна в окружении слуг.

Когда умер Карло Фонтана в 1714 году, папа Клемент XII объявил конкурс для выбора главного архитектора. В конкурсе приняли участие 16 известных архитекторов, победителем стал Никола Сальви (Nicola Salvi), который и придал фонтану тот вид, которым мы любуемся в настоящее время.

Современное время

Никола Сальви удалось сделать фонтан органичной составляющей архитектурной композиции всей площади. При этом фонтан не является отдельно стоящим сооружением, а примыкает с одной стороны к палаццо Поли (Palazzo Poli), образуя тем самым фасад.

Также под руководством этого талантливого архитектора появились изумительные скульптуры, олицетворяющие множество образов.

Фото: Brita Seifert / Shutterstock.com

Реконструкция

Долгое время фонтан Треви находился на реконструкции. Восстановительные работы начались в июне 2014 года и продолжались до 4 ноября 2015 года. К тому времени каменная композиция уже начинала приходить в упадок, а от некоторых скульптур начали отваливаться части, ведь предыдущая реставрация имела место больше 125 лет назад. Восстановление фонтана заинтересовало даже модный дом Fendi.

Фонтан был закрыт прозрачным экраном и туристам, желающим полюбоваться прекрасным творением, приходилось идти по специальным дорожкам.

К счастью, на сегодняшний день все работы завершены и обновленный фонтан предстал перед любителями прекрасного во всей красе!

Основные достопримечательности вокруг

Эту площадь многие римляне называют великим противостоянием двух архитекторов – Бернини и Борромини. Два мастера соревновались за звание лучшего, пытаясь превзойти соперника, и результатом этого противостояния стали скульптуры и фонтаны на площади Навона.

  • Фонтан Четырех рек в Риме. Олицетворяет собой 4 великие реки — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата – и соответственно, 4 континента (Африка, Азия, Европа и Америка). Построен архитектором Джованни Лоренцо (Джан Лоренцо) Бернини по заказу папы Римского. В центре фонтана находится покрытый иероглифами древнеегипетский обелиск, высота которого составляет почти 16,5 метров.

Храм Святой Агнессы. Строение в барочном стиле выполнено архитектором Франческо Борромини. С этой церковью связана своя легенда – выстроена она была в честь святой великомученицы Агнессы. Юную 13-летнюю Агнессу, принявшую христианскую веру, сослали в бордель за то, что отказала известному римскому префекту. Девушку хотели отдать на растерзание солдатам, но Ангел, явившийся ей, не позволил надругаться над девушкой: как только с нее была сорвана одежда, у Агнессы вдруг отросли волосы и закрыли ее от нескромных взглядов. Позже девушка приняла мученическую смерть, и церковь объявила ее святой.

Церковь ее имени была освящена в 1123 году, о чем гласит памятная табличка, а само строительство велось в 1652 году.

Знаменитый фонтан Нептуна в Риме, построенный в 1574 году архитектором Джакомо делла Порта, изначально не имел никаких украшений – простая форма и строгость линий отличали этот фонтан. Лишь в самом конце XIX века скульптор Антонио делла Битта придал фонтану законченный вид, создав скульптурную группу – фигура грозного морского бога, который поражает своим трезубцем гигантского осьминога.

Фонтан Мавра также принадлежит авторству делла Порта. Изначальный проект содержал лишь 4 фигуры тритонов, и только почти век спустя (1654 год) фонтан подвергся реконструкции мастером Бернини, который добавил несколько скульптур в общую композицию – центральное место отведено фигуре мавра, борющегося с дельфином, а также добавлены фигурные изображения рыб.

Палаццо Браски был построен в 1792 году для близкого родственника Папы Римского Пия VI. Автором проекта стал архитектор Козимо Морелли. Но в строительство вмешались военные действия, а именно – вторжение Наполеона. Строительство пришлось заморозить вплоть до 1811 года. Позже правительство Италии никак не могло найти применение для столь роскошного здания: в послевоенное время дворец служил убежищем для нескольких сотен итальянских семей, а в 1952 году стал музеем.

Есть у дворца собственная достопримечательность – скульптура, датируемая эллинистическим периодом, найденная при раскопках на месте нынешнего дворца.

На эту фигуру башмачник Пасквини, живший неподалеку, развешивал сатирические стихи (пасквили), обличающие власть. Вслед за ним и другие жители Рима вывешивали свои пасквили на этой статуе.

  • Палаццо Памфили– фамильный особняк богатого римского семейства, был построено архитектором Джироламо Райнальди в XVII веке. Некоторые источники указывают на то, что в этом доме жила любовница Папы Римского Иннокентия Десятого, Олимпия Памфилия. Многие влиятельные иностранные сановники перед тем, как отправиться на прием к Папе, старались заполучить аудиенцию у донны Олимпии и получить ее благосклонность, чтобы в случае чего она замолвила перед Папой словечко. Сегодня в стенах палаццо находится посольство Бразилии.

Фонтаны Площади Пополо

Piazza del Popolo (Народная площадь) — огромная овальная пешеходная зона, окруженная балюстрадой со скульптурами Времен Года и расположенная у подножия холма Пинчо, который не входит в число 7 основных холмов Рима. Народная площадь впечатляет двумя симметрично расположенными церквями-близнецами. Она знаменита скульптурными монументальными группами – фонтанами, которые находятся на противоположных сторонах площади и создают с фонтаном у обелиска в центре площади единый архитектурный ансамбль.

Фонтан «Богиня Рима» – работа скульптора Джованни Чеккарини 1814-1823 годов.

Центр композиции – Римская богиня, которая находится в окружении двух старцев, символизирующих реки Аниене и Тибр (все фигуры выполнены из мрамора). Под ее ногами расположена скульптура легендарной волчицы, которая кормит новорожденных младенцев Рема и Ромула.

Фонтан «Богиня Рима» на Площади Пополо в Риме.

Фонтан «Нептун» — работа скульптора Джованни Чеккарини.

Центр композиции – мраморный римский бог морей Нептун, держащий в правой руке трезубец. Он окружен двумя тритонами и дельфинами. Внизу к стене из камня травертина примыкает маленькая чаша, а под ней находится большая морская раковина, их которых вода каскадом падает в нижний бассейн.

Центр площади Пополо украшает с 16 века 36 метровый Обелиск египетского фараона Рамзеса II. В начале 19 века Джакомо делла Порта создал фонтан вокруг стелы: на четырех постаментах по углам обелиска лежат белые мраморные львы, из пасти которых вода струится в большие чаши.

Фонтан 4 рек — аллегории и образы

Фонтан «Четырех Рек» состоит из большой эллиптической ванны, в центральной части которой установлена многофигурная мраморная композиция, являющаяся своеобразным оплотом для громадного обелиска. Сама же стела, изготовленная во времена ранней империи и долгое время украшавшая Цирк Максенция, представляет собой копию древнеегипетского обелиска.

Фонтан Четырех Рек. Фрагмент

Колоссальные статуи, вырубленные из белого мрамора, олицетворяют главные реки четырех известных на момент создания фонтана континентов:

  • Нил, являющийся самой большой рекой Африки;
  • Ганг – водный гигант Азии;
  • Дунай, раскинувшийся по территории Европы;
  • Ла-Плата, находящаяся в Америке.

Данные аллегории были выполнены учениками великого Бернини, а именно: Джакомо Антонио Фанчелли, Клодом Поуссин, Антонио Раджи и Франческо Баратта. Талантливые скульпторы не только качественно справились с поставленной задачей, но и отлично смогли передать динамику и эмоциональный фон композиции, задуманные автором проекта.

Фигура льва

Кроме этого, в декоративном убранстве фонтана присутствуют семь животных, не считая венчающего обелиск голубя, держащего в клюве оливковую ветвь – геральдический символ фамилии Памфили. Идея Бернини, наделившего скульптурную композицию разнообразием флоры, заключалась в представлении зрителю такого себе мира, полного жизненной силы и энергии. Мастер создал не только пейзаж, наполненный всевозможными животными и растениями, но и сумел передать атмосферные явления. Если присмотреться к пальме, расположенной между аллегориями Ганга и Нила, то можно заметить, как ветер треплет ее листья.

Аллегории Ганга и Нила

Фонтан Треви

Адрес: Via della Stamperia, 81

Самый большой и красивый фонтан в Риме. Его высота составляет около 26 метров, а ширина около 50 метров. Своим существованием фонтан Треви обязан архитектору Николо Сальви. В середине 18 века он создал это величественное барочное сооружение в дополнение к дворцовому фасаду. Вместе со зданием Дворца, фонтан приобрел еще более грандиозный облик.

Существуют приметы, связанные с этим фонтаном. Если бросить в него одну монету, то приедете в Рим еще раз. Бросите две монеты – встретите любовь. Три монеты – выйдете замуж или женитесь. Четыре – разбогатеете. Можно представить себе, какую сумму ежегодно «вылавливают» коммунальщики из его вод.

Еще он считается фонтаном любви в Риме. Сюда приезжают свадебные пары испить воды, чтобы их любовь ни когда не угасла, и они прожили в счастье и согласии до самой старости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: