Эллора

туризм

Картина в пещере 1 (настоящее и бывшее состояние)

Несмотря на удаленность Аджанты, туризм все больше угрожает картинам, некоторым из которых около 2100 лет; Поэтому в некоторых пещерах были установлены фиксированные барьеры, чтобы защитить картины от частых и бессмысленных разрушений — кроме того, многие картины были защищены стеклами из оргстекла. Временное повышение влажности, вызванное большим количеством посетителей храмов, уже необратимо повредило росписи потолков в некоторых пещерах. В плохо освещенных пещерах теперь запрещено фотографировать со вспышкой, чтобы уберечь картины от дальнейшего ухудшения. Фотосъемка со штатива также запрещена.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

Прощание с Буддой

Я перешёл в другую пещеру, освещаемую с пола одной большой лампой. Поднял глаза и вздрогнул от неожиданности: из полумрака на меня смотрела огромная статуя сидящего Будды. «Как живой!» — пронеслась мысль. Я медленно подошёл к Будде и положил ладонь на его плечо. От камня исходило тепло и спокойствие, которое передавалось мне. Я погрузился в безмятежное состояние. Время остановилось. И вдруг сильный хлопок и вспышка света заставили меня вздрогнуть ещё раз. Лампа, освещающая пещеру, лопнула. Наступил полный мрак. А так как в пещере я был один, то воцарилась абсолютная тишина. В этих пещерах звуки подолгу «висят» в воздухе, никуда не уходят, создавая неповторимый акустический эффект. Многие туристы ради забавы хлопают в ладоши, что-то выкрикивают, наслаждаясь «музыкой пещер»… Никуда не уходит отсюда и время. И далёкое прошлое всё ещё живёт здесь. Ведь пещеры были естественным путём законсервированы почти на тысячелетие. Это и довелось испытать мне. Я стал прислушиваться… Из темноты веков до меня стали доноситься звуки жизни, прошедшей под этими каменными сводами. Да, я слышал молитвы, читаемые нараспев, перезвоны серебряных колокольчиков, лёгкое потрескивание свечей. Потом я, возможно, дал волю фантазии, потому что вдруг услышал и пение птиц, и крики обезьян, и даже грозный рык тигра… Меня резко окликнули, и это было реальностью: служитель музея потребовал, чтобы я немедленно вышел. Я взглянул на Будду, сидящего в глубине пещеры, мысленно попрощался с ним и вышел.

Ранние природные пещеры

Пещера Саптапарни , убежище Будды .

Самые ранние пещеры, используемые людьми, были естественными пещерами, которые они занимали или использовали для различных целей, таких как святилища и убежища. Данные свидетельствуют о том, что пещеры были впервые заселены и немного изменены в периоды палеолита и мезолита , примерно до 6000 г. до н.э. Эти изменения не классифицируются как архитектура. Ранние примеры включали украшение нависающей скалы узорами, вырезанными из камня . В Рок Приюты Бхимбетка , в настоящее время обозначены как ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия , находятся на краю плато Декан , где драматическое эрозия оставил массивные песчаник обнажения. Исследователи обнаружили примитивные инструменты и декоративные наскальные рисунки, сделанные людьми во многих пещерах и гротах этого района , самые ранние рисунки, датируемые примерно 8000 годом до нашей эры.

Во времена Будды (около 563/480 или около 483/400 до н.э.) буддийские монахи также имели обыкновение использовать естественные пещеры, такие как пещера Саптапарни , к юго-западу от Раджгира , Бихар . Многие считают, что это место, где Будда провел некоторое время перед своей смертью и где после смерти Будды состоялся первый буддийский совет ( паранирвана ). Сам Будда также использовал пещеру Индрасала для медитации, положив начало традиции использования пещер, естественных или искусственных, в качестве религиозных убежищ, которая просуществовала более тысячелетия.

Индия – земля высеченной в скалах архитектуры

Геология плато Декан и некоторых других регионов Индии обеспечивает достаточное количество обрывов и куполов, идеально подходящих для создания высеченной в скале архитектуры. С начала исторических времен (примерно в III веке до н. э.) Индия пережила несколько периодов расцвета и разнообразия культур, и одна из наиболее хорошо сохранившихся форм этой богатой культуры – высеченная в скалах архитектура, которая встречается в большинстве частей страны. Такие высеченные в скале сооружения, особенно пещерные храмы, считались лучшей возможностью уйти от реальности материального мира и медитировать у самого сердца горы.

На сегодня в Индии известно более 1500 высеченных в скалах храмов, а также других сооружений, созданных 2300-800 лет назад. Многие из них содержат произведения искусства мирового значения, и большинство этих пещерных храмов украшено невероятной сложной резьбой по камню, а иногда и картинами. Сами по себе эти конструкции представляют собой удивительные достижения структурной инженерии, точности и невероятного мастерства.

Масруские храмы, Химачал-Прадеш

Незаслуженно малоизвестным чудом Гималаев является удивительный индуистский храмовый комплекс – храмы Масрура. В 8-м или 9-м веке (письменных источников об этих древних храмах не найдено) одна из характерных песчаниковых гряд в долине Кангри чудесным образом видоизменилась – неизвестные скульпторы раскололи скалу, открыв 15 (в более ранних источниках упоминается 19) крутых склонов – сторонние пирамиды – сикхары, покрытые сложной резьбой по камню.

В передней части этой группы пирамид был высечен прямоугольный резервуар для воды – ган длиной почти 50 м. Он почти всегда наполнен водой и отражает удивительный храмовый комплекс

Возможно, это самый ранний пример очень важного стиля в индуистской архитектуре – стиля Нагара. К сожалению, большая часть ценностей этих храмов была сметена силами природы

Особенно катастрофическим было землетрясение 1905 года, превратившее некоторые храмы в руины.

Пещеры Карла, Махараштра

Пещеры Карла относятся к старейшим храмам Индии, высеченным в скалах. Строительство этих буддийских храмов началось в 120 году до н. э. и продолжалось до середины 2 века н. э. Еще несколько работ были выполнены в V – X веках н. э. Пещеры Карла могут быть одними из самых ранних пещер, высеченных в скалах, но качество их богатого орнамента и скульптур далеко от примитивного и принадлежит к лучшим образцам древнего искусства.

Здесь находится крупнейшее в Индии святилище, высеченное в скалах. Этот великолепный зал был построен в I веке до н. э. и имеет длину 45 м и высоту 14 м. Некоторые отметили, что это сооружение во многом похоже на христианские соборы, которые были построены тысячу лет спустя. Потолок этой святыни имеет деревянные ребра. Эта древесина была вырублена 2000 лет назад и хорошо сохранилась.

Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.

Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

  • чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
  • вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии буддийское учение на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.

В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход.Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

Stepwells

Чанд Баори , Абханери возле Бандикуи , Раджастан , является одним из самых глубоких и крупнейших ступенчатых колодцев в Индии.

Ступенька — это большая яма в земле со ступенями с одной или нескольких сторон. Они используются в Индии для сбора и сбережения воды от муссонных дождей для использования в сухой сезон. Ступеньки обеспечивают доступ к воде на любом уровне. Они имеют историю около 4000 лет в Индии, впервые появившись в цивилизации долины Инда бронзового века , вновь появившись примерно в 5 веке нашей эры, а затем построенные до относительно недавнего времени, а некоторые из них все еще используются. Многие стены облицованы камнем, привезенным для этой цели откуда-то еще, но многие действительно высечены в скале. Самые изысканные изящно украшены. В основном они встречаются в более засушливых штатах, таких как Гуджарат и Раджастан . Известные примеры включают: Чанд Баори , Рани ки вав , Степной колодец Амбапура и Дада Харир Степуэлл .

Пещеры Эллоры

В штате Махараштра в центральной Индии есть деревня Эллора, рядом с которой находятся 34 пещеры, ставшие вместилищем культовых сооружений индуизма, буддизма и джайнизма. Это место находится в 29 км от города Ауранджабад. Все пещерные храмы высечены в период с VI по IX вв. в огромной скале вулканического происхождения на двухкилометровом участке по ее западному краю. Пещеры делятся на три группы по своей религиозной принадлежности и пронумерованы современными исследователями для удобства: первые 13 пещер буддийские, пещеры с 14 по 29 посвящены богам брахманского пантеона и еще 4 пещерных храма принадлежат последователям джайнизма.

Кайласанатха – это храм в 16-ой пещере Эллоры, центральное сооружение всего индуистского религиозного комплекса. Построен храм при правителе Кришнерадже I, в VIII веке н.э. Храм высечен из монолитной скалы – индийские строители создали богато украшенное архитектурными элементами здание, продвигаясь сверху вниз.

Храм Кайласанатха в пещерах Эллоры

Такая техника не терпит инженерных ошибок, ведь перестроить уже ничего нельзя. Поэтому аккуратная и художественно безупречная работа индийских мастеров поистине удивительна. Благодаря такой технике и защите скалы, из которой появился храм, он неплохо сохранился для двенадцати веков своей истории. Храм посвящен богу Шиве, отсюда и название – гора Кайлаш в Тибете считается домом бога Шивы, где он предается медитации со своей женой богиней Парвати.

Высота здания, а в данном случае, скорее, глубина – 33 метра. Настолько строители спустились по скале вниз. Вокруг храма вырублен двор шириной 51 м и длиной 58 м. Цоколь высотой 8 м украшен трехметровыми фигурами слонов. Храм Кайласанатха и пещеры Эллоры входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Кайласанатха

Особенности храмов Аджанты.

И привлекали монахов свое уединенностью и прекрасными природными пейзажами, расположенными вокруг. Хотя пещеры и располагались вдали от городов, но в тоже время находились на торговых путях, что позволяло путникам получать помощь от монахов и в свою очередь разносить славу пещер по всему свету.

Аджанты — еще фреска.

А привлекали путников в пещерах их удивительные росписи, на которых была рассказана история народов, населявших Индию, и различные исторические моменты.

Сам комплекс выполнен в скале, которая имеет базальтовую породу, в виде подковы. И разбиты храмы на 29 пещер, пронумерованных с востока на запад.

Колонны храма Аджанты.

До наших времен сохранилось немного пещер (лишь 1,2,9,10,11,16,17,19,21), но и они поражают своими росписями и скульптурами. Однако из всего перечня пещер наиболее красивыми считаются 1 и 2. А все потому, что эти пещеры были построены самыми последними, вот поэтому наиболее лучше сохранились.

В пещере 1 изображена сцены из жизни Будды, а также имеются различные скульптуры из буддийских преданий. Высота этой пещеры достигает 6 метров, а поддерживают потолок колоннады.

Буддийский храм в Аджанте еще одна работа мастера.

А вот пещера 2 совсем не похожа на предыдущую пещеру своими фигурками и росписями, но так же украшена великолепными колоннами. Все пещеры комплекса делятся на молельни и обители. Первыми строились молельни, которые имели восьмиугольные опоры и чатия (символ поклонения).

В этих молельнях до сих пор сохранилось множество шедевров буддийского искусства.

Пещеры Аджанты — уникальный храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии

Адрес: ИндияПостройка: со II века до н. э. по V век н. э.Количество пещер: 29 шт.Координаты: 20°33'12.4″N 75°41'58.6″E

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь

Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен. Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства

Общий вид на пещеры

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: