Санта-мария-дель-фьоре

Как добраться до Пизанского собора в Италии

До Пизанского кафедрального собора, удачно расположившегося по адресу: Piazza del Duomo, 56126 Pisa, Италия, можно добраться общественным транспортом. Так в сторону архитектурного памятника до остановки Pisa V.C.Matilde I.T.I.S. следуют автобусы № 070, 071, 110, 120, 140, 190.

Маршрут до Пизанского собора от Международного аэропорта Пизы на автобусе — Google Maps

В пяти минутах ходьбы от собора есть станция метро Piazza Fancelli, а любителям пеших передвижений придется по душе 25-минутная прогулка от центрального вокзала до храма, пролегает по живописным улочкам Пизы. Можно также заказать такси, из известных любому русскому туристу есть Kiwitaxi.

Видео про Пизанский собор

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Купол

После сорокалетнего простоя, работу над куполом доверили Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески изобрел специальные подъемные механизмы для ежедневного подъема наверх около шести тонн материалов.

Брунеллески понимал, что возведение купола сопряжено с дополнительные нагрузками, и все его усилия были направлены на максимальное облегчение веса.

Гений Брунеллески в том, что он, не будучи архитектором, сумел понять законы организации форм, перераспределения и передачи нагрузок. Облегчение веса свода достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, одна из которых является несущей, а верхняя – ограждающей.

Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это новаторское инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций. Купол крупный красного цвета, расчленен только белыми каркасными ребрами.

Деревянный макет купола

Никакого декора, все предельно просто. Но эта простота достигается невероятной сложностью решения всех частей купола.

Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер – стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью. Технической находкой является способ кладки. Кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола.

Купол Дуомо сегодня, вид изутри

Вес купола без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн, его диаметр составляет 42 м, высота 91 м от пола собора.

В 1436 году купол, состоящий из четырех миллионов кирпичей, был завершен. В 1446 году на крыше появилась лантерна.

Карта Модены

Кафедральный собор Святой Марии Вознесения и Святой Геминиан Моденский Cattedrale Метрополитана ди Санта Мария Ассунта е Сан Geminiano (на итальянском языке )

религия

присоединение
Римский католик

Провинция
Митрополия Модена-Nonantola

обряд
Римский

руководство
Архиепископ Эрио Кастелуччи , почетный епископ Бенито Кокки

Год освящен
1184

Место нахождения

Место нахождения
Модена , Италия

географические координаты
44 ° 38'46.5 “N 10 ° 55'32.4” E  /  44.646250 ° N 10.925667 ° E  / 44.646250; 10.925667 Координаты: 44 ° 38'46.5 “N 10 ° 55'32.4” в.д.  /  44.646250 ° N 10.925667 ° E  / 44.646250; 10.925667

Архитектура

Архитектор (ы)
Lanfranco , Ансельмо да Кампионе

Архитектурный стиль
романский

Groundbreaking
1099

Завершенный
1319

Официальное название: Собор, Torre Civica и Piazza Grande, Модена

Тип
культурный

критерии
I, II, III, VI

назначенный
1997 (21 – е заседание )

Ссылочная нет.
+827

государство-участник
Италия

Область, край
Европа и Северная Америка

Модена собор ( итальянский : Cattedrale Метрополитана ди Санта Мария Ассунта е Сан Geminiano но просторечии известный как просто Дуомо ди Модена ) является римско – католический собор в Модене , Италия , посвященный Вознесения Девы Марии и Святого Геминиан Моденский . Ранее место епархии, позже Митрополия, Модена, он был с 1986 годом архиепископского Местопребывания архиепархии Модена-Nonantola . Освящен в 1184 году , является важным романский здание в Европе и Всемирного наследия .

Музей Энцо Феррари

Знаете ли вы, что создатель автомобильной марки Ferarri был родом из Модены? Энцо Феррари действительно жил в этом городе, и музей его имени служит своеобразной данью уважения личности этого великого человека.

Часть музея находится на территории дома, в котором жил Энцо, а рядом с ним расположился современный выставочный зал.В музее собрана фантастическая коллекция спортивных автомобилей Ferrari разных эпох и всевозможные артефакты, так что если вы являетесь давним поклонником этой автомобильной марки, вам определенно есть, что посмотреть в Модене.

В доме Энцо вы увидите различные экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве мастера.Для любого любителя марки Ferrari этот музей – настоящее сокровище!

Адрес: Museo Enzo Ferrari, Via Paolo Ferrari, Модена, Италия.

площади Сан-Марко

Попав на главную площадь Венеции, вы ощутите всю роскошь Венецианской республики. Достопримечательности Сан-Марко вскружат вам голову своим изобилием. Учитывая, что попадают на площадь в основном с воды, начнем с достопримечательностей Пьяцетты Сан-Марко:

Дворец Дожей – главная резиденция правителей республики и шедевр готической архитектуры. Место живет историей. Обязательно возьмите экскурсию внутрь. Комбинированный билет во дворец и другие музеи Сан-Марко будет стоить около 20 евро.

Библиотека Марчиана, самая большая в Венеции. Построена в ренессансном стиле. 

Археологический музей порадует экспонатами времен Древних Греции и Рима. Не менее интересная коллекция монет, начиная с 5 столетия до н.э..

Колонны со скульптурами Святого Теодора и Крылатого льва

О них мы писали в разделе об истории Сан-Марко.
На одном из внешних углов базилики Святого Марка (южный фасад) обратите внимание на скульптуру из темно-красного материала (порфира). Скульптура называется «Четыре тетрарха», работа 4 века

Есть предположения, что изображены сыновья Константина Великого, которые в печали после его смерти. Венецианцы привезли скульптуру из площади Филадельфион в Константинополе. 

Колонны Акко – еще одно украшение, привезенное венецианцами из Константинополя в 1204 году, из церкви Святого Полиевкта. Изначально предполагали, что колонны из израильского города Акка, отсюда название. Две колонны находятся у южной стороны базилики Святого Марко. 
С Пьяцетты Сан-Марко открывается прекрасный вид Венецианскую лагуну и восхитительный остров Сан-Джорджо-Маджоре.

Достопримечательности Пьяццы Сан-Марко:

  • Собор Сан-Марко – главный кафедральный собор Венеции и самая узнаваемая достопримечательность Венеции. В соборе хранятся мощи святого Марка с 836 года, даты основания собора. Святыня выполнена в византийском стиле и изобилует декоративными элементами. Безусловно, это must-see в Венеции и, пожалуй, всей Италии.
  • Квадрига святого Марка – ее увидите на лоджии собора Святого Марка, над центральным входом. Эта достопримечательность Сан-Марко достойно отдельного внимания. Выполнена из позолоченной бронзы скульптором Лисиппом в 4 веке до н.э.. Очень редкий пример сохранившейся конской античной скульптуры, оригинал находится в Музее Сан-Марко.
  • Торре-делл'Оролоджо – часовая башня с уникальными часами. О них написано выше в разделе об истории.
  • Церковь Сан-Бассо – находится справа часовой башни. Закрыта для публики, иногда открыта во время выставок.
  • Procuratie – серия зданий, которые служили домами и офисами прокурорам Венеции, находятся с северной стороны площади Святого Марка. На первом этаже много ресторанов и магазинов.
  • Два легендарных кафе Сан-Марко: Caffè Florian 1720 года основания (в аркаде Procuratie) и Caffè Quadri 1775 года (по другую сторону площади).
  • Наполеоновское крыло (Ala Napoleonica) – в западной части площади, в конце Procuratie – церемониальная лестница, построенная Бонапартом в 1810. Сегодня она ведет в музею Коррера.
  • Музей Коррера – художественный и исторический музей Венеции.
  • Кампанила собора Святого Марка и Лоджетта – колокольная башня и пристройка к ней, стоит особняком на площади. Можно подняться на сам верх и со смотровой площадки наблюдать достопримечательности Сан-Марко и всей Венеции, а также увидеть пять оригинальных колоколов башни. 

Картина итальянского художника Каналетто 1720 года, изображающая площадь того времени. Будто фото площади Сан-Марко 18 века.

Кафедральный собор Палермо, Сицилия

Обьект Всемирного наследия ЮНЕСКО с недавнего времени (3 июля 2015 года), этот собор воплощает в себе сумасшедшую смесь архитектурных стилей разных эпох. Как только Вы попадете в собор Палермо, Вы влюбитесь в него с первого взгляда и узнаете многое о истории Сицилии и многих цивилизаций, которые здесь останавливались. Посвященный Деве Марии, собор Палермо настолько впечатляет и захватывает, что это чувство трудно описать словами: одним словом, Собор Успения Девы Марии — это действительно шедевр. Откройте его для себя и насладитесь безупречным сочетанием норманнской, готической, арабской архитектуры и, как ни странно, даже классицизма! Вы будете очарованы!

Все достопримечательности Палермо здесь.

Собор Палермо. Фото Thinkstock

Бесплатные церкви

Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?

Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них  поразительные.

Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.

Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона

Обратите внимание на перечень художников

Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!

Фрески на потолке в церкви Святого Пантелеймона

Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.

Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:

В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).

А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.

Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.

Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.

Собор Сан-Марко с верхней галереи

Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.

Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка — вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.

Впрочем, здесь тоже есть платная часть – за полтора евро вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.

Купол одной из часовень

Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» — выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).

Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.

Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.

Внутри — великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.

«Введение Девы Марии во храм» Тинторетто

В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.

Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».

«Товий и ангел» Тициана

Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)

Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).

В церкви есть 4 картины Тициана

Фрагмент «Сошествие Святого Духа на апостолов» Тициана

15 главных достопримечательностей Модены

Многие любители Италии сразу ответят, чем знаменита Модена. Достопримечательности этого города уходят на второй план, когда мы вспоминаем про элитные суперкары вроде Ferrari, Lamborghini, Pagani и Maserati, которые производятся в этом городе. И все же не стоит забывать, что это место также имеет богатую историю и культуру.

Модена расположена в регионе Эмилия-Романья на севере Италии между городами Болонья и Парма и равноудалена от восточного и западного побережья страны. Сегодня население города составляет 184 000 человек. Это один из крупнейших населенных пунктов региона и очень важный его экономический центр. Основным источником доходов является автомобилестроение, также тут расположена штаб-квартира международного концерна Panini Group.

Санта-Мария-ин-Космедин

Santa Maria in Cosmedin

Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по классике римского кинематографа «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды». Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.

Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.

Церковь открыта для туристов с 9:00 до 17:00 зимой и до 18:00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.

Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку! Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.

Приятного путешествия в Рим!

Собор Святого Стефана

Он находится в столице Австрии. Все туристы, будучи в Вене, стремятся увидеть сине-зеленую крышу из мелкой черепицы и готическую башню в светлых тонах. Строительство храма на этом месте начали еще в 1137 году, но церковь, которую вы видите сегодня, возводили в 15-16 веках.

Собору повезло – во время войн и сражений он почти не пострадал. Но в конце Второй мировой войны случился пожар, и кровля собора с колоколом были разрушены. Воссоздание храма ведется до сих пор. Оказавшись в нем, у вас будет возможность попасть в древние подземелья иди подняться на башню. В соборе находится самый большой колокол страны – Pummerin.

Семь паломнических церквей Рима

Классический паломнический маршрут по Вечному Городу начал формироваться еще в первые века христианства. Уже в позднем Средневековье Данте упомянул эти религиозные места в Божественной Комедии. Последние изменения в главный путь пилигримов по Ватикану и Риму внёс папа Иоанн Павел II в 2000 году. Тогда вместо собора святого Себастьяна за стенами (Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура) в паломнический перечень был включен храм Богородицы Божественной Любви. Отправляясь в путь, не забудьте заказать отель, хостел дом или апартаменты в Риме: уютное и безопасное место пребывания сделает путешествие еще более запоминающимся.

Базилика святого Петра

Собор св. Петра в Ватикане – один из главных паломнических центров христианского мира. К нему причастны Микеланджело, Джакомо Делла Порта, Рафаэль Санти… Это чудо сакральной архитектуры создавали лучшие архитекторы Италии. Главная святыня базилики – могила апостола Петра.

Источник фото: khrystofor.com.

Базилика святого Павла за стенами

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура возведена за т. наз. Аврелиановыми стенами Рима. Сюда христиане со всего мира стремятся ради возможности поклониться могиле апостола Павла. Базилика является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник фото: wikiwand.com.

Латеранская базилика святого Иоанна

Другая великая папская базилика Католической Церкви – это всемирно известная Латеранская базилика. Иначе эту святыню называют собором святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Здесь также хранятся великие христианские реликвии. Среди них есть и головы апостолов Петра и Павла.

Источник фото: panoramio.com, автор Ok.Lviv.

Базилика Санта-Мария-Маджоре

По преданию, церковь здесь была возведена после явления Девы Марии. После случилось фантастическое событие для летнего Рима: в августе 352 года тут выпал снег. На месте, где лежал снег, и построили святыню. На ее месте в 5 веке возвели новую базилику Святой Марии. Ее до сих пор часто называют не только «большей» («маджоре»), но и святыней Богоматери Снежной.

Источник фото: romanchurches.wikia.com.

Базилика Святого Креста в Иерусалиме

В малой римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме столетиями пребывает самая большая часть Креста Господня, обретённого в Иерусалиме святой Еленой. Кроме того, в капелле реликвий базилики хранятся и другие реликвии Страстей Христовых, а также мощи святых.

Источник фото: civitavecchia.portmobility.it.

Храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви

Это одно из любимых мест паломничества самих римлян. В храме хранится образ Богородицы Божественной Любви, особо почитаемый итальянцами. В 18 веке перед этим образом (когда храма еще не было, а образ был украшением замковой башне) случилось чудо – паломник был спасен от стаи голодных бродячих собак. А в 20 веке с Богородицей Божественной Любви, к которой римляне молились днем и ночью, связывают внезапное отступление нацистских войск от Рима в июне 1944 года.

Источник фото: mapio.net, автор ita26b.

Базилика святого Лаврентия за стенами

Среди «Семи паломнических церквей Рима» есть и Малая базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Святыня была построена в 580 гг. на месте захоронения святого Лаврентия, римского мученика 3 века. Также тут хранятся мощи первого христианского мученика – Стефана. История первомученика описана в библейской книге Деяний святых Апостолов.

Источник фото: iviaggidiraffaella.blogspot.com.

Piazza Roma (Площадь Рима)

В Модене есть несколько симпатичных площадей, которые обладают невероятным шармом и харизмой. Piazza Roma – определенно одна из таких площадей. Ей можно найти непосредственно перед могучим дворцом герцогов Модены, который также попал в наш список 15 лучших достопримечательностей Модены. С остальных сторон площадь окружена старинными зданиями с арочными проходами, магазинами и кафе.

В центре площади установлен красивый струящийся фонтан, который подсвечивается ночью. Также тут можно увидеть статую Чиро Менотти – знаменитого итальянского революционера XIX века.

Адрес: Piazza Roma, Модена, Италия.

Церковь Санта-Мария делла Виктория (Santa Maria della Vittoria)

Церковь Санта Мария делла Виктория, построенная в XVII веке, хранит в себе знаменитые шедевры искусства барокко. Один из них – скульптурная композиция работы Бернини «Экстаз святой Терезы». Глядя на эту удивительную скульптуру, невольно вспоминаешь слова самого Бернини: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Звучит смело, но… посмотрите на работы этого скульптора и решите сами, насколько верно это утверждение.

Также в интерьере церкви примечательна капелла Корнаро – ее оформление отличается нарочитой театрализованностью, характерной для стиля барокко.

Адрес: Via XX Settembre, 17 Режим работы: 8.30-12.00 и 15.30-18.00

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экзотическая жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: