Станции и гостиницы
Уже проектируя дорогу, римские строители ставили вдоль дороги станции, которые получили название mutationes и mansiones.
Mutatio, места смены лошадей, располагались вдоль дороги через каждые 10-15 км. Они предназначались для недолгой остановки путешественников и смены лошадей.
Даже если делать за сутки 50 или 70 километров, ехать через большую страну придется не один день. На каждые три почтовые станции (от 25 до 50 км друг от друга) приходилось по одному mansio — месту отдыха, привалу, ночлегу. Здесь находились tabernae — таверны, харчевни, deversorium — постоялые дворы, гостиницы.
Таверны пользовались плохой репутацией. И не только потому, что ходили слухи о связях содержателей гостиниц с ворами и разбойниками (кстати, время от времени слухи в той или иной местности подтверждались). Репутация у придорожных гостиниц была плохая, потому что еда в них была скверного качества вино разбавлено, а ночевать неудобно. У ворот в одну из таверн на Аппиевой дороге же красовалось такое объявление:
Выпивка стоит здесь асс.
За два асса ты лучшего выпьешь,
А за четыре уже будешь фалернское пить
Достаточно добавить, что самое ценимое в Риме фалернское вино в другом месте стоило бы не четыре, а полтора асса за амфору. Впрочем, цены вокзалов и аэропортов читателю хорошо известны.
В Риме кто имел такую возможность, запасался рекомендательными письмами и останавливался у местных жителей, в стороне. Остальным все же приходилось идти в гостиницу. В римских гостиницах «на первом этаже обычно находился трактир, на втором — комнаты для постояльцев. Меблировка спальных покоев в гостиницах была скромной, если не сказать примитивной. Она включала в себя ложе (в заведениях низшего разряда — простой топчан), лампу и как обязательную принадлежность гостиниц — ночой горшок».
В Помпеях некий «остроумный» гость оставил надпись на стене:
Мы помочились в постель.
Виноваты мы, ладно, хозяин.
Но почему же ты нам не дал
Ночного горшка?
Римская традиция «клозетного» юмора удивительным образом дожила до нашего времени: пошлейшие картинки и надписи можно видеть в английских пабах, а во Франции в кафе любого класса и даже в хороших ресторанах. Вне бывшего Pax Romana, в Германии и Польше, такого сорта «юмора» намного меньше. Российские туристы, столкнувшись с ним, часто оказываются если не шокированы, то неприятно удивлены: мы не привыкли к такому. В России, конечно, есть свой пласт клозетного юмора — как раз в общественных клозетах. В них надписи и рисунки делаются точно того же свойства, что делались в римских клозетах.
Конечно, со стороны хозяина гостиницы в Помпеях нехорошо было пожалеть ночного горшка посетителям. Но почему же посетитель гостиницы не вышел из помещения? Возможно, он не только вредничал: посетитель имел основания бояться лихих людей, которые вполне могли бродить вокруг.
Современная копия мильного камня
История Аппиевой дороги
История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.
Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.
В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.
Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.
Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.
Курорты
https://www.youtube.com/watch?v=j286CndEkycVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: sabaudia italy (https://www.youtube.com/watch?v=j286CndEkyc)
Курорт создавался как элитный, предоставляющий услуги экстра-класса, и таковым остаётся до сих пор: здесь отдыхают самые большие знаменитости Италии, звёзды шоу-бизнеса, спорта и пр.
В расположенном неподалёку Сан-Феличе-Чирчео (San Felice Circeo) отдыхают представители аристократических семей Италии. Здесь одни из лучших в области отели, рестораны, много развлечений, типичных для высшего света – верховая езда, теннис, прогулки на яхтах и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=0-xXsYTwVZYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Ладисполи часть 1 (https://www.youtube.com/watch?v=0-xXsYTwVZY)
В 50 км к северо-западу от Рима находится город Ладисполи (Ladispoli), пляжи которого популярны у жителей итальянской столицы благодаря чистоте воды, покатым песчаным берегам, а главное – невысоким ценам в ресторанах и отелях. В разгар сезона сюда приезжает множество римлян и жителей близлежащих городов.
https://www.youtube.com/watch?v=Pc9ueVfF49wVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Римские каникулы на Тирренском побережье Италии — Анцио (Italy, Lazio, Anzio) (https://www.youtube.com/watch?v=Pc9ueVfF49w)
Проехав то же расстояние, но на юг, вы попадёте в город Анцио (Anzio), также знаменитый своими пляжами, на которых отдыхали ещё римские императоры, включая Нерона и Калигулу. Здесь очень чисто, тихо, проживание намного дешевле, чем в более популярных курортных зонах, а до столицы всего час езды на электричке. Поэтому Анцио – очень привлекательный вариант для тех, кто хочет и понежиться на солнце, и увидеть все чудеса Рима за одну поездку.
Термальные курорты
Есть в Лацио и термальные курорты, в том числе один из самых известных в Италии – Фьюджи (Fiuggi). Он расположен в 80 км от Рима, у подножья гор, в окружении сосновых лесов. Минеральная вода насыщена калием, магнием и другими полезными веществами и хорошо лечит урологические заболевания. Об уникальных свойствах местных источников знали еще с давних времён: сюда приезжали лечиться папа римский Бонифаций VIII и Микеланджело.
Планирование городов и колоний
До 1 века до н. э. римляне создали не менее 40 колоний в Италии, прилегающих к ней районах Галлии, Северной Африке.
До III века н. э. римляне создали не менее 80 колоний по всему Средиземноморью.
Планирование городской среды начиналось римлянами еще до основания нового города: «Куда бы ни приходили римляне, они учреждали миниатюрную версию своего родного города — с его рынками, банями, храмами и всеми другими сложными атрибутами своего образа жизни».
Проектируя создание новой колонии, римляне всегда выясняли, хорошая ли в той местности вода, долго ли живут местные жители, часто ли они и чем болеют, есть ли поблизости выходы хорошего песка, щебня и камня, легко ли провести воду в будущий город. Важным вопросом было и строительство дороги, чтобы связать будущую колонию с другими. Выяснялось, какие есть для этого материалы и возможны ли трудности при ее строительстве, например болотистые поймы рек.
То есть римляне сразу планировали организацию целых районов с подготовленной инфраструктурой. И дорогами, включенными в общую дорожную сеть Римского государства.
Наследие ЮНЕСКО
Сразу четыре архитектурно-исторических памятника на территории области внесены в список объектов всемирного наследия, который ежегодно обновляет организация ЮНЕСКО.В него включён исторический центр Рима с Ватиканом, а также две древние виллы, расположенные в городе Тиволи (Tivoli), и некрополи этрусков в городах Тарквиния (Tarquinia) и Черветери (Cerveteri) – их племена оказывали влияние на развитие этой части страны вплоть до V века до нашей эры.
Виллы в Тиволи
https://www.youtube.com/watch?v=iZEYBE_Mp5UVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Италия. Рим. Вилла Адриана (2013) Italy. Rome. Villa Adriana (2013) (https://www.youtube.com/watch?v=iZEYBE_Mp5U)
https://www.youtube.com/watch?v=p74dOCzoawoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Вилла д’Эсте в Тиволи.Такую,вы еще не видели! (https://www.youtube.com/watch?v=p74dOCzoawo)
В том же XVI веке появилось одно из главных украшений города, вилла д’Эсте. Её построили по проекту архитектора Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) – именно он чуть раньше руководил раскопками, которые велись на вилле Адриана. Строили дворец для римского кардинала Ипполито II д’Эсте, сына печально известной Лукреции Борджиа. Помимо роскошного экстерьера и внутренней отделки, вилла знаменита и своими фонтанами, которые вдохновили Петра Великого на создание аналогичных в Петергофе.
Доехать до Тиволи можно на поезде (www.trenitalia.com), уходящем из Термини или Тибуртины; продолжительность поездки – от 30 минут до часа, стоимость билета – 2,6 евро.
Смотрите инструкцию: как добраться из Рима в Тиволи
Наследие этрусков
Некрополи этрусков, раскопанные вблизи городов Черветери (Cerveteri) и Тарквиния (Tarquinia) – огромный пласт истории, открытый в XIX-XX веках. Захоронения исчисляются тысячами и датируются V-VII веками до нашей эры. Здесь можно увидеть гробницы, расписанные цветными фресками, изображающими сцены из жизни этрусков, а также предметы быта древнего народа.
Из Рима до Черветери идёт автобус (www.cotralspa.it); дорога займёт один час, стоимость билетов (автобус и акрополь) – около 10 евро. Из Рима до Тарквинии лучше добираться на поезде; расстояние между ними – около 110 км. Время в пути – до полутора часов, билет обойдётся в 7 евро, примерно столько же стоит посещение акрополя.
Маршрут
Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.
Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!
Римские акведуки
Подобных Парку Акведуков мест невозможно встретить нигде в Италии. На огромной территории находится 7 из 11 акведуков Рима:
- Анио Ветус (Aqua Anio Vetus), 64 км, 272-269 год до н. э. – располагается под землёй, приобрёл имя «старого» после создания другого акведука;
- Марция (Aqua Marcia), 90 км, 144-140 год до н. э. – самый длинный доставляющий воду в столицу, остаётся работающим, хотя его возраст насчитывает не одну сотню лет;
- Тэпула (Aqua Tepula), 18 км, 126-125 год до н. э. – первоначально поставлял в Рим тёплую техническую воду, но позднее он был соединён с несколькими другими акведуками;
- Юлия (Aqua Iulia), 23 км, 33 год до н. э. – поставлял воду на часть холмов Вечного города;
- Феличе (Aqua Felice) 22 км, 226 год н. э., является самым молодым акведуком, с разных сторон открывает вид на другие, например, Марцию или Клавдию, ранее носил название Аква Александрина (Aqua Alexandrina), переименован в честь Папы Сикста V, которого в народе называли Феличе Перетти ди Монтальто (Felice Peretti di Montalto).
- Клавдия (Aqua Claudia), 68 км, 38 год н. э. – с руин можно рассмотреть часть римского водопровода, выходящую на поверхность, его не раз пытались восстанавливать, но, к сожалению, до наших дней дошли только развалины;
- Анио Новус (Aqua Anio Novus), 87 км, 38 год н. э. – при помощи очистительных бассейнов поспособствовал нейтрализации воды с примесями, которая ранее поступала в город.
Остальные акведуки располагаются на территории Вечного города:
- Аква Вирго (Aqua Virgo), 20 км, 19 год до н. э. – поставляет воду в фонтаны Треви (Fontana di Trevi) и Баркачча (Fontana della Barcaccia);
- Аква Альсиетина (Aqua Alsietina), 33 км, 2 год до н. э. – один из двух западных акведуков столицы и единственный водовод, поставляющий непитьевую воду;
- Аква Траяна (Aqua Traiana), 57 км, 109-110 год н. э. – при императоре Траяне, брал воду из озера Браччано (Lago di Bracciano). Его красивым окончанием в Риме служит фонтан Аква Паола (Fontana dell’Acqua Paola);
- Аква Аппия (Aqua Appia) 16,5 км, 312 год до н. э. – старейший акведук в Риме, назван в честь древнеримского политика Аппия Клавдия Цека.
Читайте, как были устроены акведуки и бани в Древнем Риме.